Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 апреля 2022,  13:50

«Я не герой. Это просто моя работа». Почему белгородка Светлана Орлова работает в скорой

28 апреля сотрудники скорой помощи отмечают свой профессиональный праздник

«Я не герой. Это просто моя работа». Почему белгородка Светлана Орлова работает в скоройСветлана Орлова (в центре)Фото: из личного архива Светланы Орловой
  • Статья
  • Статья

Светлана Орлова в профессии уже 21 год. Сейчас она старший фельдшер станции скорой медицинской помощи Белгородской области. Работает на Южной подстанции, которая обслуживает Харгору и имеет четыре поста: Разуменский, Тавровский, Майский и Октябрьский.

Смотрела заворожёнными глазами

В этой должности Светлана Орлова трудится с начала 2022 года. До этого много лет работала фельдшером выездной бригады. Сейчас её деятельность связана с управлением кадрами, оснащением бригад медоборудованием и обеспечением лекарственными средствами. Но в выходные дни она берёт дополнительные смены по ставке выездного фельдшера. Признаётся: ездить на вызовы ей всё‑таки нравится больше. О такой работе она мечтала ещё ребёнком.

«Медицина с детства привлекала меня. Когда училась, легче всего давались биология и химия. А ещё в нашей школе в Разумном был кружок «Юный медик». Сначала мы пошли туда с подружкой просто из интереса. А потом всё это действительно увлекло. Так что когда окончила школу, вопрос о выборе профессии передо мной уже не стоял», – вспоминает Светлана.

С самого начала её привлекала именно скорая помощь. Рассказывает, что всегда заворожёнными глазами смотрела вслед машинам, которые мчались кого‑то спасать.

«Сейчас я прихожу на работу по будням и мой день чётко распланирован – нужно сделать одно, второе, третье. А когда прихожу на смену, то жду: что же произойдет? Жизнь работника скорой помощи такова, что ты приходишь на работу и не знаешь, где окажешься через 10 минут. Сейчас ты врач-педиатр, через 10 минут – хирург, через полчаса – травматолог или психиатр и так далее. Здесь очень большое поле деятельности. Это меня и привлекло», – объясняет собеседница.

В 2001 году, когда она начала работать в медицине, места в скорой пришлось ждать полгода. Чтобы в этот период не терять время, а учиться чему‑то, она работала участковой медсестрой. Потом освободилось место фельдшера по приёму вызовов. Четыре года Светлана работала диспетчером, передавала вызова бригадам. Так что к тому времени, как она сама в первый раз отправилась на вызов, у неё уже был неплохой опыт. 

«Останавливаемся и начинаем работать»

Каждый день работника скорой непредсказуем. Но Светлане доводилось спасать людей не только на вызовах. Осенью прошлого года она увидела ДТП на трассе Разумное – Севрюково и остановилась, чтобы помочь:

«Это было раннее утро. Я приняла вызов и отправилась в отдалённое село. Повод уже не помню, но это было что‑то не сильно срочное. Ехали мы вдвоём с водителем. И на дороге перед нами произошло ДТП. На обочине стояла рабочая легковушка. В ней было пять человек. А в багажнике лежала бетономешалка и приспособления, чтобы разводить раствор. Внедорожник на большой скорости въехал в эту машину, и бетономешалка зашла в салон. Когда мы подъехали, пострадавших уже вытащили из машины. Они все лежали на обочине. Двое были в очень тяжёлом состоянии. У одного – перелом бедра, у другого – перелом позвоночника, закрытая травма живота. У остальных были повреждения средней степени тяжести. Сразу сказала водителю: «Останавливаемся, начинаем работать».

Светлана с благодарностью вспоминает неравнодушных людей, которые в тот день тоже остановились, чтобы ей помочь. Фельдшер постаралась всех успокоить и чётко говорила водителям, что надо делать. По очереди осмотрела пострадавших, оказала им первую помощь, кому‑то поставила капельницу, кому‑то наложила шину.

Чуть позже стали подъезжать бригады, принявшие этот вызов. Они забрали пострадавших и увезли их в больницу.

«Я не считаю, что это геройство. Каждый фельдшер, находившийся на моём месте, поступил бы точно так же. Да, помогла, но в этом и заключается моя работа», – отмечает Светлана. 

Интересуюсь, а приходилось ли ещё кому‑нибудь оказывать первую помощь – не на работе, а просто на улице.

В ответ она улыбается и замечает, что такое с ней случается постоянно:

«Отдыхаем на море. Вижу: перегрелся ребёнок – помогла. Ехали как‑то в поезде, женщина потеряла сознание – тоже помогла. Лет пять-шесть назад увидела, что мужчине стало плохо: острый коронарный синдром. Оказала первую помощь, вызвала бригаду. Родственники потом меня нашли по телефону, благодарили. Или вот была поездка в Москву. Увидела ДТП, стала останавливать кровотечение. Но скорая в тот раз подъехала быстро». 

Светлана живёт в Разумном, к ней часто обращаются знакомые. Кто‑то бежит с температурой, кого‑то укусила собака. 

«Я не скрываю свой телефон, – говорит медик. – Всегда могу что‑то подсказать, объяснить. Никогда никому в помощи не отказываю».

Как в кино

Интересуюсь у Светланы, как ей удаётся сохранять самообладание в критических ситуациях. Ведь на работе приходится видеть всякое. Это вырабатывается годами, отвечает она. Когда надо помочь, все эмоции сразу уходят, мозг начинает думать только об алгоритме действий в конкретной ситуации. 

«Знаете, со временем начинаешь черстветь к чужой боли. Если бы мы всё воспринимали близко к сердцу, то не доживали бы и до 30 лет – все бы поумирали от инфаркта. Конечно, нам жалко. Конечно, мы всё понимаем. Но стоять охать и ахать, жалеть вместо того, чтобы помогать, – нельзя». 

Светлана признаётся: когда только начинала работать, эмоций было больше. А сейчас неважно – пожар, ДТП или что‑то ещё, необходимо чётко знать, что нужно делать, а для это надо постоянно учиться.

В свободное время она часто читает медлитературу, смотрит образовательное видео. С коллегами обменивается опытом.

Самообладание фельдшер сохранила и в тот день, когда ей неожиданно пришлось принимать роды:

«Вспоминаю это как кино. И как только я вспомнила, что делать, как успокаивать эту маму? Роды у неё были вторые. Приезжаем забирать беременную, а она: «Я рожаю». Успели только положить её на кровать и подставить руки, чтобы схватить ребёнка. Это произошло внезапно и очень быстро. Слава Богу, что всё получилось. Родившейся девочке Василисе, наверное, уже лет семь».

 

«Я не герой. Это просто моя работа». Почему белгородка Светлана Орлова работает в скорой - Изображение Фото: pixabay.com

Ни одного плохого слова

На одну работающую бригаду в обычное время приходится 15–17 вызовов в сутки, в эпидемиологически неблагоприятный сезон – до 25. 

«Коронавирусный период я пережила спокойно. Никогда не паниковала по этому поводу. Но когда ковид только начался, не думала, что всё будет так масштабно, что будут проблемы с местами, с распределением, с большим количеством больных. У нас же перед этим были и птичий, и свиной грипп, и атипичная пневмония. Но приспособились. Поначалу тяжело было летом работать в СИЗах. Жарко, дышать нечем. Но привыкли, работали и спасали людей», – вспоминает Светлана.

Она рассказывает, что медикам очень помогли выходные дни, которые в стране были объявлены весной 2020-го и осенью 2021-го. Это позволило остановить волну роста заболеваемости. 

«Во время вспышки коронавируса было очень много больных. Заболели многие наши сотрудники. Были колоссальные задержки вызовов – люди ждали по 10–12 часов. Я приезжала утром к человеку, который вызвал скорую ещё вечером. У него пневмония и температура, но ни одного негативного слова в свой адрес я не слышала. Пациенты понимали, что мы тоже люди. И если до этого врачей часто осуждали, то во время ковида пришло осознание, что без скорой помощи и без медицины никак», – отмечает Светлана.

 

«Я не герой. Это просто моя работа». Почему белгородка Светлана Орлова работает в скорой - Изображение Фото: Анна Черкашина

 

За годы, которые она работает в скорой помощи, многое изменилось. В первую очередь в плане лекарственного и технического оснащения. Теперь есть, например, электрокардиографы, которые оснащены системой GPS. Благодаря им можно отправить кардиограмму в кардиоцентр областной больницы. Врач-кардиолог даст своё заключение и проконсультирует. 

«Машины у нас повышенной комфортности. Носилки мягкие. Есть внутривенные катетеры. Можно поставить катетер, зафиксировать и везти больного, не боясь, что будет кочка, машина подпрыгнет, и иголка выскочит или проколет всё. Есть инфузоматы для дозированного введения лекарств. Расширился круг медикаментов. И тромболизис мы можем проводить у больного до стационара, и обезболивание, и помощь при нарушениях сердечного ритма», – рассказывает фельдшер. 

Много у работников скорой и других технических помощников. В ковидный период незаменимыми были пульсоксиметр, с помощью которого измеряют сатурацию, а также аппараты ИВЛ и ВВЛ для больных с гипоксией, которым необходима оксигенотерапия. 

Любить всех людей

«Работать в скорой несладко. Это и дождь, и жара, и мороз, и не вовремя поел, и пешком на пятый этаж ночью и днём. Энергии тратится много. Но радость от оказанной помощи, чувство удовлетворения являются одним из стимулов, чтобы приходить сюда каждый день», – отмечает Светлана.

Конечно, не все встречают работников скорой доброжелательно. Но на этот случай у фельдшера есть свой рецепт выстраивания взаимоотношений.

«Нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Когда мы приходим и с порога видим негатив, то всё решается во время разговора. Важно то, как мы будем разговаривать, каким тоном, какие слова в этот момент найдем, чтобы этот негатив убрать. Это, конечно, касается агрессивно настроенных людей в трезвом состоянии. Если человек в алкогольном или наркотическом опьянении, тут надо ориентироваться по ситуации. По опыту скажу: если нормально разговаривать с людьми, понять их проблемы, спокойно объяснить, то и они начинают нормально разговаривать, в конце даже улыбаются и извиняются», – замечает Светлана.

— Получается фельдшер скорой – это ещё и психолог?

— Это в первую очередь психолог. Мы когда заходим на вызов, то по интонации и жестам уже должны понимать, что нас ждёт здесь. Если подъезжаем, а нам уже машут, кричат люди, то понятно, что здесь действительно катастрофа, надо быстро хватать чемодан и бежать за человеком, который показывает дорогу. Если вызвали скорую помощь, а папа телевизор смотрит и мама у плиты, то это совсем другое дело.

— А какие ещё качества нужны работнику скорой?

— Надо любить людей. Всех, какими бы они ни были. Неважно, кто это: ребёнок или старик, бомж или бизнесмен, мужчина или женщина. Надо ко всем одинаково относиться. Иначе будет моральное истощение и выгорание из‑за постоянного стресса и негатива. Без любви к людям в скорой делать нечего.

Анна Черкашина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×