Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 декабря 2018, 11:36

Демпингом по конкурентам. Как изменился рынок такси в Белгороде

В прошлом году на белгородский рынок перевозок зашли агрегаторы служб такси

Демпингом по конкурентам. Как изменился рынок такси в Белгороде Фото Вадима Заблоцкого
  • Статья

Что изменилось на рынке за год, сбылись ли прогнозы и опасения работников других таксопарков, разбиралась Ирина Дудка.

Прогноз стал реальностью

В октябре 2017 года в «Белгородской правде» вышла статья «Быстро и дёшево. Белгородские таксисты столкнулись с конкуренцией IT-компаний». Таксисты, с которыми тогда беседовал корреспондент, были уверены: от агрегаторов служб такси пострадает и рынок перевозок, и пассажиры.

Первоначально, например, у «Яндекс. Такси» поездки, к радости пассажиров и ужасу таксопарков, были от 49 рублей, остальное водителям доплачивал агрегатор.

«Так они захватывают территорию: год-полтора демпингуют, выживая конкурентов, а потом всё встаёт на круги своя, но конкурентов уже нет», – анонимно поделился тогда представитель одного из белгородских таксопарков.

Спустя год многое из того разговора стало реальностью.

«Таксопарк в Белгороде остался один, остальные упали под «Яндекс», – рассказал этот же человек. – Первое время таксопарки пытались бороться, открыв единый центр приёма заказов, но это ничего не дало. Как я и говорил год назад, «Яндекс» демпингом их убил».

Ни одна компания, которая начала работать с агрегатором, своих правил не устанавливает:

«Пятёрочка» – тоже агрегатор, у неё нет своего таксопарка, а значит – медика и механика. Никто не контролирует, в каком состоянии водитель и машина. Да, на «Яндексе» требуют присылать фото автомобиля раз в 5–10 дней, но, может, водитель послал новую машину соседа, а таксует на своей старой «семёрке». Попробуйте на него пожалуйтесь, куда вы сможете дозвониться?»

Сам себе медик и механик

«Я пришёл в «Яндекс» почти сразу с его появлением, – рассказал на условиях анонимности водитель «Яндекс. Такси». – С таксистами-одиночками они не работают, поэтому я подключился к ним через фирму-«подключалку», сейчас их в Белгороде под сотню, наверное. Первое время за заказы доплачивали, а за каждую заявку я отчислял «Яндексу» 18 %. Машин было немного, и в принципе получалось неплохо. Сейчас машин очень много, рынок насытился, «Яндекс» держит процентов 65 рынка Белгорода».

 

Фото Вадима Заблоцкого

Условия работы сильно поменялись: доплат нет, отчисления с заказа поднялись до 20 %, но прибавьте к этому НДС, плату за использование ПО и услуги диспетчерской, плюс 4 % за подключение таксистов к сервису – и выходит под 30 %. Мне невыгодно брать дешёвые заказы. Но большой плюс «Яндекса» – это свободный график. Я выхожу, когда захочу, обычно в час пик, когда высок спрос и цены.

— А медик, механик?

— Это в таксопарке надо приезжать за машиной, проходить медика, механика. Я работаю в «Яндекс. Такси» на своей машине, сам себе и медик, и механик. Раз в несколько дней отправляю на электронку в «Яндекс» фото автомобиля.

— А как же тормоза, ходовка, рулевые рычаги – никто их не проверяет?

— Как в таксопарке – никто.

Ругань и неразбериха

«Слушайте, а у нас с такси вообще всё плохо в городе стало? Сегодня с Харгоры пусть в час пик 18:00 «Городское такси» – 120 руб. с бесконечным ожиданием; «Яндекс. Такси» – 235 руб. с повышенным спросом. Уехать удалось на «пятёрках» за 100, хоть и с ожиданием 30 минут», – пишет на «Фейсбуке» возмущённая белгородка.

А Ольга столкнулась с неприятностями в «Яндекс. Такси»:

«Я вызвала такси к ресторану «Зима», выбрав в приложении машину комфорт-класса. Приехал быстро, салон чистый, но как только я села, началось такое! Водитель сразу стал возмущаться и хамить, типа нажрутся в ресторанах, а потом вози их, хотя я алкоголь вообще не пью. Поначалу я хотела что‑то возразить, но потом просто испугалась. Мне ехать в сторону Дубового, я одна, кто знает, что у него на уме? Всю дорогу я слушала ругань, боясь, как бы он вообще меня не выкинул из машины. Жаловаться я не стала, потому что – куда? У него даже номера были не белгородские».

А моя коллега рассказала такой случай:

«Я звонила в диспетчерскую такси «Позитив» – приехала машина с логотипом «Яндекса», а когда водитель включил таксометр, я услышала: «Вас приветствует такси «Салют». Кто меня вёз, я так и не поняла. Без проблем доехала, но задумалась: а вдруг бы ДТП?»

 

Фото Вадима Заблоцкого

Управление Роспотребнадзора по Белгородской области с 5 по 19 ноября провело горячую линию жалоб на такси. Позвонили 55 человек. Жаловались на грязный салон, грубость водителей, на то, что водители не выдают чек или квитанцию о поездке, хотя обязаны это делать. Во многих машинах нет информации о перевозчике. Была жалоба на то, что водитель приехал, но, заподозрив, что пассажир навеселе, отказался его везти. Один человек спросил, можно ли как‑то вернуть забытые в машине вещи.

Дальше будет хуже

Такое мнение высказал водитель белгородского таксопарка.

«За последний год пассажиропоток у нас упал на 15–20 %. На количество заказов влияет много факторов: цена, погода, день зарплаты, каникулы. Когда потребность в такси небольшая, цена у агрегаторов автоматически опускается, система сама убирает повышающий коэффициент. Как только повышенный спрос – цена автоматически вырастает на 70–100 рублей. А в нашем таксопарке цены не меняются в зависимости от спроса, проезд дорожает только на Новый год и в метель. Если этого не делать, никто из водителей просто не будет работать.

Свободных машин в парке полно, водители увольняются, уходят в тот же «Яндекс», снова возвращаются. Руководство пытается удержаться на плаву: машины переводят на газ, обновляют парк автомобилей. Но это всё большие затраты, установить газовое оборудование на один автомобиль – 70 тыс. рублей, новая «реношка» стоит больше 500 тыс. рублей. А с января подорожает бензин, поднимется НДС, значит, цены на поездки вырастут. Не знаю, сколько ещё мы сможем продержаться».

Все таксисты, с которыми я разговаривала, едины во мнении: рынок перенасыщен, заработков, какие были года два-три назад, уже нет.

В 2012 году Госдума рассмотрела поправки в закон о такси. В них была норма об ограничении количества лицензий: выдали на город условно 5 тыс. лицензий, а остальных желающих – в лист ожидания, но про норму как‑то забыли. Агрегаторам невыгодны какие‑либо ограничения.

 

Фото Вадима Заблоцкого

В том же федеральном законе предусмотрены штрафы для таксистов за отсутствие лицензии. Но чтобы проверять лицензии, нужны представители сразу трёх организаций: ГИБДД – чтобы останавливать машины, ОБЭП – он борется с незаконным предпринимательством, и Упрдора, у которого полномочия эти лицензии выдавать и проверять.

А в Белгородской области выдали уже больше 11 тыс. лицензий на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси.

Таксисту, работающему без лицензии, грозит штраф 50 тыс. рублей, а если он индивидуальный предприниматель – то 100 тыс. рублей. Для юрлиц штраф – 400 тыс. рублей.

За отсутствие шашечек на бортах и оранжевого фонаря «Такси» на крыше штраф с водителя – 3 тыс. рублей, с должностных лиц – 10 тыс. рублей и 50 тыс. рублей с юридических лиц (ст. 11.14.1 КоАП РФ).

Водитель обязан по требованию пассажира предъявить лицензию. Если её нет, а водитель везёт пассажиров, то штраф – 5 тыс. рублей (ст. 12.3 п.2.1 КоАП РФ).

За отказ выдать чек или квитанцию штраф – 1 тыс. рублей с водителя, 10 тыс. – с должностного лица и 30 тыс. – с юрлица (ст. 11.14.1 КоАП РФ).

За перевозку без заключения письменного договора фрахтования транспортного средства штраф 5 тыс. рублей с водителя, 50 тыс. рублей с должностного лица и 200 тыс. рублей с юридического лица (ст. 11.14.2 КоАП РФ).


Важно

С 1 декабря 2017 года «Яндекс. Такси» начал страховать жизнь и здоровье водителей и пассажиров на время поездки. Программа страхования работает во всех российских регионах присутствия сервиса. Максимальная сумма компенсации для одного человека – 2 млн рублей.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×