Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 августа 2020,  11:47

«Вам помочь?» О чём молчат продавцы магазинов бытовой техники

Консультант известной торговой сети рассказал «Белгородским известиям» о подводных камнях своей профессии

«Вам помочь?» О чём молчат продавцы магазинов бытовой техникиФото: pixabay.com
  • Статья
  • Статья

Русский человек привык не доверять продавцу. Настолько, что на вопрос «Вам не жарко?» отвечает: «Нет, спасибо, я пока посмотрю».

«Улыбайтесь, это располагает клиента»

«Так ежедневно бубнит по утрам начальник. А вы пробовали улыбаться в маске? У меня от неё уже лопоухость развилась, не говоря про вечно запотевшие очки. Это у американцев принято дежурно улыбаться, а у нас натянутый оскал в голове собеседника зажигает красную лампочку: сейчас надурят!

Продавец – человек подневольный. У него есть начальство. Не выполнил план – будешь голодный. Сказано избавиться от залежалых телевизоров, значит, будем лоббировать их, даже если тебе приглянулся «во‑о-он тот голубенький». И ведь все об этом знают, но едва заходят в магазин – сразу забывают».

Манок на утку

«Здороваться с каждым вошедшим – не только про вежливость. Наш маркетолог клятвенно заверял, что так покупатель думает, что его запомнили, и не станет воровать. Сладкого клиента видно сразу: он мечется среди полок, как хорёк в саванне. Скорее всего, его привели ловушки: по городу развешивают баннеры с акционными товарами, цены на которые явно занижены. Типа холодильника за 15 тысяч, который везде стоит 30.

Но в магазине ты услышишь заговорческий шёпот консультанта: «Да вы что, эта модель от плевка развалится!» Всё потому, что продавать его нельзя, вплоть до увольнения. Дешёвый холодильник, как манок на утку, служит лишь для зазывания на точку. Для магазина он убыточен. Меня однажды лишили премии за то, что клиент ушёл с баннерным товаром, несмотря на все уговоры.

Акция не всегда выгода, но всегда повод насторожиться. Особенно когда по чеку товар оформляют как подарок к другому товару. Например, «купи кофеварку за 20 тысяч и получи дешёвую в подарок». Разумеется, стоимость «подарка» уже включена в цену, но в случае поломки вернуть деньги ты сможешь только за первую кофеварку.

Ценники под Новый год, 8 Марта и прочие маржинальные праздники завышают за месяц-полтора. Хотите купить действительно по выгодной цене – приходите в октябре или в июле».

 

«Вам помочь?» О чём молчат продавцы магазинов бытовой техники - Изображение Фото: pixabay.com

Пятизвёздочный ценник

«Если из двух одинаковых утюгов продавец уверенно навязывает один, присмотрись к мелкому шрифту на ценнике – там прячется размер его комиссии. Каждый магазин шифрует её по‑своему: это могут быть последние цифры артикула, курсив/подчёркивание названия товара или звёздочки. Например, три звезды – самая вкусная фиксированная комиссия, пять – прямой процент от продажи.

Многие думают: чем дороже модель я предлагаю, тем выше мой процент. Это не так. Всё зависит от наценки: иногда с продажи модели за 20 тысяч рублей я заработаю больше, чем с той, что за 40 тысяч. Разумеется, я буду нахваливать наиболее выгодную для себя позицию, это ведь моя зарплата! Улыбки и вежливость у нас не оплачивают. Но это не значит, что предлагаемый товар заведомо плохой.

Есть ещё промоутеры – их можно отличить по фирменной футболке или строгой офисной одежде. Эти ребята не врут, они не договаривают. «У вас есть бесшумный пылесос?» – «Да, есть – «Филипс». Про другие бренды даже не упомянут – за них им не платят.

У руководства свой интерес. Оно заинтересовано в первую очередь продать бонусный товар от производителя и очистить склад от позиций, что скоро подешевеют. Отсюда и политика».

Про кривые ручки

«Недостача в магазине есть всегда. И я сделаю всё, чтобы не гасить её своими кровными. Самое простое – вбить в чек левые позиции. Человек покупает телефон за 6 тыс. рублей. Я предлагаю ему скидку в «косарь», но на эту сумму вбиваю покупку чехла, которого нет и в помине. Большинство соглашаются, ещё и радуются скидке. Я всегда предупреждаю, но так делают не все. Поэтому проверяй чек, как бы банально это ни звучало.

Нужен ли чек на покупку при возврате? На самом деле можно и без него. По кассе можно найти любое пробитие чека, и обязанность продавца это сделать. Отказывают – иди в Роспотребнадзор.

Про товар с витрины – да, иногда мы пользуемся им в личных целях. Ходовые модели достают по сотне раз, бывает, они выпадают из кривых ручек. Самые дорогие модели всегда стоят на подзарядке, что не добавляет батарее жизни. Иногда производители кладут в коробку бонус: книгу рецептов для миксера или чехол для телефона. Если товар с витрины, вы о нём даже не узнаете.

Под видом распродажи может скрываться уже латаная техника. Отличить б/у можно по наклейке на упаковке – REF (REFACTORING – дословно «производство ещё раз»). Вскрытая коробка под предлогом «проверяли комплектацию» – маскирует попытку продать по полной цене товар с витрины, после ремонта либо уже возвращённый в магазин. Упаковку должны вскрыть при тебе и тут же заполнить гарантийный талон. Исключение – холодильник: в коробке его не просунуть в проём, а переворачивать нельзя, тут можно и поверить».

 

«Вам помочь?» О чём молчат продавцы магазинов бытовой техники - Изображение Фото: pixabay.com

А если верну?

«Выбрать товар – полдела. «Вам допстраховку на год или на два?», «Давайте сразу защитное стекло на телефон наклеим, а то недавно один вышел из магазина и уронил», «Настроечку оформим?» – поверьте, вам предложат всё, за что положена комиссия. Что из этого реально нужно?

Продление гарантийного срока

Это когда производитель даёт годовую гарантию, а магазин за пару тысчонок сверху продлевает её вдвое. В чём подвох: скорее всего, в договоре прописано, что гарантия не распространяется на «физические повреждения». Если в новеньком телефоне треснет экран, вы уроните его в лужу или поцарапаете – это ваши проблемы. Сервис примет его только в случае заводского брака, который обычно выплывает в течение первого года эксплуатации. Короче, деньги на ветер.

Страховка

Необязательна, хоть и будут клятвенно уверять в обратном. Но при покупке в кредит её может потребовать банк. Лайфхак: ты спокойно можешь вернуть деньги за неё после выбивания чека, причём наличкой. Страховка дорогая (порой до трети цены товара), зато позволяет вернуть деньги либо бесплатно его починить даже в случае «насильственной смерти». Главное – никогда не говори, что разбил/уронил/потерял товар сам. Лучше сошлись на толкнувшего неуклюжего пассажира в автобусе. Кстати, при возврате деньги за страховку и прочие услуги тебе не вернут, только сумму за товар.

Про интернет-магазины

Там часто можно купить товар дешевле. В некоторых магазинах предусмотрены бонусы на следующую покупку онлайн. Выбери пару моделей и почитай про них отзывы. Но учти: многие отзывы проплачены производителями, для этого нанимают специальных людей. Не поленись зайти на аккаунт автора, если нет личной информации, ссылок на страницы в соцсетях – с большой вероятностью это вброс. Цитирование фраз из рекламного ролика, сущая мелочь в графе «Недостатки» – тоже повод задуматься.

Убедись, что товар есть в наличии, оплати и следуй за заветной коробочкой в магазин, обычно уже на следующий день. Из минусов: ты пощупаешь товар только после оплаты. В этом же и плюс: покупку через Интернет можно вернуть, даже если товар исправен, но просто не понравился, закон это позволяет».

Аксессуары

Это наш мякиш с самой большой наценкой. Поэтому защитные стёкла, чехлы и прочую лабуду для телефона лучше купи в сервисе за углом – там они дешевле. К покупке большой техники подходят с пристрастием, но и тут тебе кинут козырь: заверят, что гарантия будет действительна только при одновременной покупке холодильника и «специально подобранного к нему» фильтра за тысячу, в то время как его аналог стоит вдвое дешевле.

Настройки

Надо ли говорить, что для установки стиралки предложат прикормленного специалиста с более дорогим прайсом? Поставить антивирус на комп, перенести телефонную книгу на смартфон лучше попроси знакомых – это точно не то, за что стоит платить.

Пять советов от продавца

  1.  Не называй Ф. И. О., если не берёшь кредит: если их спрашивают, значит, на тебя уже оформляют страховку.
  2. Всегда уточняй, что берёшь товар с возможностью возврата. Это поможет избежать махинаций с чеком.
  3. Обращай внимание на шнур. Если он скручен не по‑заводскому, им кто‑то уже пользовался.
  4. Не покупай «всё в комплекте»: как правило, комплектуют из того, что залежалось на складе.
  5. Самое страшное для продавца не «я сейчас администратора позову», а звонок на горячую линию. Пригрози, если он не хочет оформлять возврат, и вечер перестанет быть томным.

Анна Морозова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×