Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 марта 2023,  18:30

Следы прошлого. Какую историю хранят 100-летние стены чернянской школы № 2

«Белгородские известия» узнали тайны одного из старейших зданий в регионе

Следы прошлого. Какую историю хранят 100-летние стены чернянской школы № 2Фото: Алексей Дацковский
  • Статья
  • Статья

Четырёхэтажное краснокирпичное строение в самом центре Чернянки… В начале прошлого века в нём размещался маслобойный завод купца Петра Маркова. И только в 30-е годы в эти пропитанные маслом стены переехала школа.

За прошедший век здание не раз реставрировали и ремонтировали, но оно всё ещё хранит в своих узких коридорах, на старых лестницах и в подвалах следы других эпох. Вместе со старожилом школы – почётным гражданином Чернянского района Михаилом Дряхловым, который проработал в этих стенах почти 45 лет, – идём на экскурсию в прошлое.

Исторические пятна

Первое здание маслобойного завода в Чернянке появилось в 1911 году. Землю под строительство купец Пётр Марков приобрёл у князя Касаткина-Ростовского. Причём за 10 десятин в центре слободы он заплатил гораздо больше номинальной стоимости участка. Оформив бумаги, Марков обнёс землю забором из красного кирпича и выписал из Воронежа прораба. А когда закладывали фундамент, купец самолично клал монеты на все стойки, а после приглашал священника, чтобы освятить строительство. Но эти нехитрые предосторожности не спасли завод от пожара, который случился в 1914 году.

«Краеведы говорят, что пожар произошёл не просто так, – объясняет Михаил Иванович. – Завод сожгли конкуренты Маркова. Ведь в слободе на тот момент существовал ещё один маслобойный завод – братьев Найденко».

 

После того как последствия пожара устранили, предприятие заработало снова. И действовало уже без серьёзных происшествий вплоть до 30-х годов. В 1934-м здесь разместили восьмилетнюю школу, но даже сейчас в этом здании легко обнаружить следы прошлого. Мы заходим в просторный актовый зал, и Михаил Иванович указывает на противоположную от окна стену.

«В этом помещении хранили зерно, – говорит он. – В спортзале же стояли паровые котлы, которые через эту стену давали механическую энергию к прессам для масла. Однажды летом мы в этом зале делали ремонт, обнаружили большие масляные пятна на стенах. И чего мы только ни делали, ничем не могли их вывести: было пропитано насквозь».

Когда здание готовили для школы, в первую очередь из этого зала убрали все станки. А в комнатах бывшей конторы разместили классы. Конструктивно в этом корпусе ничего не меняли, а потому нынешние школьники часто толкаются здесь друг с другом из‑за тесноты бывших заводских коридоров.

 

Вид Чернянки, 1953 год Вид Чернянки, 1953 год / Фото: из фондов Чернянского районного краеведческого музея

Госпиталь и подвал

Не менялось в основном здании и расположение старых лестниц.

Дряхлов вспоминает, что, когда он пришёл сюда учиться в 1961 году, лестницы были старыми и витыми. Их возраст подчёркивал толстый-толстый слой краски и выщербленные ступени. После недавнего ремонта этот колорит исчез навсегда.

Минуя узкие коридоры, решаем спуститься в подвал. Вот где всё сохранило особый налёт вековой истории. Вниз ведёт старая деревянная лестница.

«С тех ещё времён», – бросает на ходу мой провожатый.

Пригибаем головы, чтобы не удариться о низкий потолок, и оказываемся в просторном коридоре. Здесь всё сработано очень добротно: каменные ещё полы, толстые стены, густой слой побелки и горбатые пирамидки согревавших когда‑то всё здание печей.

 

«В этом крыле в годы Великой Отечественной войны располагался военный госпиталь, – рассказывает Михаил Иванович. – В 1941 году из этой школы на фронт ушли 17 учителей, почти все выпускники и директор Михаил Федосеевич Степовик. А сюда стали привозить раненых солдат уже в первые месяцы войны».

Послевоенные годы Дряхлов отмечает как особенные. Учеников в Чернянке прибавилось в разы. И уже в 1954 году школа выпускала 200–260 человек. А в 1966-м в выпускниках числились 332 ученика. Из них 22 получили золотые медали, а 61 – серебряные.

«В своё время даже в подвале оборудовали классы, – говорит Михаил Иванович. – А сейчас у нас здесь организован тир».

Выбираемся наверх, минуем узкие коридоры бывшей конторы и актовый зал – и попадаем в другой корпус школы. Эту часть к школе пристроили в конце 1960-х. Здесь располагался интернат и столовая для школьников.

 

Сохранившиеся мастерские Сохранившиеся мастерские / Фото: Анастасия Состина

Интернат и пожар

«Когда я учился в Чернянке, эта школа была единственной на весь район, – вспоминает Дряхлов. – И потому тогда назрела необходимость в интернате. Ведь учеников было очень много, добираться сюда каждый день на уроки могли далеко не все. Одних 11-х классов у нас было 10. Вот и жили в интернате ребята весь учебный год. В этой части были маленькие комнатки на четверых, изолятор, туалет, кухня и столовая. Когда в 1993-м верхние этажи школы сгорели, в комнатах бывшего интерната спешно организовали классы».

Пожар 1993 года произошёл по какой‑то роковой случайности.

В тот летний день 5 августа в Чернянке широко отмечали 50-летие Курской битвы. По официальной версии школа загорелась из‑за какой‑то неосторожно запущенной петарды. Выгорели два верхних этажа: библиотека и помещения музыкальной школы. И чтобы в сентябре дети могли прийти на уроки в обычном режиме, учителя и весь персонал школы спешно крушили стены в комнатках бывшего интерната, выносили битый кирпич, замазывали швы на полу и потолке и ставили парты.

 

«Я пришёл работать в эту школу в 1978 году, – замечает Михаил Иванович. – Изначально собирался вести физкультуру, но, поскольку я служил в армии в своё время, меня сделали преподавателем военной подготовки. Я пережил 10  директоров, да и сам какое‑то время был директором, а потому эту школу знаю как свои пять пальцев».

Мы возвращаемся в основной корпус и заглядываем в спортивный зал, где идёт урок. Баскетбольные мячи летают над головой, а Дряхлов указывает на потолок.

«Вот здесь, например, стояли паровые котлы, – говорит он. – А когда сюда переехала школа, уровень потолка пришлось даже чуть поднять. Это легко заметить, сохранилась такая выемка. А вот раздевалка, душевые и новая столовая здесь появились совсем недавно. Если выйти на улицу, можно заметить разницу в отделке фасада».

Михаил Дряхлов Михаил Дряхлов / Фото: Анастасия Состина

Без машины времени

Мы выбираемся во двор школы, разглядываем яркий краснокирпичный фасад, обходим пристройку и оказываемся у старого здания с внутренней стороны. Здесь когда‑то, по словам Михаила Ивановича, была небольшая арка, откуда забирали готовое масло. В стене заметно заложенное кирпичом большое отверстие.

«Вот ещё два маленьких строения, – показывает Дряхлов на пару стареньких домиков тут же, во дворе. – Это тоже сооружения той поры. Здесь в своё время размещались складские помещения, слесарная и столярная мастерские. А если взглянуть на окрестности, там всё сейчас застроено домами и домишками до самого горизонта. А вот когда я пришёл сюда работать, это всё были голые поля. Ничего там раньше не было».

Сегодня чернянская школа № 2 по‑прежнему считается самой большой в районе. Здесь учатся больше 700 учеников. А ещё в школе бережно хранят память о своём интересном прошлом. И чтобы попасть на экскурсию в XX век, машина времени не нужна. Ведь история здесь повсюду.

Анастасия Состина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×