Праздничные вечера
Воскресным вечером 15 декабря в рамках программы органно-вокальной музыки «Молитва. Спиричуэлс» перед белгородцами выступят органисты – заслуженный артист России Даниэль Зарецкий и лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин, которого называют «хозяином белгородского органа». При участии солистки Большого театра – заслуженной артистки России Марии Людько (сопрано).
В понедельник, 16 декабря, орган зазвучит в дуэте с арфой. В рамках концерта «На перекрёстке эпох» своё мастерство представит столичная органистка – лауреат международных конкурсов Олеся Кравченко. Партию арфы исполнит Алла Шкуровская (Москва).
Поздравления от мастеров
Начиная с первого органного концерта, в Белгороде выступают одни из лучших органистов России и зарубежья. Ведущие немецкие мастера органного исполнительства играют для белгородских слушателей в рамках цикла «Органисты немецких соборов», который теперь расширен до европейских. А в преддверии открытия этого сезона за кафедру белгородского органа садились музыканты из США – профессора Канзасского университета, специалисты в области церковной протестантской музыки Джеймс Хигдон и Майкл Бауэр.
С Днём рождения белгородского органа Тимура Халиуллина и поклонников музыки божественной природы поздравили те органисты, которые лично оценили наш инструмент.
Даниэль Зарецкий, профессор кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова:
«Белгородский инструмент универсален. Фирма «Ойле» так составила набор тембров (диспозицию) органа, что при средних размерах он обладает большими звуковыми возможностями – на нём можно исполнить произведения самых разных эпох, стилей и жанров.
Клеменс Шнорр, органист церкви Фрайбургский Мюнстер, профессор Высшей школы музыки в немецком Фрайбурге:
«Я с удовольствием вспоминаю чудесное, насыщенное звучание белгородского органа. Спектр тембров инструмента совершенен – от самых низких басов (32'регистр) до самого высокого тона (1'регистр). Он очень вариативный и в отношении динамических нюансов – от пианиссимо (самого тихого) до фортиссимо (самого громкого). Хотел бы вернуться в Белгород, чтобы снова на нём сыграть. Вспоминаю и современный Органный зал, его высокие своды и оптимальные для органа условия акустики. Он – один из самых красивых концертных органных залов, которые я видел.
Вольфганг Абендрот, кантор и органист Церкви Святого Иоанна в немецком Дюссельдорфе:
«Играть на белгородском органе было в радость. Этот инструмент прекрасен. Он – образец искусства органных мастеров. Белгород может гордиться, ведь он обладает огромным богатством.
Ханс-Юрген Кайзер, органист Собора Святого Сальватора в немецком Фульде, уполномоченный органист при аббатстве Фульды, профессор Майнцского университета Иоганна Гутенберга:
«В какой бы манере не играл музыкант и чтобы не выбрал для исполнения, белгородский орган ему позволит воплотить, что угодно. Всё это благодаря набору тембров, которым он обладает. Ваш инструмент отлично настроен – моя благодарность органному мастеру Владимиру Кротову. И особенно впечатляет, когда подсвечен светодиодами».
Вольфганг Баумгратц, органист Кафедрального собора Святого Петра в немецком Бремене профессор бременской Высшей школы искусств Бремена, президент Международного общества друзей органа:
«Был бы счастлив повторить свои концерты в белгородском Органном зале. Ваш инструмент хорош. Его звучание великолепно. Под стать ему и зал, и его акустика. Но особенно меня поразила публика. Поверьте, такой эмоциональный тёплый приём мне устроили едва ли не впервые. Я впечатлён. И очень благодарен белгородцам».
Напомним, о технических характеристиках белгородского органа. Из интервью с заслуженным деятелем искусств России Иваном Труновым:
«Наш красавец-орган высотой 14 метров выполнен в современном стиле из древесины сосны и вишни. У него 3 мануала (две верхних клавиатуры и одна педальная), 39 регистров (ряд труб сходной конструкции и тембра, но различной высоты) и 2500 труб. И два вида трактуры (совокупность агрегатов и механизмов, обеспечивающая связь клавиш органа с клапанами и другими устройствами, открывающими или закрывающими доступ нагнетаемого воздуха к органным трубам) – механическая и электрическая. К слову сказать, самая большая труба органа достигает в высоту пяти метров и весит 58 килограммов, а масса самой маленькой двенадцатисантиметровой трубочки - около трёхсот граммов. Сделаны они из сплава цинка и олова. Технические характеристики нашего инструмента обеспечили блестящее звучание и по красоте, и по силе».