Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 февраля 2019,  13:24

Как в ресторане? В восьми школах Белгородской области дети сами выбирают, что есть на обед

Альтернативную форму организации питания тестируют с начала 2018/19 учебного года

Как в ресторане? В восьми школах Белгородской области дети сами выбирают, что есть на обедСтоловая в школе «Алгоритм успеха»Фото: Алина Михайлова
  • Статья

С школьным питанием много лет было всё ясно и примерно одинаково. Скажем, сегодня в меню гречка с печенью. Берёшь порцию и ешь. Не любишь гречку с печенью? Всё равно берёшь… С новой системой такое в принципе невозможно: у ребёнка есть альтернатива.

Не шведский стол

«Школам, участвующим в эксперименте, предложили два варианта организации питания, – говорит начальник отдела воспитания и допобразования управления образовательной политики регионального департамента образования Валентина Музыка. – Согласно первому, школьники и их родители могут выбирать рацион питания на всю предстоящую неделю».

В этом случае составляют несколько вариантов меню, каждый из которых по качеству и объёму, в том числе по набору используемых продуктов, должен соответствовать требованиям, представляемым к рациону питания школьников.

«Второй вариант, – продолжает Валентина Анатольевна, – это когда школьник решает, что будет есть, прямо во время раздачи».

Подобную систему организации питания окрестили шведским столом. Но в областном департаменте образования поясняют, что эта формулировка неверна: традиционный шведский стол предполагает, что человек может выбирать абсолютно любые понравившиеся ему блюда и накладывать их себе в тарелку сам в произвольных количествах. Здесь же ребёнок лишь решает, что именно положат в его тарелку, а на раздаче стоит работник столовой. Именно он регулирует размер порции. Взять только первое или только второе тоже нельзя: обед должен быть полноценным.

Не пюрехой единой

В дубовской школе «Алгоритм успеха» шли именно по такому пути. Каждый день повара готовят несколько вариантов первого, второго и третьего. К примеру, сегодня в меню два вида первого: пшённый суп и рассольник, три вида гарнира: картофельное пюре, овощное рагу и отварная капуста брокколи, три вида второго: котлеты, тушёная печень и гуляш из говядины и два вида салата: из свежих помидоров и свежих огурцов.

Ребята с подносами проходят друг за другом вдоль раздаточного стола и говорят о своих предпочтениях работникам столовой. Те накладывают порции в соответствии с детскими пожеланиями.

Конечно, большинство детей выбирает стандартный набор: пюре и котлета. Но есть среди школьников и любители брокколи. И даже печень находит своего едока.

«Когда мы только начинали работать по этой системе, мы готовили всего поровну. Потом мы увидели, что у нас начинаются конфликты на почве «мне не хватило пюре», «я не ем брокколи», «я не ем печень». Мы пошли на уступки и поменяли процентное соотношение. Да, если в меню есть пюре, дети чаще всего выбирают его: оно самое ходовое, его едят почти все. Но ведь нельзя питаться одним только пюре! Мы школа, и наша задача – ребёнка не только накормить, но и научить», – говорит заведующая столовой Алина Погорелова.

По её убеждению, если школа учит детей русскому языку, математике, литературе, то может научить детей и культуре питания:

«Выбирать правильную и вкусную еду, расширять диапазон своих предпочтений. Понимать, что в мире есть не только рис и пюрешки, но и масса других продуктов, которые вкусны и полезны. Ведь порой дети не берут перловку или брокколи не потому, что действительно их не любят, а потому что не знают, что это такое: они раньше их просто не пробовали».

Детям нравится!

Без сложностей при введении новой для всех системы питания, конечно, не обошлось. К примеру, большой проблемой были образовывавшиеся в столовой очереди. Но со временем все привыкли, и толкотня свелась к минимуму.

Столовая «Алгоритма успеха» ежедневно обслуживает около 900 ребят. Над их завтраками и обедами колдуют 13 поваров.

«Конечно, при такой системе нагрузка на поваров гораздо больше. Штат у нас больше, чем в обычной школе, да и оборудование нужно особенное и современное», – говорит Алина Погорелова.

Но игра стоит свеч. По данным опроса, который проводился в школе, новой системой питания довольны более 90 % учеников и примерно столько же родителей. Кстати, стоимость питания соразмерна средней стоимости по региону: здесь родители платят 75 рублей в день. В эту цену входит обед и полдник (на него дети получают напиток с булочкой). Плюс бесплатный молочный завтрак, который получают все школьники Белгородской области.

«Я раньше преподавала в другой школе и перешла сюда вместе со своим классом, – рассказывает завуч школы Елена Михайлова, – и я могу провести аналогию с тем, как они ели там, и как едят сейчас. Либо ребёнок пришёл, а блюдо ему не нравится, и он остаётся совершенно голодным, либо он на замену, скажем, своей нелюбимой печени взял курицу. Или вместо гречки взял рис. Это прекрасно, когда у ребёнка есть выбор».


Ученики «Алгоритма успеха» тоже высказываются о новой системе положительно:

Вика Лужецкая, 4-й класс:

«В моей предыдущей школе кормили невкусно. А ещё там всё было неудобно. Здесь порядок, удобные стулья. И теперь я ем в столовой! Больше всего люблю пюре и курицу».


Вадим Жуковский, 4-й класс:

«Я и раньше ел в столовой, но тут мне нравится гораздо больше. В моей предыдущей школе питание было однотипное, теперь же можно выбрать, и это здорово. Я очень люблю картошку, но иногда под настроение выбираю и что‑нибудь другое, то же брокколи».


Евфросинья Мусаева, 7-й класс:

«В школе, где я училась раньше, мне не очень нравилось, как готовили. Здесь же всё очень вкусно, даже самые обыкновенные блюда кажутся гораздо вкуснее. И то, что можно выбрать, – это большой плюс».


А вот что думают о шведском столе ребята из других школ Белгорода:

Виктория Раскина, 10-й класс, Центр образования № 1:

«У нас есть столовая и школьное кафе. В столовой питаются не все, с 8–9-го класса уже сам решаешь, хочешь ходить в столовую или в кафе. В кафе у нас нереально круто, есть диванчики, стулья, а у окон даже барные стойки с высокими стульями – там можно заниматься. В кафе продают практически всё, кроме конфет и фруктов.

Лично я питаюсь в школьной столовой, и мне всё очень нравится. Здесь сбалансированный обед: первое, второе, десерт и напиток, а для меня, т. к. я за ЗОЖ, правильное питание очень важно. Больше всего люблю каши, картофель, курочку, котлетки – в общем, всё, кроме рыбы, хотя ради кальция даже её ем немного. Я бы добавила в меню столовой творог и чуть больше курицы. А вот в кафе я бы выставила на продажу фрукты.

Шведский стол в школах, по‑моему, бредовая идея: для этого нет средств и это абсолютно невыгодно для школы. К примеру, приготовят повара рыбу, а большая часть школы рыбу не ест, и что с ней делать? К тому же было бы очень шумно, были бы постоянные очереди, не хватало бы подносов, мест…

В общем, в школе нужно учиться, а питание стоит на втором плане и заострять такое внимание на нём, на мой взгляд, не стоит».


Денис Халилов, 8-й класс, гимназия № 2:

«В столовой моей школы еда выдаётся порционно – по‑моему, это неправильно и невыгодно. Ведь кому‑то этой порции слишком мало, кому‑то, наоборот, достаточно одного только супа или второго. Самое неоднозначное в школьном питании – это меню. Само по себе оно сбалансировано и для меня более-менее подходит, но очень многие не в восторге от школьной пищи.

Буфет у нас вроде есть, а вроде и нет: то есть он работает от случая к случаю, очень нерегулярно. Последний раз я покупал там пирожное года четыре назад. И, конечно, хорошего полноценного буфета очень не хватает.

Я был бы искренне рад переменам – тот же шведский стол ввести было бы очень здорово. Он бы значительно улучшил работу нашей столовой, поднял бы её на уровень выше. Во‑первых, значительно уменьшилась бы работа для дежурных, так как дети брали бы то, что действительно съедят, и отсюда вытекает второй плюс – экономия. Попросту меньше еды окажется в мусорном баке, и это наверняка отразится на цене за обед».


Артём Анпилов, 9-й класс, лицей № 32:

«У нас в лицее есть буфет, там всё очень вкусно. И вообще питание у нас достаточно хорошее, я в столовую хожу, многое ем с удовольствием. Больше всего нравится рис и мясо, а вот рыба не нравится. Что бы я добавил, так это сок и всякие вкусняшки. Шведский стол – это было бы круто!»


Что думают родители о питании своих детей в школах:

Светлана Божко, Вейделевская средняя школа:

«Сын учится в 3-м классе, и школьная еда ему нравится даже больше домашней. В школе и завтрак, и обед съедает полностью. А вот накормить дома – большая трудность. С собой не даём еду практически никогда».


Анастасия Кирнос, Матрёногезовская средняя школа, Алексеевский округ:

«Ребёнок ходит в 1-й класс, ест в школьной столовой. Всё нравится. И молоко им дают, и яблоки. С собой ничего не кладём, да и смысла нет. Детки наедаются, и даже остаётся что‑то».


Мария Адомайтите, школа № 17, Белгород:

«Ребёнок с 1-го класса завтракает перед школой дома. Перекусы с собой не даю, хотя он у меня активный и потому не всегда наедается. Завтрак и вторые блюда ест в школе с удовольствием, а первые не ест никогда».


Мария Ткачёва, школа № 4, Новый Оскол:

«Дочка учится в 3-м классе. На школьную еду никогда не жалуется. С собой из еды не даю ничего, но даю карманные деньги. В школе, кроме столовой, есть буфет, и если дочь захочет что‑то перекусить, покупает там соки, пирожки или сосиски в тесте. Качество еды и в столовой, и в буфете нас устраивает полностью».

Опрос родителей провёл Алексей Стопичев

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×