Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 марта 2023,  19:05

Заказ на верёвочке. Как развивались услуги доставки в Белгородской области

Вопрос изучали «Белгородские известия»

Заказ на верёвочке. Как развивались услуги доставки в Белгородской областиФото: ru.freepik.com/freepik
  • Статья
  • Статья

В относительно недавние времена найти для личных целей транспорт, особенно грузовой, можно было через знакомых на предприятии или приходилось наудачу ловить водителя, готового подкалымить на служебном автомобиле.

Сегодня на дом привезут абсолютно всё: от салата до сруба – рынок услуг огромный. Попутно вещи упакуют, перенесут, погрузят – выполнят любой каприз за ваши деньги. Вспомним, как формировалась эта система и чем могут порадовать (или наоборот) те, кто экономит наше время и силы, доставляя всевозможные товары и грузы.

Звоню, стучу, отдать хочу

Первопроходцами в курьерской сфере Белгородской области можно смело назвать таксистов, которые в 2000-е годы не только перевозили пассажиров, но и покупали по заявкам клиентов безрецептурные лекарства, какие‑то элементарные продукты, но чаще всего – алкогольные напитки. Заказчик вполне официально звонил диспетчеру и делал запрос. Законным его можно назвать с натяжкой, поскольку ещё в 1995 году правительство ограничило дистанционную торговлю спиртными напитками в розницу, и при желании доставщиков можно было привлечь за нарушение закона. Но, судя по воспоминаниям соотечественников, никто их особо не контролировал.

«Не было смены, чтобы я не получал такой заявки, и по сути каждый раз мы рисковали остаться в накладе. В те годы заранее деньги таксисту не переводили и покупали мы заказы за свои кровные, – рассказывает Олег Рудавин, таксовавший в Старом Осколе в 2007 году. – Один раз мне заказали привезти пять бутылок водки в район Оскольского водохранилища. Еле нашёл дом, калитка на запоре, звонил, стучал – никто не откликается, хотя свет горит и музыка играет. Неприятно. Больше на такую доставку не соглашался, хотя теоретически это было выгодно – клиент оплачивал не только путь от магазина до двери, но и накидывал лично таксисту сверху чека «копытные», как мы их называли: 20–50 рублей в зависимости от настроя и кошелька заказчика».

Случались и анекдотичные истории

«У нас был постоянный клиент, жена которого из‑за пьянства закрывала его в квартире на ключ и уходила, – вспоминает бывший губкинский таксист Иван Семёнович. – Так он что придумал: звонил диспетчеру, просил привезти три чекушки по 250 граммов, спускал с третьего этажа верёвочку, на ней же бутылочки поднимал, а потом передавал вниз деньги в пакетике. Все таксисты знали «особенность» заявки по этому адресу и сразу направлялись под нужное окно».

С «горячительным комплектом» заказывали и закуску: банки солёных огурцов, чипсы, газированные напитки, шоколад. Практиковалось это дело до 2013 года, когда продавать алкоголь в области после 22:00 запретили.

 

Заказ на верёвочке. Как развивались услуги доставки в Белгородской области - Изображение Фото: Анжелика Забелина

С пылу с жару

Сегодня чемпион среди доставки продовольственных заказов, безусловно, пицца. В Америке привозить её на дом стали в 1960-е, в России же услуга полноценно заработала в 1999 году в столице, когда соответствующий сервис внедрила одна из крупных американских компаний. Белгородцы вспоминают, что в наших краях примерно в 2008 году эту услугу стала практиковать компания «Ташир пицца», а года через три доставку наладили в «Потапыче».

Теперь же в Интернете десятки предложений доставки горячей пиццы по области, а также о приёме на работу пиццайоло (с зарплатой от 25 тыс. рублей) и курьеров, в том числе с личным авто (зарплата стартует от 30 тыс. рублей).

С пиццей состязаются в частоте заказов разве что суши-роллы, но всё чаще предприятия питания совмещают приготовление и того, и другого. И глядя на обилие курьеров в форменной одежде с характерными сумками за спиной, передвигающихся на всех видах транспорта, трудно представить, насколько тяжело приживалась эта массовость. И, как говорится, не было бы счастья, но в 2020 году случилась пандемия.

 

Заказ на верёвочке. Как развивались услуги доставки в Белгородской области - Изображение Фото: ru.freepik.com/pvproductions

Эпидемия для старта

Когда ковидные ограничения закрыли белгородцев по домам, рестораны и кафе вынуждены были работать не только по новым правилам, но и перейти в онлайн-режим ради сохранения бизнеса. Те, у кого не было своих курьеров, начали сотрудничать со службами доставки и другими «поставщиками» посыльных.

Одновременно на белгородский рынок вышло не меньше десятка производителей готовой еды, в том числе комплексных обедов с функцией доставки. Быстро сориентировались и крупные торговые сети, включившиеся в дистанционную торговлю.

Параллельно произошли технологические изменения в организации услуги: даже те, кто упорно принимал оплату наличными, вынуждены были оснастить курьеров переносными терминалами для бесконтактных расчётов. Основной пул рекламы «еда на дом» перешёл в соцсети, а приложения с курьерскими услугами стали осваивать люди, далёкие от компьютерных технологий. Сознание в первую очередь потребителей стало меняться.

 

Заказ на верёвочке. Как развивались услуги доставки в Белгородской области - Изображение Фото: Павел Колядин

«Во время пандемии число заказов на наши услуги выросло минимум на 30 %, – рассказывает директор курьерской компании, сотрудники которой более 13 лет доставляют белгородцам продукты на дом, Михаил Закалюжный. – Когда ковидные ограничения пошли на спад, из новых клиентов в качестве постоянных с нами остались 10–15 %, в том числе люди преклонного возраста, которые обычно трудно воспринимают новшества».

Одновременно стоит отметить, что курьерный продуктовый бум произошёл в границах городов и посёлков, мелким населённым пунктам в основном этот сервис недоступен.

Цветочки и зверушки

Что касается доставки непродовольственных товаров, то теперь, кажется, нет ничего, что вам не могут привезти на дом. Эту услугу на разных условиях оказывают продавцы интернет-магазинов.

Десятки частных курьеров на сайтах объявлений предлагают доставить цветы, документы, запчасти, посылки, в том числе с пунктов выдачи интернет-магазинов, они же помогут с перевозкой домашних питомцев. Особо креативные исполнители обещают, что заказ вручит клиенту плюшевый мишка, Дед Мороз или даже Русалка. 

Возможен и обратный вариант работы посыльного: когда он забирает какую‑то вещь у клиента и отправляет её по его желанию почтой или транспортной компанией. Практически все авторы таких объявлений гарантируют фотоотчёт об исполнении услуги. Стоимость зависит от сложности, расстояния, количества затраченного времени, использования разных видов транспорта и других обстоятельств – в сумме всех слагаемых может выйти приличная цена. Но если других вариантов получения товара нет, то такие предложения будут бесценны. 

В любом случае радует, что давняя проблема доставки и перевозки, терзавшая россиян десятилетиями, начала решаться. И предполагаем, что в недалёком будущем варианты её воплощения ещё не раз нас удивят.

Ольга Бондарева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×