Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 октября 2016, 13:20
 Елена Мирошниченко 2291

От гандболиста до физрука

Как белгородскому учителю Константину Шиловских удалось увлечь старшеклассниц уроками физкультуры

От гандболиста до физрука Фото из личного архива Константина Шиловских
  • Елена Мирошниченко
  • Статья

Не секрет, что школьные уроки физры большинство учениц старших классов стараются избежать под любым предлогом. Ну не нравится им наматывать круги по стадиону или носиться с мячом в спортзале.

А вот старшеклассницы белгородского лицея № 32, стоит учителю физической культуры Константину Шиловских задержаться на минутку, обрывают его телефон. Занятия фитнесом, которые ведёт преподаватель, перед зеркалами отрабатывающий движения со своими воспитанницами – вот что нравится девчонкам.

Не думайте, что учитель идёт на поводу учениц, один вариативный урок в неделю заменяя модной дисциплиной. В начале прошлого учебного года две группы старшеклассниц, в одной из которых была аэробика, а другая занималась по обычной программе, сдавали тесты. А когда в конце года сравнили результаты по бегу на 100 м и 2 км, прыжкам в длину с места, подъёму и опусканию туловища в положении лёжа за 30 секунд, то оказалось, что результаты в группе занимающихся фитнесом более чем на 30 % превосходили результаты другой группы. А психологический тест, проведённый школьным психологом, показал, что уровень тревожности, который был у шести учениц, остался только у двух.

Свой опыт по «физическому развитию школьниц 10–11-х классов на уроках физической культуры посредством использования фитнес-технологий» – так называется одна из исследовательских работ Шиловских – он предлагает своим коллегам как на региональном, так и федеральном уровне. Сегодня у школьного учителя 55 опубликованных научно-исследовательских работ, а у его воспитанников их более 40.

Константин Шиловских, мастер спорта по гандболу.
Константин Шиловских, мастер спорта по гандболу.
Фото из личного архива

Начало

Если бы в начале 2000-х успешному спортсмену, мастеру спорта по гандболу, члену молодёжной сборной России, команда которого была двукратным бронзовым призёром чемпионата страны в суперлиге, чемпионом СНГ и победителем гандбольного турнира в Высшей лиге, сказали бы, что через несколько лет он будет, стоя перед зеркалом, с помощью Интернета разучивать аэробику, то он счёл бы всё это неуместной шуткой.

Но тяжёлая спортивная травма повернула жизнь на 180 градусов. Неожиданное окончание спортивной карьеры в 24 года, семья, годовалая дочь, которая помогла легче пережить непростые времена, а также диплом воронежского филиала Московской академии физической культуры – и в 2006-м Константин Шиловских начинает работу преподавателем в БелГУна кафедре физической культуры и спорта.

«Я работал не на факультете физической культуры, а у будущих педагогов, социологов, историков. Подавляющее большинство – девушки, некоторые из которых уже со школы принесли негативное отношение к урокам физкультуры, – вспоминает Константин Владимирович. – Я им даю мяч поиграть в баскетбол, а они в ответ: «Ой, у нас ногти». Предлагаю другие занятия – «нам это неинтересно». А как привлечь их, чем бы стали заниматься с удовольствием?»

Фитнес – вот на что ходят студентки добровольно. Это увидел Константин на факультативных занятиях своих коллег. Он выписал необходимую литературу, стал искать информацию в Интернете, а затем самостоятельно отрабатывать танцевальные движения перед зеркалом. С первой пары новых занятий студентки поддержали его энтузиазм, и с прогулами проблем уже не было.

«К концу третьего курса я был за них спокоен, по зачёту у каждой – автомат, так как занятия они не пропускали», – говорит Константин Владимирович.

Когда он перешёл на работу в лицей, то свои наработки сразу предложил директору – Николаю Перестенко.

«Самое главное, что в лицее мне позволили сделать, и я этим сейчас занимаюсь, – не добить до конца в старших классах желание заниматься физкультурой, – говорит Константин Владимирович. – Я против того, что девочки должны всё время бегать, прыгать, сдавать нормативы. Ведь занятия фитнесом можно использовать для достижения многих спортивных навыков».

И действительно, только дилетанты считают фитнес лёгким занятием. К примеру, один час упражнений тай-бо по затратам энергии эквивалентен 10-километровому забегу на беговой дорожке. Руководство лицея не только согласилось с доводами нового преподавателя, но и переоборудовало одно из подвальных помещений школы под зал ритмики, поставило там вытяжки, купило степ-платформы и другое фитнес-оборудование. И ещё несомненный плюс для идей Шиловских: в старших классах лицея на уроках физкультуры – раздельное обучение мальчиков и девочек, что облегчает для учителя внедрение фитнеса.

В программе занятий – тай-бо, аэробика, степ, силовой комплекс. До, во время и после выполнения упражнений – обязательно измерение пульса, в конце занятий – зрительная и дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка.

На занятиях много времени уделяется физической нагрузке: школьницы качают пресс, ягодицы, они сами называют свои проблемные зоны и работают с ними. А те девушки, которые относятся по состоянию здоровья к подготовительной группе, занимаются с ограниченной нагрузкой. Так, если упражнение для общей группы идёт до счёта 16, для них – только до 8.

«Занятие разделено на блоки, – говорит Константин Шиловских, – ведь, по данным исследований психологов, школьники способны поддерживать произвольное внимание не более 15 минут. Учитывайте этот факт – и внимание и желание детей заниматься качественно обеспечено».

Константин Шиловских на занятиях с ученицами лицея № 32.
Константин Шиловских на занятиях с ученицами лицея № 32.
Фото из личного архива

Спортивный доклад

Своими практическими наработками учитель делится со всеми желающими на мастер-классах как участник научно-практических конференций самого разного уровня, в многочисленных публикациях. К исследовательской деятельности привлёк и школьников. За четыре года работы в лицее его воспитанники подготовили более 40 работ, они участники региональных и федеральных научно-практических конференций, на которых занимают призовые места.

«Я часто спорю со своими коллегами, которые считают, что научные занятия мешают урокам, – говорит Константин Шиловских. – Но я их убеждаю в обратном, так как все исследования ведутся во внеурочное время».

Школьники сами привели его к выводу, что они хотят и могут заниматься научной работой по физической культуре. Всё началось с сейчас уже выпускницы Ирины Литвиновой. «А почему бы не начать заниматься аэробикой в начальной школе?» – подумала она, наблюдая за спортивными занятиями с первоклассниками. Под руководством учителя она не только вела занятия фитнеса у малышей, но и сделала необходимый анализ, представив своё исследование на суд специалистов.

Шиловских постоянно добавляет в свои занятия что‑то новое. Увлёкся психологией и недавно провёл урок релаксации. Звуки природы, приглушённый свет, расслабляющий голос педагога – девчонки признались, что умудрились заснуть. Навыки медитации, расслабления – старшеклассницам очень важно уметь овладеть навыками релаксации в напряжённом ритме современной школы.

«А сколько ещё интересного впереди! – говорит Константин Владимирович. – Есть идея начать заниматься тяжёлым фитнесом на тренажёрах: он заметно улучшает фигуру. Скиппинг собираюсь сам изучить, а потом попробовать на уроках. Программы по физической культуре были написаны в 1970-е годы и до сих пор не менялись. А дети сегодня совсем другие, чем 30–40 лет назад, и у них совсем другие интересы».

Школа

«Если бы меня не приняли малыши, я бы вернулся в университет, – категоричен Шиловских, который уже четыре года ведёт уроки физкультуры и в начальной школе. – Я проводил занятия, а потом приходил домой и брал в руки книгу: навёрстывал упущенное. Как построить взаимоотношения с детьми? Что можно позволить им, а что нельзя?»

Дети не только безоговорочно приняли его, но и привязались к нему, доверяя все свои детские секреты. Он спорит с коллегами, которые упрекают его в том, что он слишком эмоционален с детьми. Упав на уроке, ученики могут прибежать к учителю, уткнувшись в него заплаканным лицом. По педагогическим правилам он должен быть строгим, но он совсем не строг и иначе не может. Каждый урок – это взрыв эмоций, ведь во всех подвижных играх и занятиях он равноправный участник с детьми. Кстати, так работают все учителя физкультуры в лицее.

«Бывает, приходит новый специалист. День, другой, подряд несколько занятий – всё делает наравне со своими учениками и не выдерживает, уходит», – говорит Константин.

Но те, кто остаётся, делают лицей спортивной страной, где каждый год проходят малые лицейские олимпийские игры по 11 видам спорта. Спортивный клуб «Факел» является одним из лучших в городе, а лицей – безусловный победитель президентских игр и состязаний. Из 600 учеников, сдававших нормы ГТО, 223 школьника получили знаки отличия различной значимости. За внедрение комплекса в лицее также отвечает Шиловских, добившись того, что этот опыт был признан лучшим в городе. И проблему, которая актуальна для всех школ, когда в спортивном зале сходятся несколько классов, он считает вполне разрешимой.

«А улица, свежий воздух? В нашем лицее закупили лыжи, пригласили для занятий с детьми во внеурочное время тренера. А какие баталии со снежками мы устраиваем», – рассказывает Константин.

Кстати, из 55 его научно-исследовательских работ 22 посвящены любимому гандболу, остальные – по школьной тематике. И когда поступает очередное предложение о возвращении в вуз и занятиях научной работой, он категоричен:

«Мне интересно здесь, потому что детям интересно на моих уроках. И пока этот обоюдный интерес есть, я – учитель», – говорит Константин Шиловских.


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×