Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 октября 2017, 11:54
 Елена Байтингер 4411

Королём по лбу. Как белгородские первоклассники учатся играть в шахматы

Корреспондент «БелПрессы» побывала на уроке шахмат в школе № 16

Королём по лбу. Как белгородские первоклассники учатся играть в шахматы Фото Елены Байтингер
  • Елена Байтингер
  • Статья

В августе министр образования и науки России Ольга Васильева выступила с инициативой ввести в школах уроки шахмат. В школе № 16 Белгорода идею уже реализуют: с сентября шахматами раз в неделю внеурочно занимаются первые и пятые классы, а для третьих и четвёртых организовали шахматный кружок.

Почти как на физре

1-й «А», понедельник, конец урока. Тетради летят с парт в портфели, дети толпой несутся к шкафу в кабинете. Не за сменкой — за досками: сегодня урок шахмат. Педагог ещё не пришёл. Но если знаешь, как расставлять фигуры, зачем ждать?

«А я давно знал, как ставить фигуры, мне дедушка рассказывал!» — хвастает Егор, выставляя пешки в ряд.

Остальные если и не знали, то выучили: к появлению учителя Максима Сергеевича шахматные войска в полной боевой готовности. Вопрос о кандидатуре преподавателя в школе решили просто: если шахматы — это спорт, кому как не физруку вести занятия?

«Пришлось доучиваться: окончил курсы, ходил на мастер-классы в шахматный клуб — нам показывали, как вести занятия у детей», — признаётся Максим Загоруйченко.

Учителем физкультуры он работает три года, а шахматы ведёт впервые.

— Всё, сели! — как в спортзале, командует он. — Будем повторять фигуры. Сколько их на доске?

— Шестнадцать! — хором отвечают дети.

— Пятнадцать, — доносится из‑под парты. Это Даня пытается нащупать укатившуюся ладью.

В классе 21 человек и 11 досок — закупили на всех. Учитель называет фигуры, дети показывают и комментируют:

— Пешка — самая ненужная, — уверен Дима. — Она слабее всех.

— Как ходит пешка?

Ответа не разобрать: дети одновременно объясняют учителю всё, что знают о правилах. Контролировать ситуацию помогает классный руководитель Татьяна Владимировна:

«1-й «А», потише!»

Фото Елены Байтингер

И поиграть, и подраться

Призыв помогает на несколько секунд: за это время Максим Сергеевич как раз успевает напомнить о значимости королевы.

— Её надо очень сильно беречь, — соглашается Егор.

— Молодец, а короля беречь нужно?

— Очень нужно, даже сильнее!

Защищать короля дети готовы только во время партии. Вне урока ему достаётся по полной:

«На переменках шахматы — их любимая игра, — говорит Татьяна Владимировна. — После лего, конечно. У кого с собой нет лего, те достают шахматы. Успевают и поиграть, и подраться… Играют по своим правилам: иногда договориться легче всего королём по лбу…»

Время начинать партию.

— Белые ходят первыми, помните?

— Белые — смелые! — кричит малыш.

— Это я хотел сказать, — обижается сосед.

Как на трибуне

Учитель даёт задание: каждому попробовать по одному ходу. Такой темп семилеткам явно не подходит, и уже через минуту возле досок вырастают горы из поверженных фигур. Пока педагог ходит по рядам, мальчишки с первой парты успевают закончить партию и заново расставить шахматы.

— Вопрос: что происходит, если пешка доходит до конца?

— Значит, она становится ферзём! — снова блистает Егор.

— Молодец, будущий шахматист! — хвалит учитель.

— Потому что у меня дед тоже шахматист.

Фото Елены Байтингер

Классический шахматный турнир — обычно тихое и спокойное спортивное состязание. Но если за дело берутся первоклассники, игра по уровню накала и шума ничем не уступает матчу между «Белогорьем» и казанским «Зенитом». Со всех сторон доносится: «Он свою побил, чёрную!», «Пешкой ходи, пешкой!», «Я так не играю!»

— Так нельзя ходить!

— Можно!

— Нет, нельзя! Максим Сергееви-и-ич!

Подумай, твоё право

Двигать фигуры по доске целый урок, конечно, скучно. Но Кристина знает, как развлечь подружку: если приставить две фигуры к глазам, веселье обеспечено. К девчонкам подоспел Давид. Он уже доигрался до ничьей и готов помогать одноклассницам… баловаться.

У Кати с Кариной к завершению идёт уже вторая партия.

— Я умела играть, меня папа дома учил, — признаётся Катя. — У него такие огромные шахматы. Один разок у него даже выигрывала.

— А это, — её соперница демонстрирует маленькую коробочку, — Катины шахматы. Она из дома принесла, тут золотые и серебряные…

Фото Елены Байтингер

У Влада и Дани партия идёт неспешно. После каждой убитой фигуры дети поочерёдно принимают позу роденовского мыслителя.

— Данька, зря ты так походил…

— Ладно, я ещё подумаю.

— Да, можешь подумать. Это твоё право!

Максим Сергеевич за урок успеет подойти к каж­дому: одному ход подскажет, другому правила напомнит, третьих рассудит:

«Стараюсь сажать их так, чтобы силы были равны: сильных с сильными, более слабых со слабыми. Подход такой».

Звонок. Класс не утихает. Т­атьяна Владимировна помогает коллеге закончить шахматное побоище:

— Доски закрываем! Считаем: 16 белых, 16 чёрных — в мешочек и на бочок!

— Раз, два, три, четыре, пять… — загудели дети.

«Время пролетает незаметно, — замечает Загоруйченко. — Но первоклашкам одного урока вполне достаточно: дольше не высидят. А в т­ретьем или пятом классах могут играть и два часа, если игра идёт. Конечно, с малышами тяжеловато. С пятиклассниками попроще: они взрослее, реагируют на слово «тише», к ним проще найти подход. А пока — приходится успокаивать и усаживать. Это ничего. А куда деваться? Поверьте: физкультуру у них вести тяжелее, чем шахматы!»


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×