Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 марта 2019,  15:18

«Человек думать не хочет». Зачем священник Николай Бабкин доводит суеверия до абсурда

Как борется с суеверными страхами людей настоятель Петропавловского храма из старооскольского села Обуховка

«Человек думать не хочет». Зачем священник Николай Бабкин доводит суеверия до абсурдаСвященник Николай БабкинФото: личный архив
  • Статья

Чёрные коты, пустые вёдра, рассыпанная соль – церковь всегда осуждала веру в подобные глупости. Но вместе с тем есть немало околоцерковных суеверий, которые передают из уст в уста.

У священника Николая Бабкина 61 тысяча подписчиков в «Инстаграме». В одной из рубрик – «Бабка надвое сказала» – он шуткой развенчивает разные суеверия.

— Зачем вы это делаете?

— Доводить суеверия до абсурда – лучший способ их разрушить, – ответил отец Николай. – Это гораздо эффективнее, чем долгие проповеди. Юмор лечит душу. Если относиться к суевериям правильно – не с высокомерием и чванством, а с лёгким благодушным юмором, то это помогает человеку взглянуть на свою духовную жизнь и на веру под другим углом зрения. Со стороны собственной головы. Многие люди до сих пор, несмотря на то что имеют высшее образование, боятся вечером мусор выносить, встречать кого‑нибудь с пустым ведром, начинают пальцы скрещивать. Вот я намеренно и довожу такие суеверия до абсурда.

— А в своём служении вы часто сталкиваетесь с суевериями?

— Мне в этом отношении повезло – у нас на приходе в основном бабушки, которые в храм ходят уже лет 20. У нас нет суеверий. В основном истории присылают мне подписчики. «Ютьюб» и другие интернет-ресурсы предлагают широчайший спектр суеверий. Больше всего я нахожу на женских форумах. Это не значит, что суеверны только женщины. Я думаю, мужчины не менее суеверны. У меня есть немало знакомых, которые всерьёз думают, что садиться за руль и пристёгиваться – плохая примета. Есть люди, которые боятся наступать на люк, боятся порчи и не выставляют фотографии детей в соцсетях. В общем, опасаются, что случится что‑то плохое. По этой же причине они идут в церковь и ставят свечку, думая, что проблема будет решена. Это тоже результат суеверного мышления.

Церковь учит, что мы должны быть открытыми. Благодать Божья не всегда бывает воспринята человеком, хотя её много льётся на нашу голову. Но если внутри полно всяких суеверий, ложных представлений о вере, то туда просто невозможно пробиться. Как посадить семечко в каменистую почву, если там нет земли, с чего оно вырастет?

— С чем всё‑таки связаны суеверия: недостатком знаний, привычкой верить в информацию, которая передаётся из уст в уста?

— Суеверие означает «напрасная вера». Просто человек пытается понять необъяснимое. Так как ему порой недостаёт знаний, то эти знания он компенсирует верой. Но верой не в Бога, а в суеверия. Когда ты не имеешь чёткого представления о духовной жизни и об общении с Богом, в душе получается компот – смесь из слухов и домыслов. Мы внутренне нуждаемся, чтобы наша картина мира была связана воедино. Если нет веры, то её место занимают суеверия.

 

Священник Николай Бабкин Священник Николай Бабкин / Фото: личный архив

— Много суеверий связано с причастием…

— Некоторые запрещают целовать ребёнка, прикладываться к иконам, мыться в этот день, работать. А если человек участвовал в Таинстве соборования, то говорят, что вообще неделю мыться нельзя. Есть люди, которые на этом духовно паразитируют. Причастился человек, они подходят к нему и по спине погладят. А человек думает: «Всё! Благодать забрали». И вроде все они в храм ходят и понимают, что нельзя прикосновением благодать забрать, но всё равно эти вещи существуют.

К иконам не прикладываются до запивки, чтобы частица причастия не попала на икону. Из благоговения и не более того. Мыться можно однозначно. Грязным ходить не стоит, тем более ты в этот день воспринял святыню великую, с Богом соединился духовно.

А работать запрещается вместо богослужения. Многие этим пользуются: «О, праздник. Лягу на диван, возьму в руки телефон, ничего не буду делать. Отлично, не грешу». Нет, нельзя работать вместо богослужения. И на Руси люди традиционно шли сначала на службу, а потом на поля, работали, и это было нормально.

Суеверия часто удобны людям. Человек думать не хочет. Сегодня есть социальные клише: «верю в Бога, но в храм не хожу», «верю в душе», «все религии равны, просто пути разные»… Человек слепо это повторяет, но сам над этим не раздумывает. Сейчас время такое – мышление становится клиповым. Популярны соцсети – 
увидел картинку, поставил лайк. На «Ютьюбе» (у отца Николая и там есть свой канал – прим. ред.) длинный ролик человек не будет смотреть, даже если он интересный. Скорее всего, просто пролистает. А что‑то коротенькое, смешное, забавное, порой даже глупое – это да, это люди смотрят.

Так что ещё одна причина суеверий – клиповое мышление. И, наверное, этому виной массовая культура, которая нас зомбирует, вырубает мозг, и некоторые идеи проникают к нам как истина. Люди смотрят фильмы. Там идеи звучат фоном, но навязываются как правильные. Потом, когда вступаешь с кем‑то в разговор, то всё это в голове начинает всплывать, и ты всё это выдаёшь. Если бы фоном шли какие‑то нравственные вещи… Но сейчас этого нет. Всё зациклено на низких страстях. Массовая культура не развеивает суеверия, а играет на них.

— Много суеверий также связано с нательным крестиком…

— Да, есть суеверия, что нельзя носить крестик с распятием или что если ты найдёшь крестик и возьмёшь его себе, то возьмёшь и чужие грехи. Потерялся крестик – много врагов, сглазили, наложили порчу. Сломался – колдовские чары. Так происходит, когда человек чувствует, что крест несёт духовную составляющую, но не обладает библейскими знаниями и пытается объяснить это на основании того, что слышит по телевизору, читает в Интернете. Там он получает готовый ответ, над которым не нужно думать.

На самом деле крестик – это символ твоих убеждений. Он имеет защитительную, охранительную функцию. Крест – это не только символ, но и та цена, которую заплатил Господь за нашу духовную свободу, за свободу от греха. И это главная составляющая креста. Потерялся крестик? Ну и что, купи новый. Нашёл крестик? Что ж, теперь из‑за суеверной боязни пусть на земле валяется? Это же святыня. Подними крест, возьми, храни его дома. Ничего такого в этом нет. Носить его не обязательно. Пусть лежит. Можно и в храм его отнести. Но потом сходите на исповедь, покайтесь: «Батюшка, из суеверного страха не стал оставлять крестик дома».

Беседовала Анна Кущенко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×