Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 декабря 2019,  16:15
 951

Карты, трассы, три флажка. Как белгородские журналисты гоняли на картинге

Мысли вслух двух неопытных пилотов и одного заядлого гонщика записал журнал «Спортивная смена»

Карты, трассы, три флажка. Как белгородские журналисты гоняли на картингеФото: Павел Колядин
  • Статья

Идея погонять на картах у нас возникла после победы пилота АСК «Вираж» Максима Кирпилёва на чемпионате России по ралли-рейдам. Мы в редакции подумали: «А чем мы не гонщики?» – и договорились с директором автоспортивного комплекса Павлом Ушаковым о том, что он предоставит нам трассу и машины.

 

«Чтобы сравнить ощущения от гонки у людей с разным уровнем подготовки, мы отобрали трёх пилотов: Лиза Куравина за рулём карта сидела первый раз в жизни, я гонял на этой маленькой машинке года два назад, а вот Григорий Куликов делает это часто – он заядлый гонщик.

Перед заездом – инструктаж. Нельзя врезаться в других гонщиков и ограждения трассы. Если застрял – подними руку, дождись помощи. Следи за флагами: жёлтый – на трассе кто‑то застрял, снизь скорость; красный – остановись; чёрный – ты дисквалифицирован, езжай в паддок. Нельзя одновременно нажимать педали тормоза и газа, ехать с поднятым визором на шлеме, отпускать руль и ехать против движения. Финиш – по клетчатому флагу.

Нам выдали форму: комбинезоны и шлемы – всё по‑настоящему. Предложили выбрать карт. Недолго думая я остановился на машине № 31: номер региона и футболистов Дениса Ткачука и Сергея Бутырина наверняка должен принести мне успех.

Усаживаюсь в кресло. Оказывается, пристёгиваться здесь не нужно. Мне предстоит стартовать с первой линии. Поул-позишн у Лизы, и в первый поворот она зайдёт по внутреннему радиусу. Прикидываю, что на втором повороте я её и обгоню. Старт! Отпускаю тормоз, жму на газ и устремляюсь за русым хвостиком, выглядывающим из‑под шлема.

На первом повороте пытаюсь перекрестить траектории и обойти соперницу по внешнему радиусу, однако не тут‑то было! Я уже почти сравнялся с Лизой, но тут она резко меняет угол входа в поворот и бьёт мою машину. Я впечатываюсь в ограждение. Лиза быстро справляется с ситуацией и резво уезжает, я же плотно застреваю. Пока выехал – отстал уже на полкруга. Нужно догонять, но это не так‑то просто: вроде и сижу правильно, но нажимать на педали могу только пятками. От этого ноги быстро устают.

На третьем круге меня обходит Григорий. Приближение его карта я не слышал – сзади тарахтит мотор моей машины. Когда болид проносится мимо, то тарахтение обволакивает меня полностью. Нервничаю, несколько раз не специально нажимаю сразу обе педали, и еду гораздо медленнее, чем хотелось бы.

К пятому кругу ноги уже изрядно устали. Я кое‑как приноровился нажимать на педали серединой стопы, стало полегче. Но тут уже заныли руки, да к тому же ещё и пот начал заливать глаза. Григорий обгоняет меня каждые два круга. Надоел!

Ноги сводит, руки сводит – когда же это закончится? Надо было выбирать машину не по номеру, а по комфорту. Я уже не обращаю внимания на свою позицию на трассе: соперников не догнать. Просто еду в кайф, экспериментирую на поворотах – пригодится в будущем.

За пару кругов до конца заезда происходит то, к чему я уже привык: меня снова обгоняют. Из‑под шлема моего обидчика выглядывает весёлый русый хвостик… Лиза! Догнать её уже точно не получится, скорей бы финиш. А вот и долгожданный клетчатый флаг. Ура! Я третий, а значит  на подиуме. Хоть и последний в заезде…

Нам выдают распечатку со временем прохождения трассы. У меня совсем всё плохо: лучший круг я проехал за 45:73 секунды. По этому показателю я отстал от Лизы почти на 11 секунд. Ну а у Григория какие‑то космические 25:50. Он обогнал Лизу на семь кругов, а меня – на восемь».


Елизавета Куравина: Новичкам везёт

 

Карты, трассы, три флажка. Как белгородские журналисты гоняли на картинге - Изображение Фото: Павел Колядин

 

«К карту я подхожу уверенно – разве может пугать эта игрушечная машинка? Сажусь за руль и понимаю, что для полной смелости мне всё‑таки не хватает ремня безопасности. Инструктор заводит карт, и он начинает урчать, как довольный кот.

Стартую первой. Изгибы трассы прохожу медленно, мысленно напоминая себе: правая педаль – газ, левая – тормоз. Сзади недовольно гудят моторы соперников. На очередном повороте меня обходят. В соревновательном запале я вдавливаю в пол педаль газа. Фоном мелькают яркие бортики заграждения, в фокусе – только чёрная полоса дороги. Ох, зачем я прогуливала уроки вождения?

Через несколько кругов начинаю рулить увереннее, хотя руки, спина и ноги по‑прежнему в напряжении. Внезапно не вписываюсь в крутой поворот и задеваю ограждение. Только бы не застрять – у картов нет заднего хода… Проехала!

На следующем круге этот же поворот снова застаёт меня врасплох. Мы проходим его одновременно с кем‑то из ребят, и я, испугавшись аварии, утыкаюсь в бортик. Снова умудряюсь не застрять, но инструктор грозит мне жёлтым флагом – надо быть осторожнее. Хорошо, не чёрным.

Но коварный поворот не оставляет меня в покое. Через несколько кругов я снова оказываюсь на нём не одна. Мы едем почти параллельно, я давлю на газ и вырываюсь вперёд! Ура, это мой первый обгон!

А вот и клетчатый флаг – финиш. Соблазн сделать вид, что я его не заметила, был велик, но я сбавляю скорость, сворачиваю с трассы и паркую карт в ряд с его собратьями.

На табло результат заезда: у меня второе место! То ли новичкам везёт, то ли я всё‑таки неплохо рулю. Надо будет проверить в следующий раз».


 

Григорий Куликов: Газ в пол

 

 

Карты, трассы, три флажка. Как белгородские журналисты гоняли на картинге - Изображение Фото: Павел Колядин

«Я очень люблю гонки, стараюсь не пропускать ни одного Гран-при «Формулы-1». Раньше, когда было больше свободного времени, следил даже за ралли и гонками на выносливость. Вы ведь в курсе, что все звёзды мирового автоспорта начинали свой путь с картинга? Здесь, на «Вираже», можно немного к ним приблизиться, почувствовать себя настоящим пилотом, получить дозу адреналина в погоне за лучшим временем.

Трасса в Белгороде не очень сложная. Есть лишь одна коварная связка поворотов, где легко ошибиться и потерять много времени. 90 % круга можно пройти в режиме «газ в пол», тормозить нужно лишь в «улитке» в начале круга и на S-образном повороте в конце. Всё остальное время просто крепче держите руль и сильнее давите на газ.

А вот обгонять соперников тут не так уж просто: трасса довольно узкая. Ещё одна сложность заключается в том, что оппоненты тебя не видят: зеркал заднего вида у картов нет. Для чистого обгона нужно убедиться, что идущий впереди не «захлопнет калитку».

 

В прокатном картинге запрещена контактная борьба, за это могут даже снять с заезда. Поэтому, чтобы опередить соперника, нужно изучить его технику вождения на поворотах. Как правило, непрофессиональный гонщик входит в повороты одинаково круг за кругом. Для обгона необходимо максимально приблизиться к сопернику и найти подходящий момент для манёвра.

Время на трассе пролетает стремительно. Увидев на финише клетчатый флаг, я всегда испытываю разочарование. Хочется вновь и вновь сюда возвращаться. Карт имеет потрясающее сцепление с дорогой, низкий центр тяжести и отличную динамику разгона. Ни один автомобиль не даст тех ощущений и эмоций, которые дарит картинг.

Не стоит забывать и о физических нагрузках. У картов нет усилителя руля, поэтому, если ехать быстро и агрессивно, можно получить неплохую нагрузку на руки. Мой знакомый однажды не доехал до финиша буквально два поворота. В самом конце у него кончились силы, он больше не мог поворачивать руль и просто поехал прямо, завершив заезд в ограждении трассы».

 

Карты, трассы, три флажка. Как белгородские журналисты гоняли на картинге - Изображение Фото: Павел Колядин

Павел Ушаков, директор АСК «Вираж»: Тратить деньги на прикладные вещи

— Павел Павлович, в картинге начинали свои гоночные карьеры все известные пилоты «Формулы-1», это основа основ автоспорта?

— Можно и так сказать. Дети начинают заниматься картингом с шести лет, но есть и те, кто с пяти катается. Вы сейчас гонялись на прокатных картах с моторами по 9 л. с. У нас есть ещё машины с моторами 5,5 и 13 л. с. Самые мощные мы используем только летом на открытом треке. Эти карты отличаются от гоночных.

— На прокатном карте можно перевернуться?

— У нас за всё время таких случаев не было. Изредка машины наскакивают друг на друга, но чтобы перевернулись – никогда. Вообще, конечно, перевернуть можно всё. Но с точки зрения физики это практически невозможно.

— Как часто обновляете машины?

— По мере износа. Используем подменные машины, покупаем моторы, рамы, расходники: шины, сцепления и прочее.

— Есть приз за рекорд трассы?

— Мы такое не практикуем. Во‑первых, если говорить о крытой трассе, то раз в год меняем её конфигурацию или направление движения. Меняем иногда кардинально, иногда чуть-чуть, чтобы людям было интересно. Когда проводим корпоративные гонки, то по желанию клиента награждаем победителей, призёров.

— Существует какая‑нибудь гоночная серия на прокатных картах?

— В России есть проект Sodikart, это монодисциплина. Организатор из Санкт-Петербурга купил новые машины и привозит на соревнования свой автопарк. У нас в этом году проходила 12-часовая гонка, в которой участвовали десять команд из разных городов. Это самое глобальное мероприятие в России из прокатного картинга. Мы же проводим внутри- и межвузовские соревнования, турниры среди предприятий.

— А среди школ?

— Нет, здесь вопрос в деньгах: кто за это платить будет? Мы бы с удовольствием, но бесплатно это себе не можем позволить. Может, когда‑нибудь нас услышат и поймут, что надо тратить деньги на прикладные вещи.

— Сколько детей занимается в вашей школе картинга?

— Набор только пошёл, сейчас есть около 20 человек. С ними работают три тренера. Они же возят детей по соревнованиям. Все наши картингисты очень неплохо проехали этот сезон, есть победители различных турниров.

Александр Куликов, Елизавета Куравина, Григорий Куликов

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×