Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 августа 2021, 20:28

Рельсы, шпалы: в День железнодорожника вспоминаем о судьбе забытых белгородских станций

Через наш регион проходит Юго-Восточная железная дорога РЖД. На территории Белгородской области расположены почти 50 ж/д станций.

Самую главную станцию – Белгород – открыли 6 июля 1869 года. А здание вокзала построили в 1870-м. Сегодня от здания того первого вокзала Белгорода не осталось ничего.

Но в области есть станции, сохранившие свой первоначальный вид: есть «старички», которые до сих пор в строю, но есть и те, чьей судьбой стоит обеспокоиться. К примеру, станция Юсупово.

Князья Юсуповы большую роль сыграли в истории развития железной дороги. Они владели землями в нынешнем Ракитянском районе, кирпичным и сахарным заводами. Надо было возить грузы, рабочих. Проблему решала железная дорога. 

В 1896-м Юсупов и сахарозаводчики Терещенко и Харитоненко организовали акционерное общество для строительства железной дороги от Сум до Белгорода. Строительными работами руководил инженер-путейщик по фамилии Сумовский. Его имя получила одна из ж/д станций ветки и посёлок рядом с ней.

Дорогу построили в 1900 году. Одна из станций получила название Свекловичная. В это же время промышленник Иван Харитоненко как раз достроил Краснояружский сахарный завод. Сегодня Свекловичная – памятник архитектуры конца XIX – начала ХХ века.

Железнодорожную станцию Юсупово построили в 1910 годумежду узловыми станциями Льгов и Готня. Дорога связывала Санкт-Петербург и Крым. Название посёлок и станция получили в честь своих хозяев. 

Сегодня станция Юсупово не работает. Кирпичное здание отлично сохранилось. Внутри можно увидеть старые печи для обогрева здания, билетную кассу.

«Раньше это была мощная железнодорожная станция, – вспоминает жительница района. – Сейчас брошена. Хотя село живёт: пенсионеры, есть и молодые семьи. Но, к сожалению, того живого уголка, как раньше, уже нет. Раньше железная дорога пользовалась большим спросом. Поезда ходили и на Готню, на Льговское, Курское направления. Людей было очень много. Возили и грузы, и пассажиров. Дальше находится станция Готня, и через неё шёл большой поток. Часто смотришь – через Юсупово железнодорожники проезжают на ремпоезде: поддерживают, следят. Была идея у селян сделать там музей, место для туристов, но нужны финансовые вложения».

Есть замечательный белорусский проект «Фотолинии». На сайте любители железных дорог могу загружать фотографии вокзалов, станций и остановочных пунктов, обсуждать их.

Здесь есть схемы железных дорог с расположением станций,в том числе Юго-Восточной железной дороги РЖД и её белгородского участка. А ещё энтузиасты выкладывают старые расписания движения поездов. Так вот,как минимум до 1985-го маршрут ежедневного поезда Жданов (Мариуполь) – Ленинград проходил через Юсупово, Готню, Трефиловку, Кулиновку. Раньше можно было уехать в крупные города прямо из этих сёл. 

 

Наталия Козлова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×