Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 сентября 2015, 16:00
 Ольга Алфёрова 2060

Мы и другие

Корреспондент «БелПрессы» провела день с инвалидом по зрению

Мы и другие Занятие в центре культурного развития. Фото Ольги Алфёровой
  • Ольга Алфёрова
  • Статья

«Инвалидам чего-то не хватает для полноценной жизни», – так мы обычно думаем. Встретив человека с физическим недостатком, нередко смущаемся: как с ним разговаривать, куда смотреть, о чём не стоит спрашивать? Знакомство с Андреем прояснило эти вопросы и неожиданно подняло другой: чего не хватает для полноценной жизни нам, физически здоровым людям?

А теперь не смотри

Встретившись с Андреем Шевченко, мы отправляемся прогуляться по Валуйкам. Если бы я не знала о его нескольких сложных диагнозах – ни за что не догадалась бы, что он едва видит очертания моего лица. Взгляд Андрея прямой и чистый, он смотрит прямо в глаза:

«Зрение постепенно падает, но для меня эти перемены не так ощутимы, как может казаться: я никогда не видел этот мир так, как ты, потому что оно нарушено с детства».

Андрей спокойно и уверенно ведёт меня по городу, лишь изредка делая едва уловимые паузы в движении ног перед препятствием. Препятствием становится многое: лестницы, проезжая часть, встречные люди. Через короткое время я проникаюсь его состоянием и начинаю ощущать пространство вокруг иначе: ощупываю подошвой каждую ямку на неровном асфальте. Гладкий тротуар, выложенный плиткой, оживает и становится приветливым, лестницы недружелюбно косятся в нашу сторону, бордюры ехидно хихикают, стараясь приподняться повыше. Сознание словно разделяется на две части. В одной я легко болтаю с приятным человеком обо всём на свете. В другой я – натянутая струна: контролирую ситуацию, прислушиваюсь к машинам, вижу то, что прямо под ногами и далеко впереди, не позволяя себе расслабиться ни на секунду, иначе неминуемо упаду или столкнусь с кем-то.

«Есть несколько знакомых маршрутов – на них я чувствую себя абсолютно спокойно. У слепых очень хорошая пространственная память: я знаю, где будет удобный спуск-пандус, где поворот, сколько ступенек нужно преодолеть в больнице, а сколько – в магазине у дома. В новые места я тоже могу пойти сам, могу даже съездить в Белгород один, но это займёт очень много времени».

Доступная среда – это иногда совсем невидимые мелочи, например, когда рёбра ступенек побелены – по ним слабовидящие люди могу ориентироваться при подъёме. Пологий склон предпочтительнее лестницы, говорящий светофор и полосатые бордюры – необходимы.

Такие лестницы удобны для слабовидящих.
Такие лестницы удобны для слабовидящих.
Фото Ольги Алфёровой

Три случая

Андрей родился и вырос в Луганске. В десятом классе любимая девушка вдохновила на создание первой песни. Стихи писал сам, гитару помогли освоить одноклассники: показали первые дворовые аккорды. После школы Андрей выучился на метролога и, несмотря на проблемы со зрением, работал с чертежами, инженерными системами, занимался электросетями.

В 23 года произошёл первый случай: ковыряясь в проводке в музыкальной детской школе, что-то напевал себе под нос. Учительница по вокалу что-то расслышала в этом мурлыканье и предложила поработать с голосом.

«Я упорно продолжал заниматься зарабатыванием денег, работал даже по ночам, пока не произошел случай второй. Когда я возвращался с работы домой, на меня напали и избили. После этого зрение сильно упало. Я потом долго думал, почему это произошло. Спустя время узнал, что на следующий день на предприятии был взрыв, погибло два человека при пожаре. Я бы точно не смог спастись. Это сильно повлияло на мою жизнь, я стал дальше анализировать её, изучать философию, психологию, религию. Так постепенно понял, что занят не своим делом, и всё больше времени стал отдавать созданию песен, концертам».

Андрей успел записать один самиздатовский альбом, когда на Украине началась война. В армию его не взяли, и первое время он проводил концерты для солдат в местах военных действий. Год назад Андрей приехал в Белгород. Денег с собой был минимум, как, наверное, у многих людей, которые не рассчитывали покидать свой дом.

«Я отправился первый, чуть позже приехала жена. Мы поначалу вообще не знали, как и на что здесь жить. С жильём и средствами очень помогли местные отделения Всероссийского общества слепых, белгородская библиотека для слепых (им. В. Я. Ерошенко – прим. ред.). Когда немного освоились, я в благодарность провёл несколько концертов для слабовидящих людей, начал участвовать в разных фестивалях».

Например, только с собственным проектом «Сотвори себя сам» Андрей дал в области 37 концертов для детей-инвалидов и обычных школьников.

«Я хочу поддержать и воодушевить людей. Упасть духом очень легко, сам проходил через это. Знаете, дети очень спокойно переносят свою болезнь – быстро привыкают, будто забывают о том, что было по-другому. Взрослым сохранять присутствие духа сложнее. Однажды девочка-подросток с детским церебральным параличом после концерта сказала, что я ей помог разобраться в себе. У меня тогда что-то перевернулось внутри. Так я понимаю, что то, что я делаю, – правильно, потому что нужно кому-то».

На одном из концертов Андрея заметила директор валуйского Дома культуры и предложила работу с детьми и молодёжью. Так Андрей с женой оказались в Валуйках.

На занятии «Песня с нуля».
На занятии «Песня с нуля».
Фото Ольги Алфёровой

О справедливости

В валуйском центре культурного развития Андрей ведёт курс «Песня с нуля». Он очень лёгкий человек, с первых минут знакомства пробуждает теплоту и симпатию. Тем резче звучит в коридоре жизнерадостный смех проходящего человека:

«Зачем он очки надел, всё равно ж не видит ничего!»

Я испытываю чувство глубокого стыда за другого. Что это было, смех-оборона? Или просто нечуткость души?

На занятиях у Андрея дети – и слабовидящие, и здоровые – учатся писать стихи и создавать песни. С теми, кто не может приехать, преподаватель работает через Интернет, удалённо.

Начинается всё с выбора тем. Сегодня на занятии Ира и Настя – бесконечно контрастные девушки-подростки: сдержанность и экспрессивность, уравновешенность и напор, скромность и вызов. Обе учатся в школе-интернате для слепых. Обе пишут стихи на сложные и глобальные темы: о войне, о доброте, о патриотизме.

Девушки очень милые – у Иры длинная русая коса, у Насти – восточно-высокие скулы. Невольно ловлю себя на мысли, что девушки не знают о том, как они выглядят и что они очень симпатичные.
Сегодня девочки решили написать о справедливости.

– Можно так и начать, с вопроса: что такое справедливость? – берётся раскручивать тему Андрей.

– Да, – всполошилась Настя, – а как я справедливость зарифмую?

– Давай попробуем сначала составить костяк стихотворения, а потом уже шлифовать каждую строчку? – мягко спрашивает Андрей.

– Одни живут по совести... – пробуют девочки нащупать ниточку.

– И зло творят другие, – бормочу я что-то угловатое, но в черновик строчка принимается.

Так создается структура стихотворения, потом она будет оттачиваться и доводиться до ума, насыщаться красками и деталями.

Музыка и массаж

Школа-интернат для слепых детей располагается в строении 1936 года. Подошва с удивлением ощупывает разрушенное асфальтовое покрытие во дворе школы; впрочем, детям, видимо, все выбоинки знакомы – они резвятся во дворе, со стороны похожий на любой другой школьный двор. Само здание, хоть и изношенное, внутри вполне ухоженное: видно, что о нём заботятся по мере сил.

Это единственное в регионе учреждение такого типа, но детей тут не очень много: 56 человек на 12 классов (здесь учатся на один год больше). Более ста ребят области с аналогичным диагнозом проходят учебный курс преимущественно дома либо в обычной школе.

«Инклюзивное образование, говорите? – усмехается директор школы-интерната Александр Слюсарь. – Это же особые методики обучения, а не только когда все вместе в одном классе сидят. Были у нас ребята, закончившие начальную школу, но не умевшие ни писать, ни читать. Забросят такого на заднюю парту, и он там сидит тихонько, никому не мешает».

Александр Слюсарь.
Александр Слюсарь.
Фото Ольги Алфёровой

В коридоре мне навстречу бежит мальчишка. Он не видит меня и, похоже, не слышит или не понимает. Здороваюсь и улыбаюсь до ушей – не отвечает, вдруг делает движения руками, как будто разгоняет дым, отвечает широченной улыбкой и быстро убегает обратно.

Проходим по кабинетам – всюду идёт рабочий процесс. Девочки вышивают фигурной строчкой на уроке домоводства, в соседнем классе ребята рисуют радугу. На стенах висит расписание уроков, режим дня и гимн Российской Федерации – вся самая важная информация продублирована шрифтом Брайля. Небольшая группка детей проходит мимо, будто играя в какую-то игру – у всех вытянуты руки вперёд, на лицах сосредоточенная улыбка. Они новенькие, учителя знакомят их с территорией школы, учат правильно перемещаться внутри.

«У слабовидящих детей не очень много вариантов дальнейшего образования, – продолжает рассказывать Александр Слюсарь. – Они обычно поступают в медицинский или музыкальный колледж и, получив специальное образование, становятся прекрасными массажистами и одарёнными музыкантами».

Кстати, у школы скоро, вероятно, появится её первый гимн. Настя, которая очень любит учиться, посвятила ей своё стихотворение – Андрей пишет подходящую музыку для него.

Расписание занятий в школе-интернате.
Расписание занятий в школе-интернате.
Фото Ольги Алфёровой

Дорога с отшиба

Дома в Валуйках преимущественно одноэтажные. Мы подходим к двум пятиэтажным жилым зданиям в 15 минутах от центра. Оказывается, они давным-давно построены специально для слабовидящих людей, чтобы поселить их всех вместе. Многие не покидают пределов своего двора, оборудованного специальными заборчиками для удобства ориентирования.

«Это моя главная идея – убедить людей, что они не должны замыкаться в себе, а могут спокойно и радостно жить: учиться, общаться, заниматься творчеством. Изоляция создана искусственно, но слепые люди не нуждаются в отдельных домах, школах, хотя сейчас в их сознании редко бывает по-другому», – Андрей вообще полон идей и планов разной степени глобальности – от фестивалей и конкурсов до выпуска сборников детских стихов, записей их песен.

А я за сегодня очень устала – напряжение от непрерывной концентрации даёт о себе знать. Андрей, провожая, показывает мне дорогу с маленького острова слепых в центр города, как показывает путь в большой мир другим незрячим людям. Это та же самая дорога, по которой пришла сюда я.


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×