Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 октября 2022,  14:30

Сколько стежков в орнаменте, или Как корочанская мастерица шьёт для кукол народные костюмы

Народный мастер Белгородской области Наталья Лукавская рассказала «Белгородским известиям» о трудностях и особенностях одежды корочанцев прошлых столетий

Сколько стежков в орнаменте, или Как корочанская мастерица шьёт для кукол народные костюмыФото: Анастасия Писаревская
  • Статья
  • Статья

Наталья Лукавская уже больше 15 лет работает в Корочанском доме ремёсел. Здесь она серьёзно занялась воссозданием старинных костюмов местных крестьянок и купчих, хотя увлеклась шитьём ещё в школе.

Для себя и на заказ

Рукоделие Наталью Петровну заинтересовало ещё в детстве, когда с куклами играла.

«Мы жили далеко, практически в глуши Хабаровского края. А когда в Якутске пошла в школу, то впервые увидела красивый советский костюмированный фильм «Конёк-горбунок». Мне понравились костюмы там, – вспоминает мастерица. – Моя мама вышивала красиво, была рукодельницей, мне тоже хотелось повторять за ней. Она скроила мне рубашечку на куклу, а я вышивала на ней маки. Вот с того и началось всё».

В 12 лет она сшила свой первый полноразмерный костюм. Тогда в школе готовились к спектаклю «Золушка», и она сделала для подруги, играющей принца, кафтан, берет и штаны.

 

Сколько стежков в орнаменте, или Как корочанская мастерица шьёт для кукол народные костюмы - Изображение Фото: Анастасия Писаревская

 

«Работала за обычной ручной машинкой подольской. Готовых выкроек у меня не было, только представление о костюме имела из фильмов, книг, – признаётся Лукавская. – Делала всё путём проб и ошибок».

Невозможно посчитать, сколько одежды сшила Наталья Петровна. Ведь, помимо костюмов для представлений и ростовых кукол, сценических нарядов, раньше она шила и обычные вещи на заказ.

«У меня была очень интересная заказчица – привередливая и модная женщина. Но она мне всегда доверяла, – вспоминает мастерица. – Приносила кусок ткани и говорила: «Придумай что‑нибудь». Она имела в виду платье, любила их. А мне это нравилось, не хотелось, чтобы она пришла ко мне и сказала: «Ты вот так и так сделай». Интереснее самой придумывать, и она всегда была в восторге от результата».

Начинала шить себе, маме, близким родственникам, маминым коллегам, своим детям. По словам корочанки, сейчас такой необходимости нет, потому что всё можно купить. Но если что‑то захочется, придумает этакое, то, конечно, возьмётся снова.

 

Сколько стежков в орнаменте, или Как корочанская мастерица шьёт для кукол народные костюмы - Изображение Фото: Анастасия Писаревская

Трудоёмкий процесс

Теперь Наталья Петровна делает костюмы на кукол, воссоздаёт образы корочанских крестьянок. Из‑за дороговизны материала выгоднее шить на куклу, нежели на человека. Но есть у неё и одна полноценная реконструкция костюма из села Бубново.

«Загорелась им сразу, как увидела. Он отличается необычной плиссировкой на юбке, фартуке и жилете. Это уникальный элемент не только Корочанского района, такие костюмы встречаются и по области», – отмечает мастерица.

Работала над бубновским юбочным комплексом три месяца, много времени занял сбор плиссировки. Каждую складку нужно заметать, чтобы не распустилась, потом запарить, застрочить, декоративный шов пропустить.

«Несколько бабушек сохранили вещи, по частям восстановили костюм. У них очень красивые рубахи, вышитые белым по белому или чёрным по белому, – описывает Наталья Петровна. – Кирсет (жилет) чёрного цвета носили на каждый день, а синего или зелёного – по праздникам. Были и пуговицы из перламутровых ракушек речных, жемчужниц».

 

 

Бубновский костюм Наталья Лукавская делала днём в перерывах между работой, но в основном мастерила дома по вечерам, порой засиживалась за шитьём до полуночи.

«Юбку повседневную чаще шили из сатина, парадную – из шёлка, – отмечает Наталья Петровна. – Ещё у них были очень красивые шали. Украшали их пёстрой бахромой, делали галун – плотную нашивку из серебряной или золотой нити. Носили и головной убор – кичку, выглядела она как таблетка, сверху которой завязывали платочек. Шили раньше рогатые кички. У каждого рода было своё тотемное животное, например корова или коза. Поэтому женщины надевали рогатые головные уборы. Когда пришло христианство, священники запретили их, женщины стали прятать рожки под платками, а со временем они совсем исчезли».

Альбомы с зарисовками

Корочанские крестьяне обязательно подпоясывались, чтобы нечистая сила не проникла. С этой же целью манжеты и ворот рубахи украшали орнаментом. Много лет Наталья Петровна срисовывала элементы ручной вышивки из разных сёл Корочанского района.

«Когда собирали материал, ездили в экспедиции в сёла, местные культработники помогали найти тех, у кого сохранились старинные вещи. Бабушки доставали наряды с чердаков, из сараев и сундуков. Мы на месте фотографировали, что‑то отдавали под честное слово, чтобы я могла все узорчики перерисовать, посчитать все стежки, – признаётся мастерица. – У меня целые альбомы с этой информацией. Это было в 1990-е годы, когда бумаги ватманской не купить. Я делала зарисовки, снимала выкройки на обоях и складывала их гармошкой».

Мастерица отмечает, что украшали костюмы не только вышивкой, но и бисером, стеклярусом, пайетками, делали оборочки, плиссировку. Одно из популярных украшений в виде длинного ожерелья – грибатка.

Она представляет собой ленту, на которую сверху прикрепляли круглые и полукруглые розетки из бисера.

Головные уборы, например сороку, тоже украшали грибаткой.

Взрослые мастерицы

За всё время Лукавская сделала около 100 костюмов на кукол.

Но среди них нет ни одного мужского. Причина тому – однообразность.

«Одежда мужчин была простой. Почти везде одинаковый костюм: брюки, вышитая рубаха, пояс, иногда жилет. Отличаются только вышивкой», – объясняет корочанка.

В сентябре мастерица набрала школьников к себе в кружок, а летом на занятия приходят взрослые женщины от 40 до 70 лет. Они вдохновились работой Натальи Петровны, собрали дома уже заброшенные детьми куклы и взялись за шитьё.

«Летом у всех работы много – ходят пять человек, осенью добавятся семь-восемь корочанок, – говорит Лукавская. – Они решили вначале сделать мужской костюм, пыхтели-пыхтели: «Ой, как долго шить». Но раз взялись, нужно довести до конца. Из замши и кожи смастерили сапоги и кепку. Сейчас некоторые занялись женским костюмом».

 

Недостаток материала

Костюм на куклу, по словам мастерицы, легко сделать и за два дня неотрывной работы. Но других задач много, и работа растягивается. Гораздо важнее, чтобы были материалы.

«Начинала методистом работать в 1990-е годы. Тогда было трудно с тканями и отделкой, никакой тесьмы не достать. На кружках вышивали нитками, которые ещё бабушки сохранили, потому что купить не могли, – вспоминает Лукавская. – Помню, как‑то в продажу привезли наборы с нитками, мы тогда купили кто сколько смог. Когда мягкую игрушку шили, распарывали старые вещи: сапоги, детские шубки и шапки. Всё, что дома было не нужно, из всего делали. Бус и бисера вообще негде было достать. Мои первые три куклы были без таких украшений, только вышивка».

Сейчас в шкафу мастерицы уже лежат готовые ткани для реконструкции полноразмерного сарафанного комплекта.

 

 

В планах – костюм с понёвой (домотканой шерстяной юбкой). Пока все эти варианты одежды представлены в кукольных нарядах. Самое интересное, что Наталья Петровна нигде не училась шить, даже курсы не проходила, всё освоила сама.

«Когда человеку нравится его дело, он всё может. Ничего сложного нет, потому что материал в изобилии, – объясняет Луковская. – Мне интересно, как люди жили, чем увлекались. Удивлена, что предки наши всё умели делать сами. Горшки обжигали, ткани изготавливали, вышивали. А какие мелкие стежки делали! Я все глаза оставила на этих вышивках, потому что с лупой разглядывала, считала, сколько стежков в орнаменте. А делали это не при электрическом свете, а при лучине. По вечерам после работы собирались, ведь им интересно жилось и без всякого телевизора. Пели песни, сами сочиняли частушки, шутки-прибаутки. Сейчас таких талантов нет».

Анастасия Писаревская

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×