Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 марта 2021,  13:14

«Дух гимназии помогает». Каково учиться и учить в одном из исторических зданий Корочи

Корреспонденты «Белгородских известий» прогулялись по классам и коридорам бывшей Александровской мужской гимназии

«Дух гимназии помогает». Каково учиться и учить в одном из исторических зданий КорочиФасад исторического корпуса — бывшего здания гимназииФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья
  • Статья

Длинный коридор с шеренгой высоких окон по одной стороне. Идёшь по нему, и кажется, что вот-вот из‑за угла выскочит запыхавшийся гимназист в сбившейся на затылок фуражке. Остановится, машинально шаркнет ножкой в знак приветствия – и исчезнет за дверью одной из классных комнат, где непременно получит от учителя нагоняй за опоздание.

Полы XIX века

Но навстречу идут обычные школьники. Вежливо здороваются и тихонько притворяют за собой двери кабинетов. Ну что за чудо эти двери! Высокие, двустворчатые – в современных зданиях таких не встретишь. Оконные рамы тоже старорежимные – изящные, с частым переплётом и широченными подоконниками. По ним легко можно прикинуть и ширину стен здания – сантиметров 70, не меньше! Но главное – эти окна всё ещё открываются, несмотря на многочисленные слои краски.

«Да, окон у нас много. Поэтому в классах всегда светло: естественного освещения хватает», – подтверждает директор Корочанской школы-интерната Нина Сухова.

Именно это образовательное учреждение ныне является преемником Александровской мужской гимназии. И здесь бережно хранят память о славном прошлом.

 

 

В просторных классах (когда‑то классных комнатах) – современная мебель и учебные пособия, но в углу – остатки голландских печей с заложенными топками, которые раньше обогревали здание. На отопление гимназии (если верить архивным документам) ежегодно уходило около 225 кубометров дров.

«А полы у нас деревянные – ещё с 1885 года: из досок-семидесяток, все обработаны. Представьте, как умели делать в те времена. И даже ведь не скрипят», – гордо говорит Нина Дмитриевна.

Забегая вперёд: аутентичные полы сохранились и в помещении бывшей домовой гимназической церкви – потому что там всегда было сухо и тепло. А вот в коридоре на первом этаже, увы, сгнили, пришлось заменить на плитку: всё потому, что во время Великой Отечественной венгры-оккупанты устроили на первом этаже здания конюшню.

Шёл по ступенькам и плакал

А ещё в здании очень высокие потолки. По краям и в углах – с остатками лепнины. В конце коридора, где раньше был спортзал гимназии, теперь размещается великолепный зимний сад с пальмами в кадках и птичьими клетками, в которых задорно чирикают попугайчики.

На втором этаже сразу две достопримечательности. Первая – пушкинская галерея, в основе которой лежит экспозиция, подаренная школе одним из известных выпускников Александровской гимназии – пушкинистом Арнольдом Гессеном.

 

 

«Её можно было бы современной сделать, но главная ценность галереи в том, что её своими руками оформлял сам даритель», – поясняет Нина Дмитриевна.

А рядышком с галереей – вторая достопримечательность школы – её актовый зал, где когда‑то располагалась та самая домовая церковь во имя славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Здесь высокие сводчатые потолки и сцена там, где раньше был алтарь.

«Акустика тут прекрасная. Во время Великой Отечественной, так как здание гимназии находилось в самой высокой точке Корочи, здесь располагался вражеский штаб. На первом этаже оккупанты сделали конюшню, на втором жили. А в этом зале они устраивали танцевальные вечера, на которые приглашали местных девушек. Но приходили те или нет – история умалчивает», – поясняет директор.

На второй этаж ведут две лестницы, каждая из которых является произведением искусства благодаря кованым железным балюстрадам. На крашеных ступенях главной – каменной – ещё угадывается орнамент, а у основания ступеней сохранились держатели для ковровой дорожки.

 

 

«Да, во времена гимназистов здесь лежал ковёр. А когда сюда в 1964 году приезжал уже старенький Арнольд Гессен, он поднимался по этой лестнице и плакал от нахлынувших воспоминаний», – рассказывает Нина Дмитриевна.

Величественную лестницу не портит даже отсутствие нескольких столбиков.

«Мы бы её давно отремонтировали, но здесь нужна ковка. А сломали её те же венгры и румыны», – сетует директор.

Историческое здание нуждается в капремонте, несмотря на то что дряхлым и отжившим свой век оно не выглядит. Наверное, поэтому специалисты из управления охраны памятников культуры удивляются: да что вам тут ремонтировать? Благодаря толщине стен в школе всегда тепло, множество окон позволяет экономить на электричестве.

 

 

«Да мы бы и не переживали, если бы не деревянные перекрытия», – говорит Нина Дмитриевна.

«Вся наша учебная часть – это памятник архитектуры, музейное пространство», – подчёркивает заведующая школьным музеем Светлана Дидыченко.

А директор школы с улыбкой добавляет:

«Нашим детям помогает дух гимназии и гимназистов, которые здесь учились».

От гимназии к школе-интернату

В 1885 году на улице Покровской (ныне – Карла Маркса, 50) закончилось строительство нового здания мужской Александровской (в честь императора Александра III) гимназии. Это была красивая двухэтажная постройка п-образной формы с пятигранной пристройкой к восточному крылу. От улицы гимназический двор отделяла 70-метровая каменная крытая железом ограда.

Но до начала строительства уездному земству пришлось поторговаться с городскими властями за лакомый, окружённый садами участок на возвышенности. В конце концов последние уступили его в обмен на недавно приобретённую земством усадьбу купца Пушкарёва, которая располагалась в районе Базарной площади.

 

 

Проект здания гимназии выполнил архитектор Харьковского учебного округа, а сметная стоимость строительства составила 52 156 рублей. На двух этажах было 45 комнат, в том числе 8 основных классов и 1 приготовительный, канцелярия, 2 библиотеки – фундаментальная и ученическая, а также физический кабинет. Здесь же располагались квартиры директора, инспектора гимназии и комнаты помощников классных наставников. У гимназии была своя небольшая домовая церковь во имя равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия. А во дворе образовательного учреждения установили неподвижные гимнастические снаряды.

Здание гимназии стало настоящим подарком Корочанского земства жителям города и всего уезда. Появилась она в городе во многом благодаря тогдашнему председателю земского собрания, предводителю корочанского дворянства и почётному гражданину Корочи Иоасафу Шетохину. Именно он в своё время ходатайствовал перед министром народного просвещения о появлении в городе её предшественницы-прогимназии, а затем и курировал строительство нового здания гимназии. Освятили новострой 5 мая 1885 года.

На обучение в гимназию принимали детей выходцев всех сословий – дворян, купцов, чиновников, священнослужителей и даже рабочих и крестьян (первые выделялись тем, что носили тёмно-синие шерстяные пиджаки с блестящими пуговицами и такого же цвета брюки, в то время как на остальных были суконные рубашки цвета хаки). Ежегодно здесь обучались около 240 гимназистов. Все они получали качественное образование с упором на русский язык и математику, изучали несколько языков: церковнославянский, латинский, греческий, французский и немецкий.

 

 

Большинство педагогов гимназии (исключительно мужчины) имели дворянское происхождение, и уровень их педагогического мастерства был довольно высок. Среди директоров образовательного учреждения большой след в его истории оставил блестящий педагог и знаток греческого языка Роман Львович Миротворцев.

А наиболее выдающимися выпускниками гимназии являются хирург Сергей Миротворцев (действительный член Академии медицинских наук, ректор Саратовского университета) и журналист и писатель-пушкинист Арнольд Гессен.

После Октябрьской революции новая власть преобразовала мужскую гимназию в трудовую школу II ступени, затем в 1923 году здание передали под детский дом, который в 1960-м стал школой-интернатом для детей из малообеспеченных семей (спустя год рядом со старым зданием бывшей гимназии вырос новый жилой корпус на 300 воспитанников). В этом статусе учреждение просуществовало почти два десятилетия, пока в 1979 году областной отдел народного образования не принял решение открыть здесь школу-интернат для детей с нарушениями речи. Последние 30 лет руководит Корочанской школой-интернатом заслуженный и народный учитель РФ Нина Сухова.

Тамара Акиньшина

Редакция благодарит за помощь в подготовке публикации Корочанский районный историко-краеведческий музей и коллектив Корочанской школы-интерната.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×