Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 мая 2021,  17:23

Как в Белгородской области проверяют качество дорог

Как в Белгородской области проверяют качество дорогФото: Олег Гончаренко
  • Новость
  • Новость

О методах проверки дорожники рассказали на примере участка между сёлами Репное и Шагаровка в Белгородском районе.

Методом холодного ресайклинга здесь уже уложили 1,44 км нового дорожного полотна. На ремонт дороги выделили 13,4 млн рублей. Напомним, что в этом году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в регионе отремонтируют 264,9 км автодорог на более чем 3 млрд рублей. Из них в Белгородском районе – 21,4 км на 179,3 млн рублей.

Качество нового асфальта дорожники оценивают с помощью проб керна. Это образец дорожной одежды, по которому можно судить о толщине покрытия – круглый вырез диаметром 100 мм и длиной примерно в 1,5 раза больше, в зависимости от толщины слоёв уложенного покрытия.

«Получившееся в асфальте отверстие мы, конечно, заделаем, дорогу в таком виде не оставим», – пояснил мастер строительных работ подрядной организации Александр Шульга.

Чтобы качество дороги проконтролировать по всей длине, пробы керна берут каждые 300 м. На дороге Шагаровка – Репное пробы взяли пять раз. Для этого используют керноотборник: дорожники предпочитают немецкие агрегаты Gölz. Устройство вырезает асфальтовый цилиндр за минуту. Рабочий инструмент во время этого поливают водой, чтобы уберечь от перегрева.

Взятые керны отправляют на экспертизу. По словам дорожников, за качеством они следят и сами. Но у заказчика – областного управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта – есть своя лаборатория. Там образец испытывают на прочность, водонасыщение. Оценивают показатели, которые влияют на износостойкость и долговечность дороги.

 

 

«Качество будущих дорог мы начинаем контролировать ещё на стадии изготовления асфальта, – рассказала начальник отдела лабораторного контроля управления дорожного хозяйства и транспорта Наталья Куцына. – Нельзя допустить, чтобы на дорогу укладывали плохую смесь. С асфальтовых заводов привозят россыпью смеси разных типов и видов. Мы нагреваем смесь в сушильном шкафу, уплотняем её на установке Маршалла. Затем помещаем полученный образец в воду для выявления, сколько в нём воздушных пор. От этого зависит, сколько асфальтобетон сможет впитать в себя воды, как он будет вести себя в разных погодных условиях. Если не уложились в норму – смесь бракуется».

После того как из проверенной смеси уложили дорогу, эту процедуру повторяют. Образцы готового асфальтобетона с новой дороги – те самые вырезанные цилиндры – тоже высушивают, взвешивают и кладут в воду для насыщения влагой, после чего вновь взвешивают и высчитывают разницу. Результаты должны совпадать с теми, что получены на первом этапе испытаний.

 

 

«На образцах керна также видно соблюдение необходимой толщины верхнего и нижнего слоёв дороги (в данном случае 5 и 7 см), а также степень их сцепленности между собой, – объяснила Куцына. – Образцы мы разбиваем вручную – разделяем слои керна. На этой дороге верхний слой уложен из щебёночно-мастичного асфальтобетона ЩМА-15, а нижний слой по проектно-сметной документации характеризуется как «мелкозернистый плотный тип Б». Эти слои по отдельности мы также испытываем на содержание воздушных пустот и соответствие стандартам».

Каждый год лаборатория проводит до 6 тыс. испытаний. Кроме проб керна, испытывают щебень, минеральный порошок, битум, песок и прочее.

Если новая дорога успешно прошла испытания – в итоговом документе появляется фраза: «Асфальтобетонная смесь и вырубка соответствуют требованиям ГОСТ 58406.1 (или 2)».

А случаи несоответствия, по словам начальника лаборатории, в Белгородской области бывают очень редко. В этом году ещё не было. Подрядчики знают, что в случае брака им придётся переделывать дорогу за свой счёт.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×