Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 ноября 2023,  18:20

«Тишина в классе – самое ужасное». Как белгородец стал одним из лучших педагогов России

Лауреат всероссийского конкурса «Учитель года» Михаил Ладных рассказал «БелПрессе» о своём становлении и профессиональных принципах

«Тишина в классе – самое ужасное». Как белгородец стал одним из лучших педагогов РоссииМихаил ЛадныхФото: Валерия Шатько
  • Статья
  • Статья

Михаил Ладных – учитель физики образовательного комплекса «Алгоритм успеха». То, что посвятит жизнь физике, знал с юности, мечтая выйти за пределы теоретических задач, изложенных в учебниках, и соприкоснуться с наукой в действии. По счастливой случайности в студенчестве Михаил попробовал себя в роли школьного учителя и нашёл в этом своё призвание.

От математики к физике

Ладных родился в Днепропетровске, куда по распределению отправились родители-инженеры после окончания вуза. Однако самые яркие воспоминания о детстве связаны у него с Томаровкой, где жили дедушка и бабушка. Там же началась любовь к точным наукам: математикой мальчик увлёкся в 5 лет.

«Я научился считать рано и сразу начал решать какие‑то простые задачки. Например, когда ходил в магазин с дедушкой, мне интересно было сложить стоимость продуктов. Тогда дед, Александр Петрович, гордо говорил: «Смотрите, какой маленький внук у меня, а уже считает!» – рассказывает Михаил Ладных.

«Тишина в классе – самое ужасное». Как белгородец стал одним из лучших педагогов России - Изображение Фото: Валерия Шатько

 

В начальной школе его внимание захватило черчение: выпускаясь из 4-го класса, Миша написал на кусочке бумаги, что мечтает стать чертёжником. Это послание себе из прошлого уже взрослый Михаил хранит до сих пор. Детские планы не сбылись: в средней школе он увлёкся математикой, в старшей – физикой, любовь к которой привил наставник в Белгородском инженерном лицее-интернате № 25, где с 10-го класса учился Ладных.

«Мой учитель, Иван Николаевич Кузьменко, показал, что физика – та же математика, только занимательней: тоже много чего нужно считать, решать, но каждая задача имеет прикладной смысл. Я хотел связать жизнь с физикой, но как 16-летний пылкий юноша просто был захвачен идеей и не задумывался, кем придётся работать», – поясняет Михаил Сергеевич.

«Тишина в классе – самое ужасное». Как белгородец стал одним из лучших педагогов России - Изображение Фото: Валерия Шатько

 

Не сомневаясь в выборе специализации, он поступил в Белгородский госуниверситет, где окончил бакалавриат и магистратуру. В студенческие годы молодому человеку довелось позаниматься научной деятельностью: изучением кристаллических структур и физики высоких энергий.

«Мне понравилось и в то же время – нет. С одной стороны, было действительно интересно посмотреть на физику не со страниц учебников, а соприкоснуться с ней в реальности. С другой – мой наивный романтизм немного поутих, и оказалось, что это достаточно тонкая и кропотливая работа, которая не всегда приносит ожидаемый результат», – вспоминает Михаил.

Молодой учитель

На 5-м курсе он решил получить дополнительную специальность педагога, но всерьёз не рассчитывал развивать карьеру в этом направлении. Однако позже судьбу предопределила случайная встреча с директором Томаровской школы № 2, который предложил Михаилу попробовать себя там в качестве учителя. Параллельно занимаясь написанием кандидатской и работой в лаборатории университета, аспирант начал преподавал физику в 7–10-х классах. 

Он признаётся, что не волновался перед новым опытом, скорее была интрига:

«Конечно, на налаживание контакта с детьми потребовалось время. Когда приходит новый учитель, они проверяют его на прочность – пытаются понять предел дозволенного. Необходимо было заслужить уважение, чтобы ко мне стали относиться серьёзно. Ведь их первая реакция: «Раз молодой, мы прогнём его и будем верёвки вить».

«Тишина в классе – самое ужасное». Как белгородец стал одним из лучших педагогов России - Изображение Фото: Елена Журавлёва (архив)

 

Ладных проработал в этой школе два года, затем столько же в родной Томаровской школе № 1, прежде чем его пригласили в Шуховский лицей – именно там, считает Михаил Сергеевич, прошёл путь его становления в профессии

За 5 лет он будто заново познал физику: растолковывал ребятам материал с азов и привлекал их в олимпиадное движение. Изначально мотивированные дети готовились к состязаниям с энтузиазмом – хотели большего, чем полагалось по программе, а учитель не мог отказать им. Вскоре один из подопечных Михаила Сергеевича выиграл региональный этап олимпиады, а другие заняли призовые места.

«Олимпиады дают возможности поступления в любой российский вуз, невзирая на результаты ЕГЭ. За участие в нескольких олимпиадах регионального уровня можно претендовать на стипендию губернатора. Ещё один плюс – почёт среди одноклассников. Это тоже немаловажно. Но главное – олимпиадное движение позволяет прокачать себя, научиться мыслить нестандартно, видеть скрытые закономерности. Поэтому ученик, имеющий такой интеллектуально-соревновательный опыт, гораздо более конкурентоспособен», – считает Михаил.

«Тишина в классе – самое ужасное». Как белгородец стал одним из лучших педагогов России - Изображение Фото: Сергей Белых (архив)

Личный пример

Переход в «Алгоритм успеха» стал очередным вызовом для Ладных: помимо уроков в школе, он проводит занятия в региональном Центре выявления и поддержки одарённых детей и составляет программы подготовки. Учитель поставил для себя амбициозную цель – достичь того, чтобы белгородские школьники добивались высоких результатов по олимпиадной физике на всероссийском уровне.

Кампус, где собирают учащихся со всей области для углублённого изучения предметов, открылся в сентябре, но центр работает уже три года. Раньше в нём могли обучаться по субботам и среди недели во второй половине дня только жители Белгорода. Сейчас приезжают ребята из других муниципалитетов на 12-дневные смены – 100 учеников, прошедшие конкурсный отбор.

«Я не вижу трудности ни в работе с детьми по базовой программе, ни в работе с олимпиадниками. Но интерес ко второму всё же больше, потому что есть соревновательный момент. Можно играть в футбол во дворе, а можно играть на турнире. Вроде бы одно и то же, но уровень азарта и адреналина разный. Так и здесь», – рассуждает Михаил Сергеевич.

Педагог убеждён, что самые высокие требования следует выдвигать именно к себе. Он считает, что не стоит надеяться на понимание и увлечённость школьников как на нечто само собой разумеющееся, – нужно заинтересовать их своим примером и через собственное восприятие показать красоту науки, говоря: «Делай как я, делай лучше меня».

«Тишина в классе – самое ужасное». Как белгородец стал одним из лучших педагогов России - Изображение Фото: Елена Журавлёва (архив)

«Главное – желание ребёнка. Я понял для себя, что могу научить любого, кто сам захочет того. Поэтому моя задача – попытаться замотивировать, завлечь», – добавляет учитель.

На своих уроках он приветствует открытое общение: дети не должны находиться в гнетущей атмосфере и бояться назвать неверный ответ, высказать предположение, перекинуться словом с соседом по парте или даже отпустить шутку. Юмор в подаче материала иногда использует и сам Ладных, чтобы придать динамики повествованию.

«Для меня гробовая тишина в классе – самое ужасное, что может быть», – признаётся он.

Лучший из лучших

Фото: пресс-служба правительства Белгородской области
Белгородский учитель вошёл в пятёрку лучших педагогов страны

Насколько тепло относятся к нему ученики и коллеги, можно судить по их горячей поддержке во время подготовки к всероссийскому конкурсу «Учитель года». На всех этапах соревнования коллектив школы словом и делом помогал Ладных пройти испытания.

Для начала предстояло сделать медиавизитку – короткий ролик об учреждении. Затем провести классный час и урок. По результатам этих заданий выбрали 13 лучших преподавателей, которые позже провели мастер-класс, и из их числа определили пятёрку финалистов региона. Определить победителя оказалось непросто, но в итоге знаковую статуэтку большого пеликана получил Михаил Ладных.

Он признаётся, что, хотя по жизни не терпит полумер и стремится к первенству, во время конкурса не чувствовал бескомпромиссного духа соперничества. Финалисты сдружились и подбадривали друг друга, пока ожидали вердикта жюри.

 

«Тишина в классе – самое ужасное». Как белгородец стал одним из лучших педагогов России - Изображение Фото: Валерия Шатько

 

«Мы действительно стали друзьями: пока готовились к награждению, несколько раз собирались вместе, чтобы просто поговорить. Честно скажу: если бы выиграл не я, то радовался бы за любого из них не меньше, чем за себя. Уже после окончания конкурса мы виделись неоднократно и сейчас продолжаем общаться», – рассказывает Михаил.

На федеральном уровне конкурса, проходящем в несколько этапов, приходилось конкурировать с 90 участниками из 89 регионов. После педагогического диктанта и разговора со школьниками выбрали 15 лауреатов, которые затем провели мастер-класс, приобщились к заседанию круглого стола и подготовили монолог к решающему заданию «Вам слово, учитель»

«Я говорил о продвижении инженерного образования и о том, какие шаги нужно сделать для возрождения инженера как класса в нашей стране. Чтобы добиться национального научно-технического суверенитета, нам нужны сотни тысяч инженеров. К сожалению, в последнее время это направление стало малопопулярным», – поясняет Ладных.

«Тишина в классе – самое ужасное». Как белгородец стал одним из лучших педагогов России - Изображение Фото: Валерия Шатько

Наставник и преемник

Преподаватель стал призёром конкурса, нашёл поддержку своим идеям и обменялся опытом с другими специалистами. Общение с выдающимися педагогами, у которых он почерпнул некоторые полезные мысли для работы, стало для него самым ценным в состязании.

Учитель отмечает, что вклад, который внёс коллектив школы в его достижение, невозможно недооценить. Однако главного наставника Михаил обрёл в семье:

«Моя жена тоже учитель. Вместе мы окончили институт, после чего она пошла работать в школу. По этой части я советуюсь с ней всегда, спрашиваю мнение. И самый важный разговор об участии в конкурсе у меня был действительно с супругой. Каждый шаг сопровождался её поддержкой, и 50 % успеха – её заслуга».

У пары растут трое детей. Старшему сыну – Платону – 14 лет, и он, с малых лет тяготеющий к математике, мечтает стать преподавателем. Сейчас мальчик с энтузиазмом участвует в олимпиадах и уже стал призёром региона по математике за 9-й класс, призёром России по физике и астрономии.

От физики, ставшей неотъемлемой часть повседневности, Михаил отвлекается, посещая с компанией друзей различные квизы и по возможности футбольные матчи любимого «Локомотива» в Москве. В отпуске непременно находит время для ещё одного хобби – мастерить что‑то своими руками. Так, прошлым летом педагог соорудил для младшей дочери двухэтажный деревянный домик во дворе. Однако на работу Михаил Сергеевич возвращается всегда с удовольствием:

«Каждый год начинается будто с чистого листа – выпускаются одни дети, приходят другие. Ставятся новые цели и задачи. И, честно, я не всю физику ещё знаю, мне есть чему учиться».

Юлия Манохина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×