Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22 ноября 2022,  19:13
 563

Не ведитесь на эффект «вау». Почему люди делятся фейками, даже если их распознают

Не ведитесь на эффект «вау». Почему люди делятся фейками, даже если их распознаютФото: freepik.com
  • Статья
  • Статья

Об этом «Белгородская правда» поговорила с двумя специалистами белгородского центра «Психология развития» Олесей Петренко и Александром Кислицей.

— Как вы считаете, почему люди делятся фейками, даже когда понимают, что, вероятнее всего, они несут в себе ложь?

Олеся: Фейки – всегда информация с яркой эмоциональной окраской. Это некая вкусняшка для нашего мозга, в которую мы сразу начинаем погружаться и включаться. Пересылая непроверенную новость родственникам и близким, мы закручиваем эмоциональную воронку. Сейчас она, к сожалению, со знаком минус. Происходит «вау-эффект», неважно какой окрас эта новость несёт – позитивный или негативный. Человек сразу включается в него, ведь всеми нами движут эмоции.

— Я читала, что в психологии есть термин «точка боли». И именно на болевые точки давят распространители лжи.

Александр: Тут скорее подходит термин «шоковое состояние». Есть два варианта работы с ним: приспособиться или сопротивляться. Если мы приспосабливаемся и продолжаем жить как жили, то это лучше для нашей нервной системы. Если сопротивляемся, не фильтруем всю информацию, которую получаем из любого источника, то наш организм пребывает в стрессе. Фейк вызывает сильные негативные эмоции, попадая в ту самую болевую точку.

— От чего зависит реакция того или иного человека?

Александр: От особенностей его восприятия. При прочтении лживой новости наш мозг начинает сам дорисовывать картинку. Допустим, что‑то произошло, и люди остались без света, без воды. Все прекрасно понимают, что есть службы, которые сейчас помогут, это в их компетенции. Но наше бессознательное создаёт свою картинку и дальше её раскручивает. Эмоциональный процесс уже запущен независимо от подтверждения и достоверности.

Олеся: Это как стимул, реакция и ассоциативный ряд. Кому‑то достаточно посмотреть, прочитать и забыть, а кто‑то начнёт себя накручивать.

У всех по‑разному работает критическое мышление, и, конечно, уровень образованности у всех тоже разный. Моё личное наблюдение: чем ниже уровень образованности человека, тем больше он подвержен стрессу. Критическое мышление отвечает за анализ, обобщение информации, логику. К сожалению, у многих оно сегодня просто отключается.

Александр: Это называется коллективное бессознательное. Если выйти за пределы интересов группы людей, в которой распространяют фейк, то никакой реакции не будет. Например, в Сочи мало кому интересно, что происходит в условном Ульяновске.

Вообще, очень важно отобрать для себя проверенные, желательно официальные источники новостей. Сейчас в Белгороде эмоциональная воронка закручена из множества непроверенной информации.

Научно доказанный факт: у человека есть три врождённых страха – высоты, темноты и громкого звука. К темноте мы привыкли, высота нам знакома. А к громким звукам, или, как сейчас говорят, хлопкам, мы не приучены. Отсюда возникает этот панический страх – он заложен в нас с пелёнок.

— Что делать в таких случаях?

Александр: Если вы считаете нужным собрать тревожный чемоданчик, то соберите его, пусть стоит. Если есть возможность уехать – уезжайте. Хочется купить впрок сахара – купите. Но делайте всё спокойно и взвешенно, не поддаваясь ежесекундным эмоциям.

Олеся: Не забывайте, что наше тело отзывается на каждый такой посыл. От внутреннего информационного фильтра зависит состояние вашего ментального и физического здоровья.

Существует термин «дум­скроллинг», или «думсёрфинг». Если просто – это болезненное погружение в новостную ленту, где преобладают плохие вести. Это некий феномен, когда человек тратит чрезмерное количество своего времени, щедро поглощая негатив. Это разрушает его изнутри.

— Как правильно воспринимать такую информацию с точки зрения психологии?

Александр: В первую очередь не пропускать её через себя.

Представьте, что вы – это стакан с водой. А негативные новости, фейки – это порошок марганцовки, который моментально окрасит её в тёмные тона. Но если налить в этот же стакан немного масла, вода не окрасится. Информация поступила в мозг, но вы не пропустили её через себя. Есть сообщение, и не более того.

Поймайте себя на мысли: читая новости, вы испытываете страх или претензию? Люди, которые делятся фейками, таким образом снимают с себя определённую ответственность. Мы словно отдаём кому‑то кусочек своего страха. Ведь человек обычно делится тем, чего у него в изобилии. И репостят непроверенные посты в соцсетях часто по той же причине. Посыл такой: мне страшно, пусть будет страшно кому‑то ещё.

Олеся: Ещё накладывает отпечаток менталитет. В наших головах много установок вроде «счастье любит тишину», то есть нельзя почему‑то делиться радостным и хорошим. Мол, сглазят. А вот страхом – пожалуйста. Наверное, поэтому у нас такая статистика распространения фейк-ньюс. Люди эмоциональны, и чтобы выплеснуть эти эмоции, они делятся их источником с близкими, не видя в этом ничего плохого.

— У всех нас есть такие знакомые, которые постоянно кидают подобные ссылки. Что с ними делать?

Олеся: Блокируйте. Делайте как хорошо вам. Не берите стресс этого человека на себя. Читать или не читать – выбор ваш. И как на это реагировать – тоже. Чаще всего в новостных лентах залипают те, у кого много свободного времени, поэтому лучшее лекарство – будьте заняты. Ходите пешком, посмотрите хорошее весёлое кино, да хоть окна помойте.

Лучше делитесь позитивом и проверенной информацией. Надо закрутить позитивную воронку в Белгороде. И делиться радостью, счастьем, выправлять своё состояние, беречь себя и своих близких. 

Беседовала Ксения Медведева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×