Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 февраля 2020,  14:58

Сколько игрушек нужно ребёнку для счастья

Это выясняли «Белгородские известия» у детского психолога Олеси Шершневой

Сколько игрушек нужно ребёнку для счастьяФото: pixabay.com
  • Статья

Одни папы-мамы готовы скупить своему чаду весь ассортимент магазина игрушек, другие количеству предпочитают качество и не поддаются на уговоры детей купить им очередную куклу или машинку. А истина, как известно, где‑то посередине.

Не знают цены

«Я бы поспорила с теми родителями, которые считают, что ребёнку в детстве надо давать максимум возможного. Опираясь на свой профессиональный опыт, могу сказать, что чаще всего игрушечное изобилие идёт в минус», – говорит психолог детской областной больницы Олеся Шершнева.

По её словам, при большом количестве игрушек ребёнку трудно выделить любимую, с которой у него формируется своеобразный эмоциональный контакт. Игрушки – это первая собственность ребёнка, и они должны быть дороги для него. Но если их много и какая‑то ломается, он не переживает об этом, а просто берёт играть другую. А значит, у него не формируется бережное отношение.

«Сейчас дети говорят: «Ничего страшного, мам, купим новую». Они не знают цены игрушкам и деньгам, за которые они куплены, и даже не заметят, если какая‑то из них пропадёт», – подчёркивает психолог.

Если игрушек много, ребёнку трудно сосредоточиться на игре с какой‑то одной. И включённость в игру, а значит и самый важный развивающий момент теряются.

И наконец, детям в силу возраста тяжело поддерживать порядок в большом игрушечном хозяйстве: они легко смогут расставить по местам десять игрушек, а вот если их сто, то убираться в комнате будет тяжеловато.

Однако в игрушечном изобилии есть и свои плюсы. Например, возможность выбора из массы предложенных товаров того, что подходит и нравится конкретному ребёнку.

«Большой выбор – это прекрасно, но качественный показатель всё же важнее. Ведь можно накупить много самых разных игрушек, но смысла и положительного эффекта от них не будет. Поэтому пусть лучше их будет три, но многофункциональных – которые могут трансформироваться, выполнять несколько операций, а не 33 декоративных», – подчёркивает Олеся Юрьевна.

Сколько игрушек нужно ребёнку для счастья - Изображение Фото: Ирина Ткаченко

Время и впечатления

По мнению психолога, задача родителей – научить детей осознанно подходить к выбору новой игрушки. Просто «я хочу» – это не аргумент. И сами родители должны задуматься, для чего они покупают своему ребёнку очередную игрушку: потому что могут себе это позволить (а в детстве, например, не могли – сами недоиграли) или чтобы ребёнок был «не хуже, чем другие», не чувствовал себя ущербным или обделённым. Обе эти причины так себе. Ещё хуже – покупать игрушку для того, чтобы ребёнок прекратил истерику.

«Необходимо, чтобы он мог аргументированно объяснить, зачем ему нужна та или иная игрушка, – считает психолог. – А родители в свою очередь так же аргументированно должны уметь отказывать, если считают, что покупка не принесёт особой пользы».

Более взрослым детям можно предложить заработать себе на игрушку – в некоторых детских центрах для этого есть возможность. Это положительный момент, по мнению специалиста, когда ребёнок сам будет стремиться к получению желаемого и прикладывать для этого усилия. Неплохой вариант – игрушка в качестве поощрения. Но это должно быть какое‑то серьёзное дело, например выполнение возложенных на ребёнка посильных домашних обязанностей или итоговая успеваемость в школе. Правда, для одних детей это будет реальный стимул и мотивация, а для других материальное поощрение может и не сработать.

«Современных детей очень трудно чем‑то удивить или обрадовать: у них много возможностей, чаще всего они воспринимают подарки как должное и быстро остывают к новым игрушкам. И в этой ситуации полезнее дарить детям впечатления и, конечно, проводить с ними больше времени», – советует Олеся Юрьевна.

Сколько игрушек нужно ребёнку для счастья - Изображение Фото: pixabay.com

Мнение родителей

Наталья Морозова, мама Максима (12 лет) и Андрея (10 лет):

«Игрушек у моих детей много. Но не все они находятся в прямом доступе. Из некоторых они уже выросли, к каким‑то потеряли интерес. Поэтому игрушки у нас рассортированы по категориям и часть убрана. Если дети вспоминают о них, то достают.

Пока дети были маленькие – лет до 4–5, почти все игрушки я покупала сама. Выбирала качественные, развивающие, в основном деревянные, заказывала в Интернете. По магазинам игрушек мы с детьми практически не ходили, потому проблем с выпрашиванием чего‑либо избежали. Когда они подросли и стали интересоваться игрушками из рекламы или теми, что видели у своих друзей, мы стали заносить их в списки ожидания и покупать на праздники.

В начальной школе на праздники стали дарить подарочные карты в магазины игрушек, а потом деньги. Как ими распоряжаться – дети решают сами. Я могу посоветовать, но окончательный выбор остаётся за ними. Иногда друзья или родные дарят игрушки на свой выбор. Заказываем только в том случае, если напрямую спрашивают, что подарить. Изредка бывают и спонтанные покупки. Наверное, поэтому они доставляют детям большое удовольствие.

Стараемся покупать дорогие и качественные игрушки. Когда дети были маленькими, это было гарантией их безопасности, к тому же их сложнее сломать. Сейчас сыновья на подаренные деньги покупают и дешёвые, однако они быстро ломаются. Дети расстраиваются, но я считаю, что такие ситуации учат их делать выбор.

Дети у меня разные по характеру. Наверное, поэтому я стараюсь не диктовать им, какую игрушку купить: только они сами знают, что сделает их жизнь радостнее. И чем старше они становятся, тем больше свободы в выборе я им даю. Младший сын до сих пор любит собирать лего и играть с солдатиками. А старший уже года три как игрушки не покупает и тратит свои деньги на технику, в том числе игровую – телефон, приставку, компьютер».

Марина Жданова, мама Саши (12 лет) и Сони (5 лет):

«Я всегда старалась покупать полезные, развивающие игрушки, допустим пазлы, раскраски, наборы для творчества. Со временем пришла к выводу, что игрушек должно быть немного, зато качественные. Конечно, родные балуют детей. Дедушка, например, покупает им много одноразовой ерунды. Но если речь идёт о крупном подарке, купить стараемся что‑то нужное. Так, на Новый год бабушка подарила обоим детям по электрической зубной щётке. Вроде это и не совсем игрушки, но дети были в восторге. Такой подарок и полезен, и интересен.

На дорогие игрушки сын собирает деньги и зарабатывает на них хорошими оценками в школе и помощью по дому».


Правила выбора игрушек

1. Игрушки должны соответствовать возрасту ребёнка (куклу, подаренную новорождённой малышке, лучше отложить в шкаф как минимум на год, а двухлеткам ни к чему погремушки).

2. Они должны быть безопасными и качественными (нетоксичность материалов подтверждают сертификаты, а прочность чаще всего гарантируют известные фирмы).

3. Игрушки должны быть исправны (что возможно – ремонтируем, что безнадёжно сломано – выбрасываем без сожалений).

4. Они должны выглядеть реалистично и адекватно. Коровка, например, должна иметь все положенные ей атрибуты, чтобы ребёнок мог отличить её от козочки, и лучше, чтобы выражение мордочки у игрушки было позитивно-радостным. Мёртвая кукла в гробу и сопливый монстр не лучший выбор, так как ребёнок часто ассоциирует себя с игрушечными персонажами и будет считать внешний вид неадекватных игрушек нормой.

Тамара Акиньшина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×