Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 декабря 2017, 17:42
 Анна Морозова 5732

Стеклянная валюта. Куда девать ненужные бутылки

В Белгородской области собираются возродить пункты по приёму стеклотары от населения

Стеклянная валюта. Куда девать ненужные бутылки Фото с itravel.livejournal.com
  • Анна Морозова
  • Статья

Современному подростку трудно поверить в то, что ещё 30 лет назад совсем не маргиналы, а вполне себе приличные люди начинали выходной с визита в пункт приёма стеклотары. Это было неплохим подспорьем: например, за сданные 25 бутылок можно было получить 5 рублей. Их хватило бы на то, чтобы сходить большой компанией в кино и поесть мороженое или с девушкой в ресторан.

Всё потому, что в советскую эпоху цены на приём стеклопосуды были относительно высокими: так, в начале 1980-х годов пустая пол-литровая пивная бутылка стоила 20 копеек, а полная в магазине – около 30. Тара из‑под молока – по 20 копеек за литр. Можно было принести две пустые бутылки и получить полную. В среде «ценителей» красного креплёного высшим пилотажем считалось выпить столько вина, чтобы на выручку от сданной тары можно было купить новую бутылку. Это называлось «вторая производная».

Отношение советского человека к стеклотаре запечатлел даже кинематограф. Главный герой «Операции «Ы» и других приключений Шурика» после обеда на стройке долго полощет бутылку из‑под кефира, а затем бережно ставит её – в мусор такое добро не выбрасывали. Школьники тарой зарабатывали на карманные расходы, старики обеспечивали себе прибавку к пенсии.

Стабильность – в банке

Года шли, цены росли с геометрической прогрессией, а стоимость бэушной бутылки оставалась на том же уровне. Возиться с ними стало невыгодно. Постепенно народная тропа к пунктам приёма стеклотары начала зарастать, а клиентура сменила свой лик с аккуратных пенсионеров на приверженцев винно-водочной диеты. Да и те быстро сообразили, что в тренде алюминиевые банки: они легче и оплачиваются дороже.

Эпоху пережили разве что трёхлитровые банки: в сельскохозяйственном регионе, таком как наш, ими особенно дорожат.

«Да в сезон их с руками отрывают по 30–40 рэ за штуку! – авторитетно рассказывает пенсионерка Марина Афанасьевна. – Я сама консервы накручу, потом продаю. Каждый раз новую тару покупать дорого – приходится собирать её по всем родственникам».

Со временем оборотную тару перестали использовать практически во всей стране. Пункты приёма повально закрывались из‑за невыгодных условий аренды, а специальные ящики для транспортировки тары благополучно исчезли вместе с развалом Союза. Но кое‑где по регионам ещё встречаются объявления о приёме стеклотары по довольно скромным расценкам: от 40 копеек до 5 рублей.

 

Разлив молока по бутылкам на производстве.
Разлив молока по бутылкам на производстве.
Фото Юрия Коренько

Бутылке – крышка?

Интернет предлагает с десяток компаний, принимающих в Белгороде стекло на утилизацию. Мы обзвонили их все, но ни в одном не соблазнились предложением принять бутылки.

«Это стало нерентабельным в последние десять лет, – пояснила диспетчер одного из предприятий. – Современные технологии пивных и лимонадных заводов построены на том, чтобы использовать свежую, уникальную тару. Они часто меняют дизайн не только этикеток, но и бутылок, чтобы избежать контрафакта. Потому сейчас выгоднее закупать стеклобой у специализированных компаний, чем наладить оборот вторичной стеклотары, содержать сеть приёма. К слову, в последнее время звонков с просьбой принять стеклотару стало больше».

В другой компании обрисовали ещё одну проблему: в первоначальном виде бутылки сплавить трудно. Потребуется нанимать сотрудников, чтобы бить их на специальном полигоне, искать перевозчиков и проч. А фирмы, занимающиеся стеклобоем, не готовы платить высокую цену, потому как им тоже придётся поднимать цену на свою продукцию. Особенно остро этот вопрос стоит для предприятий общепита.

«Пока вопрос с утилизацией не решён, нам проще вынести использованную посуду к мусорному контейнеру, чем заключать договоры с компаниями и нести дополнительные расходы», – отмечает Андрей Ивлев, владелец кафе в Белгородском районе.

Браку – бой

В департаменте жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области нам пояснили: пункты приёма стеклотары в регионе не работают из‑за отсутствия в области мощностей по переработке этого вида отходов. Ближайшие стеклозаводы находятся в Воронежской и Липецкой областях.

«Даже когда завод работал, мы не принимали бутылки от населения, – пояснил экс-инженер бывшего белгородского аналогичного предприятия Михаил Лемякин. – Предпочитали закупать уже готовый стеклобой у специализированных компаний, который потом использовали в производстве. По технологии на расплавку боя требуется меньше энергии, а значит, это выгоднее».

Экономные англичане подсчитали, что переработка всего двух старых бутылок экономит энергию, достаточную, чтобы вскипятить воду на пять чашек чая. К тому же в отличие от производства новой тары здесь не понадобятся никакие свежие природные ресурсы (кварцевый песок, технологический мел, сода и проч.). По статистике, в составе каждой произведённой в нашей стране стеклянной бутылки – не менее 20 % вторичного сырья. Откуда же его берут предприятия по стеклобою, если пункты приёма давно закрылись?

«Как ни странно, на заводах, – утверждает Михаил. – Например, если выпущенная бутылка некоторое время постояла на солнце, у неё нарушается параметр водостойкости в результате воздействия ультрафиолетовых лучей. Это брак. Такой бракованный товар продают фурами. Его и пускают в бой».

 

Фото с сайта lrytas.lt

Расставят по пунктам

По мнению специалиста, использовать бутылки повторно перестали из соображений безопасности.

«Отмыть бутылку не проблема, но отследить на ней малейшие сколы почти невозможно. Это представляет опасность не только для продукции, но и для здоровья потребителя», – уверен Михаил Лемякин.

Существуют и другие нюансы. Как правило, в пункты приёма люди приносили всё подряд: и цветные, и тёмные, и прозрачные бутылки. Значит, кто‑то должен их сортировать. Причём не только по цвету, но и по химсоставу, что гораздо сложнее: ведь на глаз его не определишь. А в стеклобойных компаниях, как правило, есть специальная сортировочная техника. Потому различные пивоваренные, лимонадные и прочие заводы предпочитают работать с ними, а не с населением.

В Белгородской области в настоящий момент стеклотара и стеклобой размещаются на полигонах твёрдых коммунальных отходов. Но не всё так плохо. В департаменте ЖКХ нас заверили, что в ближайшее время по региону вновь установят пункты приёма стеклотары. Правда, несколько другого формата. Разработанная департаментом концепция предполагает, что они будут двух типов: стационарные (для установки в густонаселённых районах) и мобильные (для сбора в районах индивидуальной жилой застройки).

«В настоящее время прорабатывается вопрос дальнейшей утилизации стеклотары из этих пунктов», – отметили в департаменте.

Конечно, советского размаха в обороте вторсырья нам вряд ли удастся достичь. Но если сделать сдачу стеклотары вновь массовой, то вполне возможно удешевить для каждого из нас продукцию в бутылках.

А как у них?

Выброшенное на помойку стекло не разлагается и может лежать в земле тысячелетиями. В то время как это полностью перерабатываемый ресурс, который в мире используют для производства стекловаты, керамической сантехники и многого другого. В Европе сегодня перерабатывают до 70 % стекла, попавшего в мусор. Лидеры по работе с таким вторсырьём – Дания, Швеция, Швейцария. Здесь чётко отлажена инфраструктура раздельного сбора. А население привыкло сортировать и сдавать отходы вне зависимости от своего материального положения и статуса. Для этого власти устанавливают специальные автоматы (фандоматы), принимающие стеклосырьё за небольшое вознаграждение.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×