Выпускники школ перед поступлением в вуз берут год перерыва, в течение которого путешествуют, работают, участвуют в волонтёрских программах, учат языки и пытаются, в лучшем случае, определиться, для чего они появились на свет, либо кутнуть на дорожку перед взрослой жизнью, полной обязательств, кредитов и двухнедельных отпусков.
Бочка мёда
Зачем нужен год перерыва? Очень просто. Если не знаешь, кем видишь себя через пять лет и у тебя нет всепоглощающей страсти к чему‑то – возможно, не стоит спешить с поступлением. Обучение в вузе и твоё время стоят слишком дорого, чтобы потратить годы и сотни тысяч, получая неинтересную и, как иногда оказывается потом, ненужную специальность.
По окончании школы действительно хочется расслабиться и перевести дух после изнурительной гонки за высоким баллом ЕГЭ. Рубеж пройдён, гештальт закрыт, значит, можно в спокойном режиме разобраться, кто я и чего хочу от жизни. Закон об образовании гарантирует, что результаты госэкзамена будут действительны ещё четыре года, следующих за годом сдачи. Поэтому можно аккуратно сложить все документы в долгий ящик и распланировать, чем заниматься в ближайшее время.
Как вариант, поработать (даже бесплатно) по своей потенциальной специальности и понять – это оно? Или пройти стажировку: сейчас компании берут молодых сотрудников на пару-тройку месяцев – денег не платят, зато можно понаблюдать за всей кухней, завести знакомства и посеять семена для будущей карьеры.
Именно сейчас можно ввязаться в долгосрочный волонтёрский проект или просто отправиться в длинное путешествие. Потом начнёшь работать, купишь первый пиджак, возьмёшь ипотеку – и всё, слышишь? Всё! Поверь 29-летней старушке на слово, милок.
Волонтёрство и стажировки можно найти самостоятельно или обратиться в компании, которые за небольшую плату их организуют.
Что ещё делать? Учить язык, посещать курсы, развивать хобби, изучать технологии, раскручивать аккаунт в соцсети, качать мышцы, получать права, читать книги – в общем, всё то, на что тебе всегда не хватало сил. Но их нужно трезво оценить и быть с собой предельно честным. Если сам знаешь, что любишь лениться, есть проблемы с самоорганизацией, и вместо спасения кого‑нибудь от чего‑нибудь в экзотическом где‑то там ты проваляешься год на диване, то лучше не надо. Поступай в универ и разглядывай мемы на парах и после. Это должен быть максимально осознанный выбор.
Что хорошего в gap-year
- Выйти из‑под родительского крыла и нащупать собственное я.
- Взять паузу и осмысленно определиться, чего ты хочешь от жизни и куда нужно двигаться.
- Попробовать в деле будущую профессию до того, как спустишь на это несколько лет.
- Поработать в волонтёрских проектах в России и за рубежом.
- Путешествовать и развивать язык.
- Получить мощный жизненный опыт раньше других.
- Стать самостоятельным, ответственным и независимым.
Бочка дёгтя
Почему в России особо не практикуется такой полезный инструмент самоопределения? Во‑первых, редкий русский парень не проводит лучшие годы в ожидании вступления в «Клуб 27», когда дамоклов меч обязательного призыва перестаёт маячить над головой. Немедленное поступление в бакалавриат, потом в магистратуру и далее по списку – протоптанная дорожка тех, кто служить по каким‑то причинам не хочет. У парней из Европы и Америки такой проблемы нет: в большинстве стран не призывают в мирное время, либо есть служба только по контракту. А где‑то и вовсе нет регулярной армии, а есть Бьорк, гейзеры и Снайфедльсйёкюдль.
Во‑вторых, родители, друзья и общество в целом испытывают целый спектр негативных эмоций – отрицание, гнев, торг, депрессия и не всегда принятие, если отдельный индивидуум сходит с рельс и играет роль не по сценарию. Да и самому бывает сложно устоять под прессингом поступивших в МГУ одноклассников, разочарованных взглядов окружающих и сдавленных ночных рыданий матери, потому что теперь кровинушка неизбежно полетит под откос, а ведь сколько в репетиторов вложено – и всё зря.
К слову, о вложенном. На путешествия, курсы и поездки большинству людей, хотя и не всем, нужны деньги. И если родители не разделяют твоих прогрессивных взглядов, то едва ли они проспонсируют твою маленькую революцию. Тут уж всё сам: работать и копить, доказывая, что ты не инфантильно-романтичный разгильдяй, а человек, который уже готов взять на себя ответственность за себя.
Ну и конечно, могут возникнуть сложности с трудоустройством. Ведь школу ты закончишь скорее всего несовершеннолетним, а это мало кому из работодателей надо.
Что плохого в gap-year
- Начать работать и не поступить в вуз через год, два и вообще махнуть на это рукой.
- Пролежать год впустую на диване, поедая пельмешки.
- Не найти работу из‑за возраста и сидеть на шее у родителей.
- Оказаться в армии вопреки своему желанию.
- Стать вечным хиппи.
Девочка, которая смогла
Даша Попова, 23 года
«Я пошла в школу в шесть лет, экстерном закончила год при смене школ и в итоге в 15 уже получила аттестат. Все одноклассники были старше. В учёбе мы все были хороши, а вот в личном общении возникали непонятные мне моменты. Вокруг только и говорили о том, куда пойдут дальше, намечали планы, а у меня не было ни одной идеи в голове. Я сдала ЕГЭ по русскому, математике, английскому и обществознанию – выбирала то, что казалось полегче».
Я была настолько растеряна, что решила вообще никуда не идти. Мама всегда была очень либеральна и уважала моё право выбора, но от такого расклада забеспокоилась даже она. Сказать честно, она была в шоке.
Чтобы не сидеть на месте, я пошла работать в кафе к родителям подруги. Встречала учителей, одноклассников – все осуждали то, что я закончила хорошую школу, но не пошла дальше учиться. Единственная из всей школы! Впоследствии оказалось, что многие мои одноклассники не работают по специальности.
У меня было углублённое изучение английского языка в школе плюс репетитор. Однажды знакомые попросили позаниматься с их ребёнком, потом появилась ещё одна семья. Мне так понравилось! Я даже придумала свою систему, по которой правила легче запоминаются.
На следующий год мне срочно нужно было поступать – ЕГЭ тогда действовал только полтора года. Я сидела в приёмной комиссии БелГУ в прежней растерянности и услышала, что моя соседка разговаривает на французском. Она сказала, что работает на факультете иностранных языков педагогического института. Тут у меня пазл и сложился – вот оно: хочу преподавать иностранный язык.
Сейчас я уже окончила вуз и начинаю работать в небольшой школе в посёлке. Там около 400 ребят, у меня есть и младшие, и старшие классы. Я очень ждала начала учебного года!
Если бы мама настояла на немедленном поступлении, я бы, наверное, пошла по направлению бизнеса и сервиса, хотя мне это совсем не интересно. Считаю, что тот год помог мне определиться с выбором. Перепробовав несколько работ, в том числе и репетиторство, я поняла, что люблю детей и хочу с ними работать.