Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 августа 2022,  12:45

«Не нести ерунду». Что рассказывает комментатор киберспорта из Белгорода Михаил Мирчук

Журнал «Спортивная смена» поговорил с одним из самых известных персонажей в российской игровой индустрии

«Не нести ерунду». Что рассказывает комментатор киберспорта из Белгорода Михаил МирчукМихаил МирчукФото: Василиса Глухова
  • Статья
  • Статья

В этом году «Белгород-Арена» принимала чемпионат России по киберспорту. Как любой крупный турнир, он не обошёлся без голоса белгородца Михаила Мирчука. Ещё в 2008 году он создал сайт Goodgame, который сразу стал популярной киберспортивной площадкой.

Михаил продолжает развивать свой проект как IT-продукт и себя как комментатора, не уезжая из родного города. 

«Перед трансляциями я обычно пою»

— Как ты пришёл к комментированию киберспорта?

— Изначально была потребность освещать мероприятия, которые проходили онлайн. Ещё до появления стримов. Аудитория хотела этого, и уже существовали программы для Warcraft и Counter-Strike, которые позволяли присоединяться к игре и смотреть её почти в прямом эфире. Чтобы сделать просмотр игр более понятным для тех людей, которые не разбираются в теме (но хотят разобраться), мы запустили радиотрансляции. Это было очень давно, во времена популярности проигрывателя Winamp. Люди открывали в нём ссылку, и шёл радиопоток. С этого всё и началось.

— Как озвучивались игры иностранных пользователей?

— Зарубежный материал был очень ценен. Но людям мало видеть, как играют лучшие европейские или азиатские геймеры. Есть большая разница между уровнем такой игры и уровнем понимания среднего игрока – не каждый разберётся во всём, что происходит на экране. Вот представьте, что вы бы не знали правил футбола и попытались посмотреть матч без комментатора. А в играх всё намного сложнее, там масса деталей, поэтому и нужны были комментарии на русском языке. Мы просто брали запись игры и накладывали на неё озвучку с переводом. Это пользовалось успехом.

— А потом появились стримы.

— Да, они позволили отправлять поток в реальном времени без каких‑то сверхусилий. Предыдущая схема была сложной, требовала от пользователей установки игры и всяческих дополнительных действий, чтобы зайти в неё. Мы развивали нашу площадку, как могли, всё время посвящали игровым и околоигровым процессам, репортажам и интервью. Что касается комментария, то сейчас многие стримеры проходят курсы по постановке речи или даже театральные, чтобы их контент был более профессиональным. Мне интонацию и речь помогала ставить практика. Перед трансляциями я обычно пою. Люблю петь! К тому же они проходят вечером, а к вечеру ты уже прогрет и размят – ничего дополнительно делать не надо.

 

«Не нести ерунду». Что рассказывает комментатор киберспорта из Белгорода Михаил Мирчук - Изображение Фото: belitcluster.ru

 

— Когда ты понял, что стал голосом Warcraft в России?

— Это громко сказано. Просто я много лет в этой сфере и давно получаю обратную связь от тех, кто следит за играми. Вот на финале чемпионата России в Белгороде я комментировал StarCraft II, повстречал новых стратегов, которым по 17–18 лет, и понял, что каждый из них полжизни провёл на Goodgame. Они тоже начинали с комментариев «Старкрафта».

Самое главное – максимально ответственно относиться к трансляциям, которые проходят почти каждый день. Чтобы и через год, и через пять, и через восемь лет не было стыдно за то, что ты где‑то наговорил. Тем, кто тебя слушает, надо быть полезным, а не нести ерунду.

 

«Не нести ерунду». Что рассказывает комментатор киберспорта из Белгорода Михаил Мирчук - Изображение Фото: архив Михаила Мирчука

Киберспорт и политика

— Сам во что играешь?

— Не устаю от Warcraft II, Warcraft III. Мы там сейчас ушли в режим рандома – случайных рас и героев, – чтобы расширить рамки стандартных матчей. Люблю старые игрушки, которые возвращают тебя к эмоциям детства. Недавно прошёл Diablo с модификацией от одного московского программиста, он её очень хорошо доработал. Из новых иногда играю в PUBG вместе с «Соколом» (S.o.K.o.L) – чемпионом Германии по третьему «Варкрафту». По вечерам постреливаем с ним в супостатов. В этом году вышла хорошая игрушка Elden Ring – рекомендую к прохождению.

— Как санкции сказываются на киберспорте?

— Есть много сложностей с покупкой железа. Хотя это не такая беда: цены сейчас будут возвращаться назад, к тому же у киберспортсменов и так есть нормальные железки. А вот когда не допускают к турнирам из‑за национальности, это колоссальная проблема. К примеру, нашим ребятам из Team Spirit (российско-украинская команда, которая в 2021 году выиграла The International – главный международный турнир по Dota 2) пришлось уехать из страны. Хотя киберспорт – и в этом его ценность – всегда был без границ, вне политики, весь мир играл со всем миром. А сейчас из‑за этих событий идёт жёсткая дискриминация, россиянам просто запрещают играть. Тем не менее Федерация компьютерного спорта пробует сохранить связь с мировым киберсообществом.

 

Михаил Мирчук и Михаил Галустян комментируют Dota 2 на турнире The International (2016 год) Михаил Мирчук и Михаил Галустян комментируют Dota 2 на турнире The International (2016 год) / Фото: архив Михаила Мирчука

 

— Сейчас в мировых рейтингах есть лидеры из России?

— В «Варкрафте» есть талантливый Дмитрий Happy Костин, он уже два года держит первую строчку в международном рейтинге. А вообще если сделать ретроспективу киберспорта за 15–20 лет, то в России игроков меньше, чем в других странах, и это сказывается на рейтингах. Чем больше основание пирамиды, тем сильнее играет её верхушка. Но вопреки этому у нас всегда были игроки, которые умудрялись становиться лучшими в мире. Вспомнить хотя бы World Cyber Games (WCG) – крупнейший турнир с национальными отборами. Российские киберспорстмены не раз выигрывали его, были чемпионами и по гонкам Need for Speed, и по FIFA. Помню, на НТВ в программе «Намедни» был интересный репортаж про победу команды M19 на WCG-2002 по Counter-Strike.

 

«Не нести ерунду». Что рассказывает комментатор киберспорта из Белгорода Михаил Мирчук - Изображение Фото: belitcluster.ru

Условия, близкие к идеальным

— Пять лет назад ты говорил, что в Белгороде выгодно быть айтишником. Это по‑прежнему так?

— Да, мы до сих пор находимся в белгородском IT-кластере и получаем преференции по налогам. Здесь все ключевые сотрудники Goodgame. Платим только 1 % налогов со средств, которые приходят к нам на счёт (донаты и подписки), не отчисляем региональный налог – только федеральный. Это очень помогает нашей модели бизнеса с низкой маржинальностью.

— Я думал, такие, как вы, сидят где‑нибудь в Сколково.

— Наверное, с точки зрения нетворкинга там больше возможностей. С другой стороны, это легко решается – приезжаешь туда раз в месяц и общаешься с кем надо. Когда всё делается дистанционно, нет смысла куда‑то переезжать. А так у нас есть сотрудники и в других странах. Да и помимо налогов условия в Белгороде максимально близки к идеальным.

 

«Не нести ерунду». Что рассказывает комментатор киберспорта из Белгорода Михаил Мирчук - Изображение Фото: архив Михаила Мирчука

 

— Ты занимаешься спортом без приставки «кибер»?

— Для меня традиционный спорт закончился в школе – тогда я ещё играл в волейбол и баскетбол. Как‑то отец на шахматы затащил – показывал мне пример разнопланового подхода. Но в результате победили игрушки, и сейчас в моей жизни есть только киберспорт. Конечно, он далёк от спорта в классическом понимании. Здесь нужны голова и руки – чтобы мозг быстро соображал и мелкая моторика работала. Поэтому иногда у нас люди с ограниченными физическими возможностями показывают результаты топ-уровня. Как один корейский варкрафтер с мышечной дистрофией: он с трудом голову держал и мог только пальцами рук шевелить, но это не помешало ему стать одним из лучших в мире.

Беседовал Александр Куликов

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×