Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 июня 2019,  08:33

Приключения с «шестёркой». За ввоз в Россию старого авто с переселенца требовали 290 тысяч

Как белгородские таможенники сделали мужчину без вины виноватым – в материале «Белгородской правды»

Приключения с «шестёркой». За ввоз в Россию старого авто с переселенца требовали 290 тысяч
  • Статья
  • Статья

Виктор Краснов из Краснодона Луганской области переехал на постоянное жительство в Россию. Здесь получил от государства российское гражданство и паспорт. А от Белгородской таможни – требование заплатить более 290 тысяч рублей таможенных платежей и пени.

Граница без таможни

Гражданин Украины Виктор Краснов 7 июля 2015 года въехал в Россию через Грайворонский таможенный пост на ВАЗ-21061. В таможенной декларации, как и полагается иностранцу, указал, что ввозит автомобиль временно.

Иностранцы вправе ввозить в Россию транспортные средства для личного пользования, но не более чем на один год. В этом случае они освобождаются от таможенных платежей.

Миновал год. И в июле 2016-го таможенники установили, что, судя по документам, Краснов свою «шестёрку» из России не вывез. А значит, «нарушил срок временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства» и теперь по закону обязан заплатить таможенную пошлину.

Начальник Грайворонского таможенного поста направил ему письмо с предложением «предоставить информацию о местонахождении легкового автомобиля ВАЗ-21061». Краснов письмо «получил, однако не счёл возможным на него ответить». После чего таможенная служба 18 июля 2016 года выдала мужчине требование об уплате 290 965 рублей таможенных платежей и пени. Краснов платить отказался. Конфликт тянулся больше двух лет, наконец, Белгородская таможня решила привлечь неплательщика к суду.

Гражданское дело о взыскании с Виктора Краснова в пользу Белгородской таможни названной суммы рассмотрели в феврале 2019 года в Новооскольском районном суде.

«Я вывез машину из России в положенный срок, – заявил на судебном заседании Краснов. – В июле 2016 года поехал на ней на Украину через пункт пропуска в Донецке Ростовской области. А с меня требуют огромные деньги за нарушение, которого я не совершал».

Представитель таможни потребовал у Краснова подтвердить его слова документом с отметкой таможни о вывозе автомобиля из России.

«А где я возьму такой документ? – ответил Виктор Краснов. – Некому было оформить. На пункте пропуска в Донецке таможни нету».

Миллеровская таможня Южного таможенного управления ФТС своим официальным сообщением подтвердила слова Виктора Краснова. Действительно, «на местном пункте пропуска с территории России (Донецк) на территорию Украины (Северный) контроль таможенными органами не предусмотрен в соответствии с соглашением между правительством РФ и Кабинетом министров Украины от 21 апреля 2006 года». Там границу контролирует только пограничная служба ФСБ России.

Однако районный суд всё равно усомнился в правдивости ответчика: Краснов, дескать, не предоставил доказательств вывоза своего автомобиля из России «путём его таможенного декларирования таможенному органу». И удовлетворил иск Белгородской таможни. По решению суда Виктор Краснов обязан был заплатить огромную для его кошелька сумму.

Оставалась последняя надежда – обжаловать это решение в Белгородском областном суде. Виктор Александрович так и сделал.

Вадим Заблоцкий Вадим Заблоцкий

Наказали невиновного

Судебная коллегия по административным делам рассмотрела апелляционную жалобу Виктора Краснова 25 апреля 2019 года и отменила решение суда первой инстанции. Почему?

Оказалось, мужчина имел право вообще не вывозить свой автомобиль из России после годичного срока и не платить таможенные пошлины, поскольку прибыл в нашу страну на постоянное место жительства. Напомним, что Краснов пересёк границу на своей «шестёрке» через Грайворонский таможенный пост 7 июля 2015-го. Но к этому времени он уже имел разрешение на временное проживание в России – этот документ ему выдали ещё 8 октября 2014 года. Через год – 26 октября 2015 года – он получил вид на жительство. А 21 сентября 2017-го стал гражданином РФ.

По мнению судебной коллегии, таможня обязана была проинформировать Краснова о его правах как переселенца в Россию. Однако, как следует из содержания пассажирской таможенной декларации, его лишь уведомили о дате, до которой ему, иностранцу, надлежит вывезти транспортное средство из России.

Готовясь к рассмотрению жалобы, судьи поинтересовались на портале auto.ru стоимостью ВАЗ-21061 1975 года выпуска. Оказалось, что за такую «шестёрку», в зависимости от её технического состояния, продавцы просят от 30 до 80 тыс. рублей. А начисленные Краснову таможенные платежи и пеня в разы превышают стоимость его старенькой машины!

По мнению судебной коллегии, это уже санкция, то есть наказание, которым ограничены права Краснова на освобождение от уплаты таможенных платежей как человека, переселившегося в Россию на постоянное место жительства. Но ведь основанием для всякого привлечения к ответственности может быть лишь опасное для личности, общества или государства деяние. А мужчина ничего подобного не совершил. Выходит, наказали без вины виноватого.

Суд первой инстанции не поверил, что Виктор Краснов выехал из России в июле 2016-го на своей «шестёрке» через пункт пропуска, где нет таможни. А в областном суде оценили этот факт с другой стороны. Краснов не подтвердил документом своё заявление – это так. Но и сама таможня не опровергла доказательствами его заявления.

Таможня, например, могла бы представить суду сведения из ГИБДД, находилась ли «шестёрка» Краснова в России после 7 июля 2016 года. Но даже этого не сделала.

По мнению судебной коллегии, финансовый конфликт с Красновым возник «в том числе в результате бездействия таможенного органа». Решение районного суда отменили и приняли новое: «в удовлетворении административного искового заявления Белгородской таможни к Краснову Виктору Александровичу о взыскании таможенных платежей, пени отказать».

Евгений Филиппов

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×