Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 октября 2020,  14:21

«Зайцы мои». Как Екатерина Назаренко соединила математику, физкультуру и здоровье

«Белгородская правда» побывала на уроках победителя регионального этапа конкурса «Учитель здоровья России – 2020»

«Зайцы мои». Как Екатерина Назаренко соединила математику, физкультуру и здоровьеФото: Владимир Юрченко
  • Статья

В школе «Алгоритм успеха» посёлка Дубовое бравурная увертюра из кинохита 1980-х «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» заменяет привычный школьный звонок. Необычным оказывается и урок математики в 6 «А»

Если правильно – прыгайте

«Зайцы мои, давайте поздороваемся! – на Екатерину Назаренко смотрят 25 пар глаз. – Я вам уже объясняла, что приветствия несут оздоровительный эффект. При встрече мы говорим «Здравствуйте», желая друг другу здоровья. В Японии кланяются. Поздороваемся по‑японски (дети кланяются). В Кении воины племён при встрече показывают свою силу и подпрыгивают как можно выше. Давайте попрыгаем, кто выше?»

Поскакав, развеселившийся и порозовевший класс садится за парты, но ненадолго.

«Задачка из раздела «Математика и тело человека». Кто к доске?»

Добрая половина класса рвётся в бой. Повезло Мише.

— Сердце – это уникальный биологический насос. В нормальном режиме сердце человека делает 65 ударов в минуту, в спокойном состоянии за это время перекачивается до 6 литров крови, – читает условие задачи мальчик. – Сколько крови может перекачать сердце за час?

— Решаем самостоятельно. Выполнили? Проверим на себе задачку, – предлагает Назаренко. – Сейчас мы находимся в спокойном состоянии. Найдите у себя на руке пульс. Измерим пульс в течение 10 секунд.

— У меня 16…

— А у меня 12 ударов, – наперебой докладывают дети.

— Теперь выполним десять приседаний и снова посчитаем пульс.

Класс усердно приседает.

— Пульс – 60!

— 75!

Разделились на группы. Одна решала, сколько времени в среднем спит человек, вторая – сколько уколов сделали врачи скорой. Играли в математический ручеёк. Считали дроби и снова прыгали, когда ответ оказывался правильным. Ходили по классу со строительными рулетками, деловито и с интересом вымеряли площадь классной доски, объём шкафа и тумбы. Математика с физкультурой идёт легко, задания выполняются играючи, весело.
 

Сколько костей в классе

Екатерина Назаренко со своей математикой здоровья стала абсолютным победителем регионального этапа конкурса «Учитель здоровья России – 2020». Обошла десять участников-коллег. И теперь готовится представить регион на всероссийском конкурсе, который пройдёт в конце года.

Жюри понравилась её компьютерная программа для 5–6-х классов с заданиями и тестами, которые связывают математику и здоровье человека. В ней дети получают знания о здоровье, здоровом образе жизни, правильном питании. Заодно захватывают темы биологии, экологии, физической культуры. Познания приходят с решением задач.

Например, таких:

«Известно, что вечерний приём пищи должен быть не позднее чем за два часа до сна. Во сколько нужно поужинать мальчику, если он соблюдает режим дня и утром встаёт в 7 часов 30 минут, при этом ночной сон должен длиться 10 часов?»; «В теле взрослого человека около 206 костей. Сколько костей у 5-го класса, если в классе учится 26 человек?».

Ирина Александровна вспоминает:

«Программа выручила меня, пока все сидели на дистанционке. Дети очень устали находиться дома в четырёх стенах, соскучились друг по другу. Жаловались, что вынуждены сидеть подолгу за монитором, и поэтому у них болит всё тело, глаза. Я стала давать задания, в которых необходимо было больше двигаться. А потом внесла в программу блок «Математика на дистанционном обучении».

Динамичная математика на расстоянии первое время получалась не у всех. Учитель просила измерить площадь комнаты или квартиры ученика. Кто‑то отвечал, что не знает, что такое рулетка, или надо ждать папу, который поможет её найти. Один ребёнок пожаловался педагогу, что постоянно ест. Вместе решили задачку на количество калорий в продуктах, блюдах. И ребёнок стал сам себе готовить салаты.

 

Я – мама

«Пришла сюда работать и задалась вопросом: как сохранить здоровье детям, чем и как я могу помочь? Я сама мама, сыну Степану 4 года. Наш образовательный комплекс работает в режиме школы полного дня, с детьми мы тут живём с 8:00 до 17:00. Учимся, делаем домашнее задание, играем, гуляем. Ребята ходят на секции и кружки по интересам. Мы видим детей больше, чем их родители. Поэтому уроки и задания составляются так, чтобы дети больше двигались. Не только научить, но и сохранить здоровье – вот основная задача школы. У нас все педагоги так работают: физкультминутка обязательна для всех классов. Одиннадцатиклассники тоже прыгают. И я», – рассказывает педагог.

В «Алгоритме успеха» Екатерина Назаренко работает со дня открытия школы – уже два года. Говорит, очень хотела сюда. Нравилось и то, что всё новое: стены, мебель, оборудование, чего не хватало на прежнем месте работы. А самое интересное – новый формат обучения и отношение к детям. «Алгоритм» позиционирует себя школой, доброжелательной к детям.

А вот ученики в первое время не радовали успехами, работали вяло, без желания. Задачки про Винни Пуха в таком возрасте уже не увлекали. Как‑то заговорила с детьми о школе: какая она большая, красивая, уникальная, а мы о ней ничего не знаем. И правда, согласились ребята. Можно было бы узнать объём нашего бассейна, например.

Так в соавторстве с шестиклассником Родионом Шалыгиным появился сборник для пяти- и шестиклассников с задачами о школе, в котором предлагается высчитать размеры класса географии, площадь потолка кабинета или объём воздуха в кабинете биологии. А кроме того, задачи про учителей и учеников, которые добились успехов на олимпиадах, в творческих конкурсах, спорте.

Сборник увидели дети (дело было на дистанционке – прим. авт.) и начали писать Назаренко:«Мы тоже хотим попасть в такой сборник! Что для этого надо сделать?» Порешали все примеры, появился настоящий интерес к математике.

«Это моя работа, она мне по душе. Если бы не школа, я не знаю, где бы я ещё хотела работать. Мне нравится здесь. Единственное, чего я боюсь, – это профессионального выгорания. Мне всегда интересно, много идей, что‑то хочется ещё и ещё делать. Дети часто подкидывают любопытные проекты».

Один из учеников попросил помочь спроектировать компьютерную программу-калькулятор для ремонта дома. Получилась, может, и не самая передовая программа, но ведь даже не все студенты профильных вузов делают подобное в институте. А здесь сам ребёнок спрограммировал продукт, пусть даже и с помощью учителя.

 

«Они такие замечательные. Ну посмотрите! Мои хорошие, мои зайцы. Может, так говорить непедагогично, но я считаю, что это правильно. Я знаю, что они меня не боятся. Обижаться иногда обижаются за оценки, но точно не боятся. Я не хочу, чтобы они учили мой предмет из‑за страха получить двойку, как это было в моей школе, когда училась я».

Екатерина Назаренко – классный руководитель физико-математического 7 «А», в котором 26 мальчиков и девочек. Соляную комнату в школе, которая обязательна для посещения, они называют комнатой откровений, где делятся секретиками с учителем, который, кажется, их абсолютно понимает и поддерживает.

«Бывает, устаю, мне нужен час, чтобы прийти в себя. Потом я мама, а потом – опять педагог, который готовится назавтра к урокам. Как‑то подошёл ко мне Степан и говорит: «Мам, почему ты всё время работаешь?» И я ему, как взрослому, отвечаю: «Потому что я не могу по‑другому», – смеётся Назаренко.

Анна Золотарёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×