От велосипеда к мотоциклу
«Большинство мотогонщиков – это дети либо бывших, либо действующих спортсменов. То есть как бы продолжается семейная династия: от деда к отцу, от отца к сыну, – поясняет папа Вадима Вячеслав Тюльпинов. – Я знаю многих, кто самостоятельно тренирует своих детей и передаёт им свой опыт. Клубы и мотосекции тоже проводят наборы и приглашают юных гонщиков к занятиям мотокроссом. Но 10–15 из принятых по разным причинам остаются лишь один-два гонщика, остальные бросают занятия».
— Как начал заниматься мотокроссом Вадим?
— Ему было три года, он тогда ещё не умел даже и на трёхколёсном велосипеде ездить толком. Я по случаю недорого купил маленький кроссовый мотоцикл KTM 50 SX. Он хоть и был уже достаточно «пожилым» – 1998 года выпуска, – но для получения первоначальных навыков вполне подходил. Сразу же приобрёл всю необходимую экипировку для сына: шлем, мотоботы, защиту шеи, очки, перчатки и прочее. На двухколёсном велосипеде у нас долго ездить не получалось, поэтому о мотоцикле сначала и речи не было. А потом мы воспользовались советом одного опытного мотогонщика, и Вадим покатил свои первые круги по стадиону на двухколёсном велосипеде.
Трёхнедельная экспресс-подготовка
— Помните первые соревнования сына?
— Традиционно в середине сентября у нас в Бирюче проводят заключительный этап чемпионата Белгородской области по мотокроссу. Я рассчитывал, что до сентября у меня будет время научить Вадима езде на мотоцикле, раз уж велосипед он освоил. Хотел, чтобы в первый раз он проехал трассу в нашем городе. Но именно в 2016 году соревнования перенесли на середину августа. Задача усложнялась – у нас оставалось всего три недели на подготовку. Мотоцикл хоть и был детским, но по своим параметрам был не для начинающих, а для более опытных и рослых гонщиков. Мне пришлось значительно его переделать, чтобы максимально уменьшить его по высоте.
— Вадим много падал?
— Это, пожалуй, было самым трудным: сначала падал он очень часто, от серьёзных травм спасала защита. На заниженном мотоцикле он вроде бы поехал, но в мотокроссе нужно ехать по трассе с препятствиями, а на низком мотоцикле их почти невозможно преодолеть. Пришлось возвращать аппарат в исходное состояние. После этого самостоятельно на мотоцикл взобраться сын уже не мог, поэтому помогал я. Ехал либо до первого падения, либо до тех пор, пока я не ловил байк за руль, чтобы он не упал.
— Тяжко вам приходилось… Как готовились к гонке?
— Начинали на обычной ровной местности, через две недели перешли на трассу мотокросса. Падать сын так и не перестал. Три недели пролетели, подошло время соревнований. Я ставил Вадиму задачу добраться хотя бы до конца заезда, и он с ней справился. Хоть и финишировал последним, но первый соревновательный опыт он получил. До конца 2016 года мы успели поучаствовать ещё в двух соревнованиях – в Чернянке и Губкине.
Спорт настоящих мужчин
— С какого возраста можно заниматься мотокроссом?
— Сейчас набор в секции начинается с четырёх лет. Естественно, для таких малышей и мототрассы делают более лёгкие и безопасные, и мотоциклы под их рост тоже подбирают небольшого размера. С пяти лет дети пересаживаются уже на более серьёзную технику. Всё начинается уже по‑взрослому: и старты, и заезды, и участки на трассе. В мотокроссе бытует такая фраза: «Ни жара, ни мороз не отменят мотокросс». То есть заезд состоится при любой погоде, не взирая ни на какие погодные условия. Соревнования проводятся всегда в тот день, на который они в начале года назначены.
— В чём смысл мотокросса?
— Мотокросс – это прежде всего умение бороться с самим собой, самостоятельно вырабатывать у себя мужские качества, преодолевать свой внутренний страх, закалять свой характер. Понятно, что у мальчиков в столь юном возрасте этих качеств нет, поэтому отцы и стремятся своим детям привить это увлечение, чтобы с детства воспитывать настоящих мужчин. Не все дети впоследствии станут гонщиками высокого уровня. Как и в любом деле, есть более талантливые, для которых мотокросс – призвание, есть менее успешные. Но в любом случае, вне зависимости от успехов, все они становятся настоящими мужчинами, а это самое главное.
Вадим Тюльпинов:
«Мотокросс – это война. Нужно рисковать и сражаться, чтобы победить. Пока я не стал заниматься мотокроссом, ничего о нём не знал. Мне нравится скорость и преодоление препятствий. Не знаю, какую максимальную скорость я развивал, – спидометра же у мотоцикла нет».
У меня есть цель – ездить, как Александр Федорцов, номер 600. Он очень хороший гонщик.
С папой в гараже мы тоже занимаемся. В двигателе не разбираюсь, но папе помогаю. Он учит меня. Знаете, мотокросс – это не просто ехать и расслабляться. Тут всегда нужно быть начеку. И для меня нет разницы – первый или второй заезд, всё время нужно быть готовым.