Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 апреля 2019,  09:58

Почему департамент образования Белгородской области за ЕГЭ

«БелПресса» изучает плюсы и минусы Единого госэкзамена

Почему департамент образования Белгородской области за ЕГЭФото: Ольга Алфёрова (архив)
  • Статья
  • Статья

«Отменить ЕГЭ и вернуться к старой системе сдачи экзаменов!», «ЕГЭ – это оболванивание детей», «ЕГЭ – это стресс для детей и учителей» – вот самые распространённые мнения о Едином госэкзамене, которые часто можно встретить в Сети. Но так ли страшен ЕГЭ на самом деле?

В плюсах и минусах госэкзамена разбираемся вместе с Николаем Рухленко, первым заместителем начальника областного департамента образования.

Аргументы за

 

 

1. К государственной аттестации и отношение государственное

ЕГЭ – это форма проведения Государственной итоговой аттестации. А к ней и отношение должно быть соответствующее – государственное, то есть ответственное. Каким результатам госэкзамена можно доверять? Только тем, что получены объективно. Пока ЕГЭ – единственный способ объективно оценить знания учеников. Потому что шпаргалки, мобильники и прочие штуки, с помощью которых плохо подготовившийся школьник пытается изобразить какие‑то знания, с объективностью ничего общего не имеют.

2. Металлоискатели – это на пользу

Думаете, нет? А попробуйте взглянуть на проблему с другой стороны. Школьник проходит через рамку, она пискнула – он должен сдать телефон, потому что обыскивать школьников никто не имеет права. Телефон ему отдадут только после экзамена. Значит, он им не воспользуется и не будет нарушать правила проведения экзамена. Плохой балл по ЕГЭ по одному из обязательных предметов (русский язык или математика) – это повод для пересдачи в дополнительные сроки. Пойман за нарушение правил – пересдача только через год. Улавливаете мысль? Кстати, видеонаблюдение – это про то же. Поверьте, современные школьники к камерам относятся очень спокойно. В отличие от учителей и родителей.

 

Почему департамент образования Белгородской области за ЕГЭ - Изображение Фото: Ольга Муштаева (архив)

3. Угадайка закончилась

Многие противники ЕГЭ, возможно, до сих пор не в курсе, что тестовые части контрольных измерительных материалов (КИМов, или проще – бланков для сдачи ЕГЭ) по всем предметам уже ушли в небытие. И на большинство вопросов ученик должен дать развёрнутый ответ. Теперь просто крестиком в окошке для ответа на вопрос не отделаешься. Учить предмет надо.

4. Требования дисциплинируют

Да, в проведении ЕГЭ много требований. А что плохого в том, что каждый участник ЕГЭ и все те, кто организует и проводит экзамен, должны соблюдать чётко прописанные обязательные требования? Если каждый будет делать то, что захочет, то экзамен превратится в беспредел. А любой экзамен – это ответственность. И тех, кто сдаёт, и тех, кто участвует в его организации.

5. Равные условия для всех

ЕГЭ – это массовый экзамен, очень усреднённая процедура, а идеального массового экзамена не существует. Государство ставит задачу проверить на соответствие определённому уровню образования всех выпускников страны. Это около миллиона каждый год. Дети разные. Придумать единый способ, чтобы выявить разные способности, наклонности, невозможно.

У ЕГЭ есть одно неоспоримое преимущество перед старой системой выпускных и вступительных испытаний: экзамен сдаётся один раз и учитывается при поступлении в вуз.

А когда‑то выпускники сдавали пять устных экзаменов плюс сочинение, а потом три-четыре экзамена при поступлении в вуз. В некоторых – и не малочисленных случаях – оценка зависела от суммы в конверте, который передавался кому‑то из руководства вуза. В системе ЕГЭ это исключено. Вы ещё хотите вернуться в СССР?

Да, ЕГЭ не идеален. Но это никто и не утверждает. В чём его основные минусы?

 

Почему департамент образования Белгородской области за ЕГЭ - Изображение Фото: Ольга Муштаева (архив)

Аргументы против

1. Стресс

Но без переживаний никакой экзамен не обходится. Да, для многих выпускников ЕГЭ – действительно большой стресс, от волнения даже успешный ученик может не то слово написать, не на ту кнопку нажать… И с этим ничего не поделаешь. Многие учителя вместо вдумчивого разговора и настраивания детей на позитив рассказывают им страшилки про ЕГЭ, пугая теми самыми металлоискателями и видеонаблюдением. Зачем?

2. Сложные задания

На самом деле самая большая проблема ЕГЭ – не форма сдачи экзамена, а адекватность формулировок заданий. Бывает, что учителя не успевают изложить детям всю школьную программу по тому или иному предмету, а в ЕГЭ может попасться любой вопрос из школьного курса. Не успели в школе пройти – вот и снижен балл за неправильный ответ. Есть, конечно, исключения, когда разработчики ЕГЭ намеренно включают в КИМы очень сложные вопросы. Но в департаменте уверяют: все они соответствуют школьной программе. Конечно, с учётом того, что учитель проработал с учениками все темы этой программы.

3. Не учёба, а натаскивание

Про то, что детей в школе нужно учить, а не натаскивать по определённым темам, областной департамент образования говорит из года в год. Школьник должен не только запомнить, но и понять предмет. Но разве это проблема ЕГЭ, а не системы подготовки к нему? Может быть, педагогам просто нужно объяснять школьникам предмет, а не проходить с ними по 50 тестов за день?

 

Почему департамент образования Белгородской области за ЕГЭ - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

4. А можно же договориться с педагогом, чтобы он «не заметил» списывания?

Несколько лет назад было можно. И педагогам за это сильно доставалось, вплоть до административного наказания. Поэтому с 2016 года в Белгородской области руководителей пунктов проведения экзамена (ППЭ) распределяют в случайном порядке с помощью компьютерных программ и ежегодно меняют в каждом ППЭ.

5. Каждый год в ЕГЭ что‑то меняют

Да, это действительно напрягает, причём не столько учеников, сколько педагогов. Но в последние несколько лет изменения в проведении экзамена были минимальными. Мы – за стабильность.


Безусловно, ни одна система оценки не может быть идеальной. Но из тех систем, которые использовались в СССР, а потом в России, ЕГЭ стал самой объективной и оптимальной. Он уравнял в правах всех абитуриентов страны, создав социальный лифт для ребят, которые ориентированы на знания. В системе ЕГЭ нельзя намеренно завалить сдающего, практически исключена возможность обманом получить высокие баллы.

ЕГЭ можно отменить, но эйфории восторженных сторонников хватит на полгода. А потом миллионы разгневанных родителей выпускников выйдут на штурм министерства просвещения с требованием вернуть единый экзамен. Может, обойдёмся без этого?

Елена Мельникова

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×