Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22 июля 2022,  14:17

Разведчики погоды. Как военные гидрометеорологи внесли вклад в исход Курской битвы

Об этом «Белгородская правда» узнала у старшего научного сотрудника музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» Александра Морозова

Разведчики погоды. Как военные гидрометеорологи внесли вклад в исход Курской битвыМетеорологи доводят сводку погоды экипажам 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полкаФото: waralbum.ru
  • Статья
  • Статья

Прогноз погоды и поведения природных сил важен для многих отраслей. Но наука о погоде вовсе не сугубо штатская. Прогнозы фронтовых гидрометеорологов служат для подготовки боевых операций.

Метеорологи в погонах

Погода одинакова для всех воюющих сторон. Так, Гитлер, планируя летнюю кампанию, как‑то заявил: «Я решил, как только позволит погода, провести наступление «Цитадель» как первое в этом году». Советское военное руководство тоже понимало важность фактора погоды в предстоящих фронтовых событиях.

Гидрометеорологическое обеспечение действий Красной армии осуществлял Центральный институт прогнозов (ЦИП) через Главное управление гидрометеорологической службы (ГУГМС). Соответствующие задачи при планировании боевых действий ставил перед ними Генеральный штаб.

«В период подготовки к Курской битве по запросам Генштаба, командования фронтов и армий специалисты ЦИПа разрабатывали широчайший спектр материалов, – рассказывает Александр Морозов. – Они касались будущего состояния погоды, водного и ледового режима рек и озер как в прифронтовой зоне, так и в тылу противника».

Оперативные силы и средства гидрометслужбы располагались и в районах боевых действий. На Курском выступе и прилегающих к нему участках были гидрометеорологические службы фронтов и метеослужбы воздушных армий. Авиационными метеорологами руководила Главная аэрометеорологическая станция ВВС в Москве.

На основе общей информации по погоде в регионе, которую рассылал по фронтам ЦИП, гидрометеорологи на местах выпускали более конкретный бюллетень по районам расположения войск. В зависимости от задач, начальники штабов или оперативных отделов могли потребовать прогноз погоды по любой точке зоны своей ответственности. Например, для достижения внезапности удара от метеорологов требовалось время с наихудшими погодными условиями в районе наступления.

 

Фрагмент полотна диорамы «Огненная дуга» Фрагмент полотна диорамы «Огненная дуга»

Ветер дует на Запад

Генштаб, опираясь на мнение ГУГМС, ждал решительных действий противника начиная со второй половины мая. Но дело сдвинулось к лету. Настал июль 1943 года.

«В этом месяце, по данным метеостанций в Валуйках и в Старом Осколе, было в основном облачно с небольшими прояснениями, без ясных дней, – сообщает специалист музея-диорамы. – Количество осадков выпало ниже нормы. Температура воздуха также была ниже нормы. Атмосферные явления были обычными для этого времени года: дождь, гроза, зарница, морось, туман в ночные и утренние часы».

Для передвижения разных видов боевой техники требовались не только прогнозы погоды, но и сведения о гидрологическом режиме водных объектов, о проходимости местности. И эти данные было не получить, работая с бумагами и приборами. Фронтовые и армейские гидрометеорологи часто под пулями врага вели экспедиционные работы на местности.

В начале июня 1943 года начальнику штаба 70-й армии Центрального фронта потребовались данные о проходимости местности всеми видами боевой техники с возможностью преодоления ею водных преград. Начальник гидрометеорологического отделения оперативного отдела старший лейтенант Ю. П. Либеровский отправился в рейд с бойцами артиллерийского метеорологического взвода.

«На виду у противника, под постоянным обстрелом из всех видов оружия они провели сплошное обследование всех водных рубежей на участке обороны армии длиной по фронту 107 км! – рассказывает Александр Морозов. – Произвели замеры ширины, глубины, скорости течения, расхода воды, поиск бродов в местах, где были разрушены мосты».

Составленную карту проходимости местности направили в Управление инженерных войск, а старший лейтенант Либеровский получил медаль «За боевые заслуги».

Случались и промахи. Например, при освобождении Орла синоптики ожидали улучшения погоды 14 июля. На эту дату было назначено наступление. Но погода улучшилась лишь 16 июля, и то ненадолго. Дороги и почва остались плохо проходимыми.

«Сражение выиграли благодаря выносливости и самоотверженности наших солдат, но гидрометеорологическое обеспечение было полностью провалено», – констатирует Морозов.

В поисках бурь

Прогнозы ветра служили для обеспечения боевых действий артиллерии. Бойцы артиллерийского метеорологического взвода вели наблюдение за погодой и зондирование атмосферы.

В химической службе армий существовала сеть постов метеонаблюдения. Их данные требовались для оценки возможности использования противником химического оружия и для планирования постановки дымовых завес.

Огромное количество авиации в Курской битве значительно возвысило роль её метеорологического обеспечения. Принимая решение на вылет большого числа самолётов, командование требовало всестороннего освещения метеорологической обстановки по маршруту и над полем боя.

Ключевая роль в метеообеспечении действий авиации в небе над Курской дугой была отведена Главной аэрометеорологической станции (ГАМС) в Москве. Здесь трудились лучшие авиационные метеорологи ВВС, за плечами которых был огромный опыт прогнозирования, научных изысканий, методической работы, полётов на разведку погоды и командировок в метеорологические подразделения на фронт. Станция располагала самым современным связным оборудованием, линией правительственной связи. Вышестоящее командование регулярно информировали о состоянии погоды и её прогнозе.

«Командованию Авиации дальнего действия требовались точные, всеобъемлющие прогнозы погоды, позволяющие принять наиболее правильное решение на весь вылет. И мы испытывали законное удовлетворение, когда наша метеорологическая служба давала правильные долгосрочные и краткосрочные прогнозы, помогая командующему и штабу Авиации дальнего действия продуманно планировать боевую деятельность и успешно решать большие и сложные задачи», – вспоминал в мемуарах маршал авиации Н. С. Скрипко.

Добывали нужные сведения и по приборам, и по наблюдениям. На аэродромах находились метеостанции аэродромного обслуживания. О погоде на маршрутах специалисты узнавали от лётчиков. Регулярно вылетали и «разведчики погоды» с корпусными и дивизионными специалистами-метеорологами на борту. Оперативную информацию о погоде передавали в ГАМС, где делали долгосрочные прогнозы, по которым командование ставило крупномасштабные задачи.

Герой Советского Союза маршал авиации А. Н. Ефимов участвовал в Курской битве и сам порой вылетал на разведку погоды.

«Задача у нас оказалась такой – в паре с командиром нам предстояло провести разведку погоды на маршрутах полёта для всех полков. Впрочем, дело это важное: уметь разобраться в погоде, когда летит целое соединение», – вспоминал он.

Разведчики погоды. Как военные гидрометеорологи внесли вклад в исход Курской битвы - Изображение Фото: pixabay.com

Погода благоприятствовала

Курская битва проходила летом – и погода была соответствующей. Что такое утренние туманы, дожди и грозы в сравнении с весенней распутицей, зимней низкой облачностью, обильными снегопадами и высоким снежным покровом.

Один из метеоспециалистов позднее вспоминал:

«Курская битва, в которой участвовал корпус, не осталась в памяти метеорологов особенно трудным эпизодом с точки зрения метеорологических условий».

Войсковые и авиационные метеорологи в Курской битве сумели в полном объёме обеспечить боевую деятельность подразделений Красной армии, заключает Александр Морозов:

«Приобретённый ими опыт поднял фронтовую гидрометслужбу на новый уровень. И это самым благоприятным образом сказалось на гидрометеорологическом обеспечении наступательных операций финального периода войны».

При подготовке публикации использован «Сборник материалов научно-практической конференции и научно-методических статей к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (ред. М. Б. Кугина, В. Н. Павлова).

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×