Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 ноября 2015, 12:34
 Елена Мельникова 4937

А ты домашку сделал?

«Белгородские известия» выясняют, насколько учителям и школьникам региона удаётся придерживаться регламента времени, которое Минобрнауки заложило на выполнение домашних заданий

А ты домашку сделал? Фото Виктории Гринченко
  • Елена Мельникова
  • Статья

Сколько часов ваши дети тратят на выполнение домашних заданий? Не считали? А вот проследите ради интереса, сколько времени у них занимает учебный процесс в школе и дома. Идеальный вариант – 5–6 уроков, пару часов на домашку – и занимайся любимым делом (спортом, музыкой, творчеством), а вечерком можно и на компьютере поиграть… Но идеальный мир существует разве что в параллельной Вселенной. А в реальной жизни – 5–6 уроков, 2 часа внеурочной деятельности и до вечера – выполнение домашки. С перерывом на музыку, кружок или тренировку. А потом до полуночи – продолжение выполнения домашней работы.

Не против, но…

«А вы что, против того, чтобы ученикам задавали на дом?» – спросит проницательный читатель.

Да нет, не против. Очень даже за. Только за адекватный объём заданной домашки.

Предвижу новый вопрос: «Адекватный – это сколько?» Один ребёнок десять примеров по математике за полчаса решит, другому на это понадобится пару часов. Кто-то пропущенные буквы в слова на раз-два вставляет, а кто-то мучительно каждое правило по русскому языку вспоминает.

Все дети разные, и у каждого разные способности к обучению. Но нормы и правила для всех одни. И закреплять усвоенный на уроке материал дома, выполняя определённые задания, – это проверенная практика.

«Во все времена (XXI век не исключение) никто не представлял и не представляет жизнь школьника без домашних заданий. Это своего рода продолжение урока и часть учебного процесса. Домашнее задание улучшает память, формирует чувство ответственности и силу воли», – считает начальник управления по контролю и надзору в сфере образования областного департамента образования Николай Рухленко.

И тут с Николаем Михайловичем не поспоришь: практика доказывает, что отказ от домашней самостоятельной работы влечёт за собой снижение качества обучения.

Умный подход

– Очень важен умный подход учителя к организации домашней работы. Главное – не перекладывать это полностью на плечи родителей и самого ребёнка, – отмечает Николай Рухленко. – К сожалению, иногда, когда домашнее задание даётся непродуманно, плохо ведётся подготовка к его выполнению, следствием является перегрузка учащихся.

– Бывает так, что родители и рады бы помочь ребёнку выполнить домашнее задание, но сами не знают или не помнят, как это сделать…

– Подготовить детей к выполнению домашних заданий должна школа. Задача учителя – рассказать детям, как их выполнять, школьник не должен дома самостоятельно с этим разбираться. Он должен знать, что делать и как делать.

– Но есть такая штука, как человеческий фактор…

– К сожалению, есть. Обнадёживают изменения, внесённые Министерством образования и науки в организацию школьного образования. Теперь затраты времени на выполнение домашнего задания строго обозначены. Они не должны превышать во вторых – третьих классах – 1,5 часа, в четвёртых – пятых – 2 часов, в шестых – восьмых классах – 2,5 часа, в девятых – одиннадцатых  – до 3,5 часа. В первом классе домашних заданий не должно быть! Администрации школы нужно учитывать сложность учебных предметов и равномерно распределять их по дням недели. Не должно быть, например, в один день две математики. Это домашнее задание по сложным вопросам требует много времени. Перегрузка ни к чему хорошему не приведёт.

– Но ведь  у одного школьника она может занять один час, у другого – все три. На что ориентироваться учителю?

– Конечно, этот аспект тоже учитывается. В условиях, когда затраты времени на подготовку домашнего задания стали правовой нормой, возросла ответственность руководителей школ, их заместителей и учителей за организацию домашней работы. Безусловно, каждый ребёнок индивидуален, у каждого свой темп выполнения домашней работы. И если родитель видит, что ребёнок тратит на неё очень много времени или что-то недопонимает по тому или иному предмету, нужно сходить в школу и поговорить прежде всего с учителями. Не поможет – с директором. А если уже у директора не найдёте понимания проблемы, можно обратиться в управление образования по месту жительства или в областной департамент. С другой стороны, наше управление будет отслеживать, как школы организуют домашнюю работу детей.


А что говорят родители?

Чтобы понять, есть ли такая проблема в белгородских школах, мы провели небольшой опрос, задав родителям школьников два вопроса: сколько времени уходит у детей на выполнение домашнего задания и как много задали детям на осенних каникулах. Надо сказать, что в разных учебных заведениях Белгорода к домашке подходят по-разному.

Екатерина, мама третьеклассницы:

«Домашнюю работу дочь делает часа два, а на каникулы задали очень много – страниц 20 в печатных тетрадях – то, что они не успевали делать на уроках, и ещё рисунок и стихотворение».

Елена, тоже мама третьеклассницы:

«На домашку уходит больше двух часов, очень неудобно во вторую смену, уроки делаем до полуночи, ведь из-за второй смены дочке перенесли время тренировки. А на каникулы задали 40 упражнений по русскому языку. И мы, вместо того чтобы вечерами гулять и общаться, делали уроки – днём-то мы на работе. Какая польза от таких каникул?»

Татьяна, мама четвероклассника:

«На уроки уходит полчаса. А если стихи надо учить – и того меньше, у сына очень хорошая память. На каникулы нам ничего не задавали, так что мы могли всё свободное время провести с ребёнком».

Елена, мама шестиклассницы:

«Домашку делаем минут за 40 – час. На каникулы ничего не задали – по крайней мере, дочка так сказала».

Светлана, мама восьмиклассницы:

«Дома вообще головы от стола не поднимаем – до ночи эту домашку делаем. Не меньше четырёх часов. А на каникулы задали и историю, и алгебру, и ещё в школу три дня ходили, чтобы четвертные оценки по нескольким предметам получить…»

Ирина, мама девятиклассницы:

«Домашнюю работу дочь делает за два-три часа. На каникулы им почти ничего не задали, только прочитать что-то по литературе».

Каникулы – для отдыха!

Мы попросили Николая Михайловича прокомментировать результаты этого опроса.

«Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 1 сентября 2013 года закрепил право школьника на каникулы, – особо подчеркнул Николай Рухленко. –  А каникулы – это время отдыха. На каникулах очень важно хорошо оздоровиться, восстановить силы».

В Конвенции о правах ребёнка 1989 года также говорится, что ребёнок имеет право на отдых. Уставшему на каникулах от домашних заданий ребёнку будет не до учёбы. В каждой школе сегодня должны быть правила внутреннего распорядка. Так вот этим документом нужно всего лишь запретить домашние задания на каникулы. Заниматься на каникулах интеллектуальным трудом дети могут исключительно по своему желанию.

20 заданий или 40 на каникулы – это своего рода приговор школе в части эффективности образовательного процесса. Убеждён, что в каждой школе должно быть разработано Положение о домашнем задании, а по большому счёту домашние задания на каникулы – это не что иное, как административное правонарушение. За это можно привлечь руководителей школы или саму школу к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.

Приглашаем читателей – родителей, педагогов и просто неравнодушных людей – к обсуждению этой проблемы.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×