Педагог из Белгорода Юлия Симакова попала в телевизор и показала красоту математики
В январе 2023 года Юлия, которая работает в гимназии № 22, на несколько минут стала педагогом для всей страны на канале «Россия 1»
![Педагог из Белгорода Юлия Симакова попала в телевизор и показала красоту математики Педагог из Белгорода Юлия Симакова попала в телевизор и показала красоту математики](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f3/87/f387a2be-c629-4eb5-a668-389840723687/matematika-simakova-iuliia.jpg__750x415_q75_crop-True_subject_location-412%2C260_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Из 6 тысяч учителей со всей России в финал шоу отобрали только семерых. В том числе и белгородскую учительницу, за которую болела, кажется, вся область. Юлия Симакова рассказала «БелПрессе» о своём педагогическом пути и участии в проекте «Классная тема!».
На её самом первом уроке в поселковой тогда ещё школе Строителя пятиклашки подбросили на стол молодой 22-летней учительнице живого ужа. Юлия Борисовна не оробела: взяла подарок в руки и искренне воскликнула «Какая прелесть!», повергнув своих первых учеников в настоящий шок и завоевав их полное доверие. А когда школьницы поняли, как их новый педагог увлечён своим предметом, стали писать в анкетах друзей, что в будущем будут только учительницами математики или на худой конец фотомоделями.
Когда синусы уйдут
«И кем я только ни хотела быть, когда училась в школе, – улыбается Юлия Симакова. – Следователем собиралась стать, потом врачом. И поскольку я училась на отлично, каждый преподаватель уговаривал меня выбрать именно его предмет. Педагог по русскому хвалила мои сочинения, историк считал, что я должна идти только на исторический, а учитель физкультуры пророчил меня в спортсменки из‑за моего заводного характера и азарта. Но к концу школы у меня осталось две мечты – учитель математики или инженер. В итоге я стала и тем, и другим».
![Фото: личный архив Педагог из Белгорода Юлия Симакова попала в телевизор и показала красоту математики - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/88/3d/883db7d9-8642-4b15-9124-2271488417d7/epizody_2.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
После окончания Белгородского университета Юлия Симакова попала по распределению в ту самую школу Строителя. Ученики встречались разные. Но самое трудное было объяснить родителям этих учеников всю важность своего предмета. Ведь многие ругались и скандалили: «Зачем ему математика, он трактористом будет». Поэтому убеждать приходилось и тех, и других.
«Бытует мнение, что, кроме таблицы умножения, из школьного курса математики в жизни ничего не пригодится, – говорит педагог. – Но это совершенно не так. Математика приводит в порядок ум, как говорил Ломоносов, помогает вырабатывать в себе упорство. У меня в своё время книжки по всей квартире летали, когда что‑то не выходило. Ты учишься анализировать, прогнозировать, приучаешь себя к умственному труду, преодолению трудностей. Математика связана и с другими науками: везде требуются расчёты: в химии, биологии, географии. И я ученикам говорю всегда: синусы уйдут, а качества, которые вы отработали с ними, останутся для решения жизненных задач. А кроме того, математика – это очень красиво».
![Фото: личный архив Педагог из Белгорода Юлия Симакова попала в телевизор и показала красоту математики - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f8/92/f89225ab-33c7-46ad-9b35-e7a3b28813d5/geometricheskii_teatr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Можно и в президенты
Как раз для того чтобы показать эту самую красоту и нужность математики, Симакова и решила принять участие в проекте «Классная тема!». Хотя поначалу, признаётся педагог, энтузиазма почти не было.
«Объявление об этом конкурсе я увидела ещё в начале прошлого лета, – вспоминает она. – Заинтересовалась, но всё же решила, что участвовать не буду. Лучше уделю время семье. И тут подключились друзья, стали уговаривать. Это твоё, давай. Я посмотрела пару визиток участников и поняла, что смогу лучше. С этого всё и началось».
Участники проекта должны были представить визитку и пройти тест в формате ЕГЭ по своему предмету. Юлия Симакова справилась с этим заданием блестяще, не допустив ни единой ошибки, ещё и закончив тест раньше времени. Так и двигалась постепенно от одного этапа к другому, не переставая удивляться тому, что вокруг неё сплотилась дружная команда поддержки из коллег, бывших и нынешних учеников, друзей, родных и совершенно незнакомых людей.
![Фото: личный архив Педагог из Белгорода Юлия Симакова попала в телевизор и показала красоту математики - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1f/cc/1fcc8957-1658-4033-bdf3-dd55e9b36839/photo_2022-11-23_19-09-10.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«У меня сейчас пять классов, и все они меня очень поддерживали, – рассказывает Юлия Борисовна. – Иногда я так уставала, не было сил, но благодаря им выдержала все эти испытания. Они поставили меня перед фактом, что у нас теперь есть штаб, что они написали во все группы Белгорода, рассказали, какой я учитель, чтобы меня поддержали. Я очень благодарна за это. С такой командой не страшно и в президенты баллотироваться».
Когда стало известно о том, что Юлия Симакова из Белгорода прошла в финал проекта, все были потрясены. А вот старшеклассники вдруг осознали, что если их любимая учительница выиграет, возможно, оставит их и уедет в Москву заниматься авторским шоу.
«Когда в финале я всё же не завоевала победу, они, кажется, даже немного обрадовались, что я точно останусь, и мы вместе закончим их 11-й класс, – смеётся Юлия Борисовна. Мне важнее всего, что своим участием я добилась самой главной своей цели: показать людям, что математика может быть интересной, яркой, захватывающей. А ещё благодаря постоянному общению с другими участниками, с которыми мы стали большой, дружной семьёй, я обогатилась профессионально, узнала много новых идей, находок, приёмов. Это бесценно. И до сих пор меня не покидает чувство, что мы побывали в какой‑то сказке».
![Фото: личный архив Педагог из Белгорода Юлия Симакова попала в телевизор и показала красоту математики - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/91/d9/91d92cec-49d4-4178-9c2f-e245aa90d2be/uchastniki_finala_klassnoi_temy.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Я гуманитарий
Теперь, когда участие в проекте позади, Юлия Симакова продолжает свои ежедневные занятия с учениками. И делится своими профессиональными секретами, замечая, что в разделение на физиков и лириков она не сильно верит. Открыть в себе математические способности под силу абсолютно любому. И тут важно, чтобы учитель был на стороне ученика.
«Часто ко мне приходят дети с математической тревожностью, – говорит учитель. – У них есть страх, что они чего‑то не знают, не понимают. И потому первая моя цель – чтобы ребёнок понял, тогда всё будет легко и просто. Тех, кто не знает, я всё равно вызываю к доске, но тут же беру их за руку и говорю: «Я с тобой, я тебе помогаю, я не буду ругаться, кричать или оскорблять тебя». Задаю наводящие вопросы, и вот когда ученик начинает думать, отвечать, перед ним открывается эта дорожка, по которой, набравшись уверенности, он может идти сам».
![Фото: личный архив Педагог из Белгорода Юлия Симакова попала в телевизор и показала красоту математики - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/be/65/be6528cd-86b7-493d-922e-5d05474eafb3/epizody_1.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Как признаётся педагог, многие коллеги не одобряют подобных методов, считая, что подсказывать неправильно. Но у учителя математики на это есть свой ответ: это её знающие, думающие ученики с горящими глазами, которые не боятся приходить на её непростые уроки.
«Важно понимать, что сейчас мы живём во времена перемен, – замечает Симакова. – И те методы, которые работали десять лет назад для всех детей, сегодня устарели. Приходится очень много менять, подбирать, где‑то вместе с детьми, где‑то что‑то новое пробовать, может иногда ошибаться, но не использовать устаревшие модели. И отталкиваться от того, что сегодня детей не заставишь дисциплиной, криком – это будет отторжение. Главное для учителя – выстроить доверительные отношения с ребёнком и заинтересовать предметом».
![Фото: личный архив Педагог из Белгорода Юлия Симакова попала в телевизор и показала красоту математики - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/7e/b2/7eb2885a-8973-4ba2-906a-729d08297ab9/kvest_2021.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: личный архив Педагог из Белгорода Юлия Симакова попала в телевизор и показала красоту математики - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/5a/2c/5a2c76d8-d2db-4cd5-86e6-4b862a391177/kvest_2021_1.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Задачки под звёздочкой
Для Юлии Борисовны это не пустые слова. Ведь на её уроках, вопреки школьным правилам, всегда шумно и интересно. Ученики ставят спектакли в геометрическом театре, устраивают квесты, ползая с линейками по школьным коридорам, делая замеры и решая практические задачи. И даже те, кто предпочитает задние парты, на таких занятиях бегают с рулетками в первых рядах, ведь они понимают, для чего они это делают.
«Раньше у меня были математические классы, – замечает педагог. – Там были свои достижения в олимпиадах. Сейчас у меня самые обычные дети. Но когда я вижу, что они научились решать одну задачу двумя способами, я считаю, что это успех, несравнимый ни с какими олимпиадами».
![Фото: личный архив Педагог из Белгорода Юлия Симакова попала в телевизор и показала красоту математики - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/6c/0b/6c0b85d3-cf03-4caa-95a2-dc85b047fb6b/photo_2022-09-04_20-04-52-3.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Говоря о практическом значении занятий, Юлия Симакова замечает, что и сама в своё время захотела немного сменить вектор профессии. И несколько лет назад даже ушла из школы, чтобы осуществить мечту юности и стать инженером. Всё сложилось. Получив второе образование, несколько лет проработала в кадастровой палате, занимаясь внедрением информационных технологий. И даже там умудрялась развлекать коллег математическими задачками на смекалку. Но в конце концов заскучала по школе и вернулась к своим любимым ученикам.
«Видимо, надо родиться учителем, – замечает Юлия Борисовна. – Никуда от этого в жизни не денешься, так что и я вернулась к тому, с чего начинала. Ведь без математики я уже не могу. Я уже с трудом различаю, то ли это математика в жизни, то ли жизнь в математике. Ведь с самого детства у меня даже дни рождения проходили с математическими задачами. Я сама составляла квесты, и мои друзья были в восторге от этого. И даже теперь, когда я отдыхаю в отпуске, не расстаюсь с задачками под звёздочкой. Для меня математика – это не просто работа, это увлечение, развлечение, развитие и большая радость».
Анастасия Состина