Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 апреля 2022,  19:31
 1356

Какими в разные времена были входные двери в домах белгородцев

Своими наблюдениями делится корреспондент «Белгородских известий»

Какими в разные времена были входные двери в домах белгородцевДвери в разрушенном доме в хуторе Александрове Шебекинского округаФото: Татьяна Жулькина
  • Статья
  • Статья

Куда бы ни заносил меня ветер странствий, я всегда много и с удовольствием фотографирую входные двери жилых домов: манят они не только красотой, но и скрытой за ними тайной. И чем старше дверь, тем сильнее её притягательность.

Выщербленное временем дерево, кованые засовы и накладки, резные наличники – всё это хочется трогать, рассматривать, представлять, что кроется за порогом, какие за ним живут люди. В нашей области, к большому сожалению, архитектурной старины по пальцам перечесть. И уходит она стремительно, унося в небытие всё, о чём могут рассказать материальные вещи: о возможностях и талантах наших предков, их фантазии, житейском укладе. Поэтому попытаемся зафиксировать хотя бы то, что осталось.

А-ля резьба

Двери моего детства, что пришлось на 1970-е, были в основном филёнчатые: в деревянный каркас из бруса вставляли секции-филёнки из более тонкого материала. Полотно получалось разнофактурным, и у таких дверей была некоторая претензия на художественность. Почему‑то вплоть до 2000-х у нас не ценился вид и цвет натурального дерева, и все эти двери красили коричневой, синей и зелёной (кто какую достал) красками. В частном доме в пригороде (фактически в селе), где я росла до 6 лет, входная филёнчатая дверь была окрашена двумя цветами – коричневым снаружи и белым внутри, что считалось, в общем‑то, эстетством.

Филёнчатые и сегодня встречаются в районах области, в том числе в двухэтажных домах постройки 1950-х: или потому, что оказались крепче последующих, или хозяевам просто не до перемен – обычно это люди преклонного возраста.

Подъездные двери этого типа всегда плохо закрывались. Доводчиков тогда не было, и их роль выполняли две пружины, устроенные на уровне петель, которые постоянно выходили из строя. Поэтому для плотности прилегания двери толщину коробки наращивали, набивая на неё кусочки резины. Но даже зимой они зачастую оставались распахнутыми. И хотя в подъезде были тамбур со второй дверью (тоже филёнчатой, со стеклом в верхней части) и батареи – это очень беспокоило жильцов первых этажей, и по своей воле поселяться в такие квартиры мало кто желал: тянуло с улицы холодом.

 

Один на всех

Вообще, советское массовое строительство многоквартирных домов не предполагало никакого дверного украшательства – ни тебе красивых наличников и ручек, ни вычурных замков. Разве что глазок посредине вкручивали, а сбоку – звонок. Помню, как в нашем доме появился звонок с пятью мелодиями, которые менялись раз от раза. Это было настоящее ноу-хау, и гости с удовольствием нажимали на кнопку несколько раз, чтобы послушать разную музыку. Но всё‑таки основная роль дверей была охранная. Впрочем, и это было относительно.

«Помню, как, прожив в квартире с 1957 года 12 лет, мы потеряли ключ. Соседка сказала, что у неё есть запасной, и принесла точную копию утерянного. Оказалось, что все квартирные замки в доме одинаковые, – их можно было открыть одним ключом», – рассказывает жительница одного из двухэтажных домов на белгородском Свято-Троицком бульваре Наталья Давыдовна.

Так как большинство дверей открывалось вовнутрь, их легко было отворить ударом с разгона или ломом. Кстати, сегодня выдвигается много версий, почему они были так устроены, в том числе и правоохранительная: якобы так органам сподручнее было входить к преступным элементам. На мой взгляд, куда реалистичнее пожарная история: выбив двери, больше шансов спасти людей из горящего помещения. А в деревнях дверь, открывавшаяся вовнутрь, позволяла к тому же выйти из дома во время снежных заносов.

В 1970-е от филёнчатой технологии отступили, и, исходя из экономии, в ход пошли простые щитовые двери, которые изготавливали из одного полотна, без всяких выкрутасов. Чтобы утеплить, повысить звукоизоляцию и заодно облагородить, их обивали дерматином (обычно с внешней стороны), подкладывая под него ватин, синтепон, а за неимением таковых – старое одеяло. 

Дерматиново-синтепоновый «сэндвич» пробивали в определённой последовательности специальными гвоздями с декоративными шляпками, между которыми иногда для шика протягивали ещё и проволочки, чтобы «пухляши» выглядели эффектнее. Чем толще они были, тем богаче выглядела дверь. Мастеров, которые могли такое сотворить, ценили на вес золота. Просили за обивку одной двери прилично – от 10 рублей без материала, что в эквиваленте к основной платёжной валюте СССР – бутылке водки – было очень даже дорого.

Замки в дверях были врезными или накладными без всяких секретов, поэтому говорили, что ставят их для честных людей, а воришки могут открыть их без труда. При этом каждому школьнику, начиная с первого класса, вручали от входной двери ключ (его вешали на верёвочку на шею). А на случай потери запасные ключи лежали у соседей – да, это было время большого доверия.

 

Кто там?

В 1990-е годы благосостояние граждан резко изменилось, причём сразу в две диаметрально противоположные стороны. И в стране, где месяцами не платили зарплату, а человеческая жизнь обесценилась до нуля, безопасно себя не чувствовал никто. Вот тут‑то и задумались о дверях покрепче – из прочных пород дерева или металлических. Кстати, те самые первые «нестандарты» были очень даже надёжными: у новых русских – от европейских мастеров, у простых тружеников – самодельные, грубоватые, но из толстого металла и с солидными внутренними засовами.

В 2000-е их потеснили пластиковые, которые прижились не только в офисах, но и в частном секторе: во дворе, где есть собачка, а дом обнесён забором, до двери ещё нужно добраться.

Но самыми востребованными были и остаются хотя и не самые прочные, но красивые и относительно недорогие китайские штампованные, которые иронично называют «консервными банками»: толщина их полотна составляет около 0,8 мм и легко вскрывается ножом.

Поэтому те, кто действительно заботится о безопасности, ищут что‑то попрочнее от местных производителей.

«Металл толщиной 2 мм для входной двери вполне подходит, его ножом уже не вскроешь. Можно использовать и 3-миллиметровые, но это значительно дороже, – делится вейделевский мастер по изготовлению дверей Валентин Поляничко. – Для каркаса я, например, использую прочную профтрубу. Для утепления – пенопласт, а зашиваю всё изнутри дерматином или ламинатом по желанию заказчика».

Впрочем, утверждает мастер, сегодня очень заметно, что люди хотят не только прочную, но и красивую дверь. Даже не самые богатые селяне готовы доплатить за кованые украшения, стеклянное окошко под решёткой, фигурные элементы на коробке.

И хотя в области в старых домах до сих пор можно найти самые примитивные дощатые экземпляры, скреплённые металлическими накладками, в целом отношение к входным дверям меняется: люди хотят, чтобы они не только защищали, но и радовали глаз.

 

Мнение эксперта

Дмитрий Шумидуб, московский архитектор, член Союза дизайнеров России:

«Что раньше, что сейчас, входная дверь была лицом дома, поэтому по мере возможности ей уделяли большое внимание. Состоит дверь из трёх основных элементов: коробки, дверного полотна, наличников. Если обратиться к давней истории, то двери в избах из теплосберегающих соображений делали из дерева – невысокими, так что входить в них приходилось буквально с поклоном, и не очень широкими, только чтобы можно было войти или занести домашнюю утварь.

У состоятельных людей на дверях сочеталось несколько материалов: дерево – металл – камень, двери украшались резьбой, столярными накладными элементами, коваными деталями или орнаментами. Каменные порталы вокруг них усиливали впечатления торжественности – мощные пилоны, иногда с изразцами или искусными резными узорами и арочным или лучковым сводом, придавали входу дополнительный визуальный акцент. Всё делалось вручную, что значительно увеличивало время изготовления, но, что касается мастерства, изделия прошлого зачастую поражают изысканностью, художественной ценностью. Сегодня выбор материалов значительно шире, способы обработки материалов и изготовление самих изделий механизированы, но зачастую в современных дверях не хватает того самого рукотворного эффекта, который называют «вложенной душой» мастера.

В любом случае, какой бы ни была дверь, она должна сопоставляться с фасадом, интерьером дома или квартиры, повторять их общую стилистику, то есть не выглядеть инородно».

 


  • Первая автоматическая дверь создана в I веке нашей эры греческим учёным Героном Александрийским.
  • В древности двери считали наиболее уязвимой частью дома, удобной для проникновения злых духов, поэтому для их отпугивания на входе вешали травы, чеснок, лук, колокольчики.
  • По этой же причине двери всегда держали закрытыми. К слову, в синий цвет красили их тоже не случайно: в эзотерике он считается магическим оберегом.
  • От слова «двери» происходят два других, связанных с тайнами реального и потустороннего миров, – преддверие и задверие.
  • Дверные ручки в 1878 году запатентовал афроамериканский изобретатель Осборн Дорси.

Ольга Бондарева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×