Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 февраля 2021,  17:08

Директор с чудинкой. Зачем Эдуард Киселёв из Ровеньского района хочет съездить в Берлин

«Белгородская правда» рассказывает о директоре школы с углублённым изучением отдельных предметов посёлка Ровеньки

Директор с чудинкой. Зачем Эдуард Киселёв из Ровеньского района хочет съездить в БерлинУ дома генерала армии Николая Ватутина в Валуйском округеФото: из личного архива
  • Статья

С Эдуардом Киселёвым мы познакомились на пресс-туре по школам Ровеньского района. Он рассказывал о том, как у них школа полного дня организована, как старшеклассники к экзаменам готовятся, какой в школе классный центр безопасности дорожного движения оборудован, как в музее память о военных событиях сохраняют…

А потом как бы вскользь бросил: «Я же байкер. Организовываю мотопробеги по местам боевой славы…»

Директор-байкер

Да, вот так. Байкер-одиночка. Эдуард Киселёв не состоит пока ни в каких байкерских клубах, мотоцикл (в юности ездил на простых моделях, а потом предпочёл автомобиль) купил только год с небольшим назад.

Сам он из учительской семьи. Отец, Николай Николаевич Киселёв, учитель математики и физики, работал директором Барсучанской школы.

«Мама – учитель иностранного языка, сестра – учитель иностранного языка и я – учитель истории. Вся моя жизнь связана с учительской профессией», – рассказывает Эдуард Киселёв.

Он родился в селе Ладомировка Ровеньского района, потом семья переехала в Барсучье, где Киселёв-старший руководил местной школой. Сам Эдуард Николаевич после окончания истфака Белгородского пединститута тоже работал в этой школе – учителем истории. А когда отец умер, занял его место в директорском кабинете. Киселёв-младший занимался не только школой, но и общественной работой, в районе был на хорошем счету.

 

Директор школы Эдуард Киселёв: «С детьми надо разговаривать, объяснять, а не запугивать и заставлять» Директор школы Эдуард Киселёв: «С детьми надо разговаривать, объяснять, а не запугивать и заставлять» / Фото: Вадим Заблоцкий

 

Когда подросла дочь Элеонора, семья Киселёвых перебралась из села в районный центр. Всё‑таки там было больше условий и для творческого развития девочки, и для общения. В Барсучьем всего населения – чуть более 200 человек, детей мало. Там даже школу закрыли в 2014 году, объединив её с Нагорьевской.

«Я купил дом в Ровеньках. Устроился работать в районное управление образования. Отвечал за подвоз детей в школы, охрану труда, технику безопасности. Почти 13 лет там проработал, пока дочь не подросла. А потом решил уйти в школу. Тут как раз освободилась должность директора Ясеновской школы. И мне предложили пойти туда», – продолжает рассказ Эдуард Николаевич.

Нужно что‑то для души

Ясеновская небольшая, 100 учеников. В первый же год, как Эдуард Киселёв стал руководить учебным заведением, школа заняла третье место в районном конкурсе по социально-экономическому развитию.

«Это для нас была большая победа. На следующий год стали призёрами областного конкурса на лучшее благоустройство территории. Но в этом не только моя заслуга. Предыдущие директора – Марина Тимофеевна Сидоренко и Елена Васильевна Титовская – начали работу по развитию школы, а я продолжил», – скромничает Киселёв.

Но Ровеньки от села Свистовка, где расположена Ясеновская школа, – в 30 км. Каждый день накручивал Эдуард Николаевич десятки километров на личной машине. И искал работу поближе к дому. Пока полгода назад не освободилось место директора Ровеньской школы с углублённым изучением отдельных предметов. Школа не муниципальная, в подчинении областного департамента образования.

 

Ребячьи записки из «говорящего шара» директор внимательно читает и принимает к сведению Ребячьи записки из «говорящего шара» директор внимательно читает и принимает к сведению / Фото: Вадим Заблоцкий

 

…Дочка выросла, поступила в Белгородский аграрный университет. Школа хоть и не даёт скучать, но чего‑то Эдуарду Киселёву в жизни не хватало. Говорит: стал себя терять. Нужно было что‑то для души.

И тогда он купил мотоцикл.

Мотопробег в одиночку

«Я вообще по жизни одиночка. Мотоцикл расслабляет, релаксирует. Кажется, руки расставишь – и полетишь…» – говорит Эдуард Киселёв.

Фигурально, конечно. Потому что правила дорожного движения директор школы соблюдает неукоснительно. Объездив на байке центральную часть России, он ни разу не получал «письма счастья» от ГИБДД. И в самой школе ребят учат дорожной безопасности не для галочки: на грантовые средства купили оборудование для центра безопасности дорожного движения (под сам центр выделен отдельный кабинет). А школьники не просто правила изучают, а уже решают билеты, по которым будущие водители сдают экзамены на получение прав.

Первым делом Эдуард Киселёв отправился в путешествие по Белгородской области. Во всех интересных и памятных местах побывал. И в Воронежской области тоже. Особенно интересны ему были места боевой славы.

«Сейчас много говорят о патриотизме, а что такое патриотизм? Я считаю, это что‑то материальное. То, что можно увидеть, прочитать, над чем подумать. И как только я узнал, что подо Ржевом установили памятник советскому солдату, отправился туда со своей мотовахтой памяти, – вспоминает Эдуард Киселёв. – От Ровеньков до Ржева – 1 250 км. Из Белгорода ехал через Курскую, Калужскую, Смоленскую области, до Москвы, а потом уже до Ржева. И на всём пути – памятники, памятники, памятники… И я решил, что обязательно поеду и в Волгоград. Маршрут построил заранее – с заездом в разные исторические места. Например, в гости к Шолохову, в станицу Вёшенскую Ростовской области».

 

Двухколёсная «Хонда» готова открывать новые маршруты Двухколёсная «Хонда» готова открывать новые маршруты / Фото: из личного архива

И оживает история

«На самом деле такие вот соприкосновения с реальной историей глубокие чувства вызывают. Представил: Шолохов тут жил, писал, в лица людей заглядывал… Помните, у него в «Поднятой целине» фраза такая была – «человек с чудинкой»? Вот и я там встретил таких людей», – рассказывает Киселёв.

Да, было у Шолохова, было. Говорил один из главных героев романа, Иван Аржанов: «Вот растёт вишнёвое деревцо, на нём много разных веток. Я пришёл и срезал одну ветку, чтобы сделать кнутовище, – из вишенника кнутовище надёжнее, – росла она, милая, тоже с чудинкой – в сучках, в листьях, в своей красе, а обстругал я её, эту ветку, и вот она… – Аржанов достал из‑под сиденья кнут, показал Давыдову коричневое, с засохшей, покоробленной корой вишнёвое кнутовище. – И вот она! Поглядеть не на что! Так и человек: он без чудинки голый и жалкий, вроде этого кнутовища. Вот Нагульнов какой‑то чужой язык выучивает – чудинка; дед Крамсков двадцать лет разные спичечные коробки собирает – чудинка… Вот лиши ты человека любой чудинки, и будет он голый и скучный, как вот это кнутовище…»

Выходит, и сам Киселёв – тоже с чудинкой? Да он этого и не отрицает. В каждой своей поездке снимает много фотографий, видео, публикует их в соцсетях и обязательно показывает (и рассказывает) детям. И то, что для ребят раньше представлялось обычным памятником или обелиском, после рассказа Эдуарда Киселёва становится живой историей с реальными людьми, которые каждый день совершали подвиг. Защищать Родину, не жалея жизни, понимая, что можешь погибнуть… Идти в бой, в разведку, хоронить товарищей и терпеть боль, холод и голод – это каждодневный подвиг, который совершали самые обычные люди, солдаты. Таким людям посвящены и памятник подо Ржевом, и мемориал защитникам Сталинграда, и монумент «Родина-мать зовёт» в Волгограде.

«Въезжаю в Волгоград – ещё издалека видны голова, рука с мечом. Огромные. И чем дальше еду – всё огромнее. Думал, меня уже ничем не удивишь… Но монумент «Родина-мать зовёт» какие‑то нереальные эмоции вызывает. До дрожи, до трепета…» – делится впечатлениями Эдуард Николаевич.

 

Эдуард Киселёв: «Монумент «Родина-мать зовёт» в Волгограде какие-то нереальные эмоции вызывает» Эдуард Киселёв: «Монумент «Родина-мать зовёт» в Волгограде какие-то нереальные эмоции вызывает» / Фото: из личного архива

От Бреста до Берлина

В этом году он запланировал поездку в Брест, знаменитую крепость, которая первой приняла на себя удар трагическим утром 22 июня 1941 года. А как только закончится пандемия и откроются границы, обещает доехать до Берлина.

Так что патриотическое воспитание в школе директор начинает с себя.

«История – она не где‑то там, она рядом. У нас дедушка жены воевал, две тёти моей мамы воевали. Наша семья участвует в «Бессмертном полку». Тема войны – от неё не уйдёшь, не спрячешься», – считает Киселёв.

В военной истории Ровеньского района самое известное и кровопролитное сражение – бой на хуторе Крутом в июле 1942 года.

«Материалы о нём собирал учитель Михаил Филиппович Савченко. Именно по его инициативе были установлены памятники-близнецы, посвящённые этому бою: один – на хуторе Крутой, другой – в Ровеньках. На хуторе Крутой есть ещё один памятник, он установлен под крутой горой, на месте расстрела красноармейцев, мы называем этот памятник нижним. Каждый год накануне 9 Мая мы с детьми ездили в Крутой, убирали территорию у верхнего и нижнего памятников. Ежегодно у нижнего памятника проводятся патриотические мероприятия, дети готовят номера, полевую кашу организовывают. Это тоже помогает ребятам лучше понять военную историю нашего края», – уверен Эдуард Николаевич.

 

Особенно интересны Эдуарду Киселёву памятные места боевой славы Особенно интересны Эдуарду Киселёву памятные места боевой славы / Фото: из личного архива

«Где нет памяти, там нет совести!»

Есть в Ровеньском районе человек-легенда – учитель истории и обществознания, создатель музея Харьковской школы, почётный гражданин района Валерий Бондарь. Он живёт по принципу «Где нет памяти, там нет совести!». У него Эдуард Киселёв многому научился.

«Он мне сказал: три правила тебе даю – не гуляй (налево), не воруй и всегда и к учителю, и к уборщице обращайся с доброжелательностью по имени-отчеству. С этими заветами я и живу», – говорит Эдуард Киселёв.

В Ровеньской школе с УИОП он недавно, поэтому его учительские достижения ещё впереди. А вот проект ученицы Ясеновской школы Елизаветы Шурховецкой, идею которого Эдуард Николаевич подсмотрел в одной телепередаче, особо запал в душу.

«Однажды на одном из федеральных каналов я увидел передачу, где рассказывали о памятнике итальянцам в Россоши Воронежской области. Итальянцам, которые воевали против Советской армии. Мне эта тема показалась интересной. Хотя и неоднозначной. Многие люди это не приняли, и понятно, ведь иностранные солдаты воевали на стороне фашистов… Елизавета сделала по истории этого памятника исследовательскую работу – с патриотической точки зрения, как дань памяти всем погибшим в этой войне», – пояснил Эдуард Николаевич.

В 2018 году Лиза стала призёром регионального этапа конкурса Всероссийских научно-исследовательских работ им. Д. И. Менделеева с докладом «Итальянцы в истории моего родного края». Сейчас девушка учится в Белгородском юридическом институте МВД им. И. Д. Путилина.

«Раскрыть эту тему так, чтобы избежать обвинений в том, что мы обеляем память иностранных солдат, которые воевали против нас, помогли мои старшие наставники-друзья – Валерий Бондарь, краевед, заместитель главного редактора газеты «Ровеньская нива» Василий Бражников, историк и краевед из Россоши, участник Великой Отечественной войны Алим Морозов, – рассказывает Эдуард Киселёв. – Мы хотели показать главное: война – это страшно для всех. За кого бы кто ни воевал. Это поняли и итальянцы. Недаром на памятнике в Россоши выбиты слова: «От трагического прошлого через дружественное настоящее к будущему братского сотрудничества». А в 1990-е годы в знак покаяния они построили в Россоши детский сад».

Эдуард Киселёв с ученицей Ясеновской школы Елизаветой Шурховецкой и ветераном Великой Отечественной войны Алимом Морозовым Эдуард Киселёв с ученицей Ясеновской школы Елизаветой Шурховецкой и ветераном Великой Отечественной войны Алимом Морозовым / Фото: из личного архива

«Не жалуйтесь, а предлагайте!»

Эдуард Киселёв с гордостью говорит: «Вся моя жизнь связана с образованием». И тут же с печалью: «Раньше учителя были как особая каста. Сейчас же к ним потребительское отношение…»

— С родителями часто бывают конфликты? – задаю вопрос.

— Конфликтов не было. А вот жалуются на то на сё часто. Я им однажды сказал: вы не просто жалуйтесь, а предлагайте, как улучшить. Жалобы – это ни о чём. Конечно, после жалоб ситуацию исправляем. Но ведь надо вместе искать решения, как сделать лучше. Теперь мы с родителями общаемся в соцсетях и все вопросы решаем быстро, – считает директор.

В одной из школьных рекреаций на столике стоит декоративный ажурный «говорящий шар», в который ученики бросают записки с пожеланиями, жалобами, предложениями. Каждый день Эдуард Николаевич внимательно эти записки читает. Принимает к сведению. Показал и нам несколько. Читаем: «Мира и добра», «Помогите стать юристом», «Чтобы к нам почаще приезжали гости и журналисты…» Вот такая обратная связь.

«Современные дети любят работу на равных, но они должны понимать, почему от них что‑то требуют. С ними надо разговаривать, объяснять, а не запугивать и заставлять», – раскрывает принципы общения с учениками директор школы.

Лютик и «Хонда»

Жена Эдуарда Николаевича, Татьяна Михайловна, работает поваром в этой же школе.

«Я её люблю с шестого класса. Она жила через три дома, старшая из многодетной семьи», – улыбается директор.

Дома его ждут с работы шотландский кот Лютик и пёс Тузик. Эдуард Николаевич любит за ними наблюдать. А Лютик – он ещё и успокоение приносит, когда его гладишь. Работа у директора школы хоть и любимая, но напряжённая.

Но лучшее успокоительное для Эдуарда Киселёва – любимая двухколёсная «Хонда». И он только и ждёт, чтобы скомандовать своему железному коню: «На Берлин!» 

Елена Мельникова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×