Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 февраля 2019,  10:41

Второй железнодорожный фронт. Транспортной полиции исполнилось 100 лет

Второй железнодорожный фронт. Транспортной полиции исполнилось 100 лет

В Великую Отечественную войну были Воронежский и Ленинградский, Белорусский и Украинский фронты — всего 40 фронтов, на которых сражались с врагом. Но при этом мало кто из историков упоминает про фронт железнодорожный.

А ведь по железной дороге переправляли продукты и вещи, боеприпасы и людей, она была живительной артерией страны. Транспортная милиция сражалась с другим врагом, не менее безжалостным, чем фашисты. Милиционеры бились насмерть с ворами, спекулянтами, мешочниками, дезертирами, которые сбивались в шайки и пытались урвать кусок добычи на железнодорожных станциях.

Кто начинал

18 февраля 1919 года Всероссийский центральный исполнительный комитет утвердил декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». Но сначала в самом Белгороде отдельной структуры транспортной милиции не было. Вероятно, белгородское транспортное отделение относилось к Харьковскому отделу и являлось его структурным подразделением.

История транспортной милиции в нашей области мало изучена. Но известно, что уже в 20-е годы прошлого века в Белгороде работали её сотрудники. Работники регионального Госархива новейшей истории нашли их фото. На нём — 23 человека, но указаны лишь 10 фамилий. В центре — начальник белгородского отделения Луковкин (имя-отчество не указано). В открытых источниках удалось найти лишь одного офицера НКВД с такой фамилией — Дмитрия Ивановича Луковкина. В анкете указано, что членом ВКП (б) он стал в 1918 году, а в ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление) работал с 1920 года. Вполне вероятно, что работу он начал именно в Белгороде.

Белгородский отдел

Отдельным подразделением, входящим в состав дорожного отдела на Южной железной дороге, линейный отдел стал в 1937 году. Тогда же приказом по Управлению НКВД Харьковской области № 592 от 15 августа первым начальником самостоятельного подразделения назначили младшего лейтенанта Максима Борисова.

«В 30-е годы работники транспортной милиции получали неплохую по тем временам зарплату. Что‑то в районе 700–800 рублей. В штате были оперативные работники, участковые уполномоченные и обязательно инспекторы по делам несовершеннолетних, так как беспризорников после Гражданской войны хватало. Милиционеры относились к ОГПУ, которое потом, в 1934 году, вошло в состав НКВД. Транспортная милиция не только обеспечивала порядок и боролась с беспризорностью, но и раскрывала преступления, которых было много», — рассказывает директор регионального Госархива новейшей истории Юрий Коннов.

Тысячи вагонов

Особый режим работы у транспортной милиции начался в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году белгородские милиционеры занимались эвакуацией населения, оборудования предприятий, переправкой воинского контингента и грузов в сторону фронта. Ловили дезертиров и диверсантов, шпионов и паникёров. О титанических объёмах работы говорят цифры: через станцию Белгород отправили более 23 тыс. вагонов с оборудованием предприятий и учебных заведений, более 31,5 тыс. вагонов с хлебом и другими продовольственными грузами.

Под огнём

Как только Белгород освободили от фашистов, в нём сразу создали дорожный и линейный отделы милиции. В этих подразделениях насчитывалось 47 человек. И тогда на железной дороге открылся второй фронт — борьбы с бандитизмом. Война эта продолжалась вплоть до конца 40-х годов.

Один из ветеранов транспортной милиции, ветеран Великой Отечественной войны Павел Гончаренко вспоминал, что в 40-е годы не было ни дня без перестрелок и погонь. Комиссованный по тяжёлому ранению Павел Денисович так и не получил отдыха на гражданке. И в тылу, в родном Белгороде за оружие хватался едва ли не чаще, чем на фронте.

В ночь 25 мая 1946 года милиционеры Степан Морозов и Пётр Мануйлов обходили вагоны. В одном из них на верхней полке лежал парень в гимнастёрке без погон и с орденом Красной Звезды. Милиционеры, скорее всего, ограничились бы обычной проверкой документов, но на просьбу встать мужчина выхватил пистолет и двумя выстрелами убил проверяющих. А после скрылся. Через два дня убийцу нашли, приговорили к высшей мере наказания и расстреляли.

Привет, бродяги!

Но и после того как в стране воцарился мир, железная дорога остаётся лакомым кусочком для преступников. Так, отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности в 1979 году выявил 23 преступления. В 1980-м их было уже 30.

Кроме того, во времена СССР белгородские милиционеры участвовали в составлении актов на порчу и утрату грузов, а также вылавливали бродяг. Согласно партийному отчёту, только в 1979 году сотрудники линейного отдела задержали более 200 бродяг!

Наши дни

После 1991 года транспортный отдел много раз менялся. Вначале его передали в Московский отдел, затем — в Юго-Восточный, а в 2015 году к Белгородскому линейному отделу присоединили и Старооскольский. Сейчас под контролем нашего линейного отдела — участок Юго-Восточной железной дороги в 908 км, который проходит по трём российским областям (Белгородской, Курской и Воронежской) и граничит с двумя областями Украины (Харьковской и Сумской).

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала коллектив Государственного архива новейшей истории Белгородской области и его директора Юрия Коннова.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×