Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 апреля 2019,  18:26

Урок цифры. Чему научила школьников замгубернатора Белгородской области

Ольга Павлова на котиках объяснила десятиклассникам методы проектного управления

Урок цифры. Чему научила школьников замгубернатора Белгородской областиФото: Наталья Малыхина
  • Статья

«Урок цифры» – всероссийский образовательный проект для школьников разных возрастов, который в игровой форме знакомит их с цифровыми технологиями. Занятия проходят раз в месяц, с февраля по май. Белгородская школа «Алгоритм успеха» присоединилась к акции.

Борщ как проект

16 апреля один из уроков у десятиклассников провела замгубернатора Ольга Павлова. Она рассказывала детям об управлении проектами: школьники сталкиваются с ними уже в процессе учёбы, и эти знания, по мнению организаторов, понадобятся им вне зависимости от того, какую профессию они выберут.

Опыт преподавания у Ольги Альбертовны есть:

«Когда‑то я выбрала профессию учителя литературы, филолога, причём любила не столько учительство, сколько литературу. Потом появились новые вызовы – я сменила профессию, получила ещё несколько образований и сегодня работаю совершенно в другой сфере».

Что такое проект и чем он отличается от не проекта, Ольга Павлова объясняла на простых и понятных примерах – ЖКХ, борщах и чемпионатах мира по футболу.

— Как вы думаете, можно ли за год построить здание высотой 57 м?

Дети были единодушны: это возможно.

— Тогда почему кто‑то строит за четыре года? В чём проблема?

Дети посмотрели видеоролик со стройки: китайцы возвели многоэтажку за 19 дней как лего-конструктор. Так школьники пришли к выводу, что проект – это конкретная задача, которую надо решить в условиях ограниченного количества времени и ресурсов.

«Чем проведение 82-го чемпионата мира по футболу отличается от первого? Почему в одном случае это проект, в другом – нет? – выводила детей на диалог Павлова. – Проект – это когда вы делаете что‑то впервые. Когда делаешь в 82-й раз – это уже текущая деятельность. Если вы никогда не варили борщ, для вас это будет первый опыт. Так, почти любое действие, которое вы делаете в первый раз, может быть проектом».

Госсектор против аджайла

Ольга Павлова научила школьников двум методам управления проектами. Первый – «Водопад»: все задачи выполняются строго последовательно, их нельзя поменять местами или пропустить. Второй называется «аджайл».

«Что такое аджайл? Это гибкие технологии. Аджайл всегда используется в IT-cфере, а в госсекторе не используется никогда. Мы противники аджайла, и позже вы поймёте почему», – интриговала замгубернатора.

Оба метода школьники отработали на практике, пытаясь сделать фигурку кота из бумаги с помощью техники оригами. Дети разделились на пары: заказчик – исполнитель. В одной группе ребята могли помогать друг другу, обсуждать процесс и вносить в него коррективы по желанию. Во второй группе заказчик и исполнитель сидели спиной друг к другу: один объяснял, второй – складывал кота.

Школьники, практиковавшие гибкие технологии, справились с заданием быстрее и качественней. Тем не менее Ольга Альбертовна объяснила ребятам, что аджайл подходит не для каждой сферы деятельности:

«В госсекторе мы не можем позволить себе аджайл, где целевую установку можно править с начала и до конца. Если государство даёт деньги на школу, к примеру 500 млн, и ставит задачу построить здание 8 тыс. кв. метров и обязательно с бассейном, то все обязательства прописаны. И ты не можешь отойти от графика, как бы ни хотел. В госсекторе мы не можем себе этого позволить, если мы говорим о сфере здравоохранения, образования и т. п. Но если мы говорим об IT-сфере, то здесь аджайл используется всегда: там уместно вносить изменения на разных этапах. Какой смысл делать мобильное приложение, если в конце получится не рабочий вариант?»

В завершение урока авторам лучшего котика, за которого проголосовали сами дети, Ольга Альбертовна подарила книгу о японской философии и практике кайдзен – бесконечном совершенствовании жизненных процессов.

«Сегодня мы решали две задачи, – резюмировала Павлова. – Во‑первых, через такие уроки популяризируем IT-сферу и призываем ребят работать в ней. С другой стороны – мы популяризируем проектный менеджмент. Это тоже большая задача: формировать умение создавать проекты и управлять ими уже в стенах школы».

 

Школьников ждут ещё несколько уроков. Проект реализует министерство просвещения, в нём участвуют крупнейшие IT-компании России: фирма «1С», «Яндекс», «Лаборатория Касперского», «Кодвардс», Mail.Ru Group и другие.

Елена Байтингер

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×