О том, каким будет ЕГЭ-2016, нам рассказала первый замначальника департамента образования Белгородской области – начальник управления общего, дошкольного и дополнительного образования Ольга Медведева.
Факт первый. Угадайка заканчивается
Из контрольно-измерительных материалов (они же КИМы, или, проще говоря, – задания ЕГЭ) постепенно исчезает тестовая часть. В КИМах 2016 года уже не будет угадайки по предметам: история, обществознание, география, информатика и ИКТ.
Благодаря этому снижается риск, что школьник просто угадает правильный ответ.
Доля устной части ЕГЭ, наоборот, растёт. Она уже появилась в экзамене по иностранным языкам. Появилось итоговое сочинение по литературе: оно даёт допуск к экзамену и даже может выступать в роли дополнительного источника баллов при поступлении в вуз.
Демо-варианты КИМов доступны на официальном сайте ЕГЭ. Эти задания не используют на экзаменах, но они имеют аналогичную структуру и позволяют лучше подготовиться к ЕГЭ.
Факт второй. Коррупция не пройдёт
В последние годы ЕГЭ много раз обвиняли в том, что школьникам на экзамене помогают «прикормленные» педагоги и современные гаджеты с выходом в Интернет. Чтобы исключить подобные риски, помещения, где будут сдавать ЕГЭ нынешние школьники, оборудовали по последнему слову техники. Тут и металлодетекторы, и видеокамеры с прямой онлайн-трансляцией, и даже устройства подавления сотовой связи.
За экзаменами следят тысячи наблюдателей. Меры, быть может, и выглядят жёсткими, зато позволяют обеспечить открытость и объективность проведения ЕГЭ. Раз экзамен единый – значит, и условия для его сдачи едины для всех.
Факт третий. Губернаторы и учителя не пострадают
Эксперты не раз отмечали, что в прошлые годы в завышении результатов ЕГЭ были заинтересованы главы регионов (чтобы выглядеть благополучнее в глазах федерального начальства) и педагоги (ибо низкие оценки школьников напрямую ударяют по их репутации).
Министр образования Дмитрий Ливанов и глава Рособрнадзора Сергей Кравцов много раз говорили, что успешность главы региона и учителей нельзя увязывать только с результатами ЕГЭ. Губернатор не учит детей, он несёт ответственность за создание инфраструктуры, условий для качественного образования. Что касается учителей, то в обновлённой региональной системе аттестации педагогических кадров ЕГЭ не используется как главный показатель оценки.
Факт четвёртый. За низкие оценки наказывать не будут
В одних школах ребята год за годом демонстрируют высокие результаты ЕГЭ, в других – на троечку. Проще всего обвинить в этом педагогов: мол, плохо учили. Но позиция областного департамента образования состоит в том, чтобы не линчевать директоров и учителей, а выяснить причину проблемы и оказать необходимую методическую помощь.
«Мы, управленцы, должны ответить на вопросы: получил ли педагог достойную методическую помощь в освоении новых технологий? – отмечает Ольга Медведева. – Как используются для повышения качества образования существующие механизмы материального стимулирования? Где и почему проседает конкретная школа в части инфраструктуры?»
Факт пятый. Невысокий балл – не трагедия
У многих выпускников сегодня есть «комплекс отличника»: сверхзадача для них – набрать 100 баллов из 100. Такое случается редко. И в этом нет ничего страшного: баллы – это средство оценки знаний и поступления в вуз, но никак не самоцель. Тем более что для оценки достоинств абитуриента есть и другие инструменты: конкурсные испытания в творческие вузы, портфолио, специальные экзамены и т. д.
Факт шестой. Репетиторы бывают бесплатные
Областной департамент образования занимается созданием региональной системы «Репетитор онлайн». Уже сегодня белгородские старшеклассники могут дистанционно готовиться к ЕГЭ, используя компьютер и доступ в Интернет. Уже сейчас пользователям доступны не менее десяти учебных курсов, состоящих из 20 и более заданий. Контент готовят 50 лучших белгородских педагогов, причём доступ к нему совершенно бесплатен.
Два раза в месяц на сайте www.moocbeliro.ru выкладывают новые видеолекции белгородских учёных и учителей. При этом упор – на наиболее трудные темы, с которыми сталкиваются ребята при изучении русского языка, математики, физики, обществознания. В планах – появление в каждом предметном курсе презентационных материалов и тестовых заданий, а также онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ на форуме портала.
Факт седьмой. Писать сочинения школьники не разучились
Существующий стереотип о том, что интернетное поколение не в стоянии написать связный текст, легко опровергнуть одним фактом: в 2015 году из 7 390 выпускников области только двое не справились с итоговым сочинением и не получили допуск к ЕГЭ.
В школьной программе есть несколько обязательных контрольных точек в виде творческих работ, предполагающих написание сочинения как по русскому языку, так и по литературе. ЕГЭ по русскому языку также обязательно включает сочинение по прочитанному тексту.
Факт восьмой. Самые трудные – информатика и биология
В Белгородской области по результатам 2015 года сложнее всего ребятам давались экзамены по информатике и биологии. Обществознание остаётся по-прежнему самым популярным предметом по выбору выпускников. Однако, как показывают результаты, это не такой простой предмет, как кажется ребятам. Из 4 984 участников Единого по обществознанию в прошлом году почти 16 % не преодолели минимальный порог. Меньше трудностей у выпускников возникло с гуманитарными предметами. Так, литературу не сдали 4,8 %, английский язык – 3,2 %.
В 2015 году в Белгородской области было 46 стобалльных работ – на 11 больше, чем годом ранее. И это – тоже хороший показатель.
Редакция благодарит департамент образования Белгородской области за помощь в подготовке публикации