Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 февраля 2017, 10:19
 Олег Гончаренко 3779

Последний полёт. Как мурманские поисковики помогли белгородцу найти его деда

Последний полёт. Как мурманские поисковики помогли белгородцу найти его деда Фото из личного архива Даниила Колегаева
  • Олег Гончаренко
  • Статья

Когда в начале ХХ века в семье ваших предков было 19 детей, лишь равнодушный не заинтересуется их судьбой. Если же человек увлечён краеведением – ему тем более не избежать пристального внимания к своей родословной.

Белгородцу Даниилу Колегаеву – основателю онлайн-проекта «Белгородика» – на днях поиск принёс очередные плоды.

Спустя 74 года

«Удивительная история произошла со мной недавно, – рассказывает Даниил Колегаев. – Примерно полгода назад я искал в Сети информацию, которой мне не хватало, о своём прадеде Вениамине Яковлевиче Колегаеве. И наткнулся на публикацию в Facebook о лётчике Александре Колегаеве. Даже не знаю, почему я не обратил должного внимания на эту публикацию, просто «лайкнул» и сделал закладку, чтобы когда‑нибудь посмотреть ещё раз. Прошло время, и в личные сообщения в Facebook мне написал Виктор Рыбьяков, участник сообщества «Прерванный полёт».

Состоялся такой диалог:

Виктор: Здравствуйте! Вы поставили «лайк» под публикацией, где рассказывалось об установке памятного знака лейтенанту Колегаеву. Это случайно не ваш родственник?

Даниил: Возможно. Дело в том, что в семье Колегаевых в начале века было 19 детей. Нужно сверять по архивным документам и метрикам. Все они жили в слободе Савино. Вот есть архивное фото 1937 года, на котором вся семья. Вероятно, что на этом фото есть и Александр. Пятый справа в верхнем ряду военный очень похож на Александра.

Виктор: Александр на этой фотографии не может быть в военной форме. В 1940 году он только закончил десять классов. По документам, которыми располагаю, он родился в Белгороде. Отец Колегаева Александра Семёновича, Семён Яковлевич, проживал по адресу: Белгород, ул. Калинина, 22.

Даниил: Мой прадед – Вениамин Яковлевич, а дом по ул. Калинина, 22 – это дом семьи Колегаевых до 1989 года (тогда его снесли). Получается, что Александр приходится племянником моему прадеду. По данным метрических записей, действительно есть Александр Колегаев, родившийся в 1921 году. Вот это да!

Так Даниил Колегаев нашёл ещё одного своего деда. Благодаря парням из сообщества «Прерванный полёт» – поисковикам из Мурманской области Владимиру Чернышову, Константину Титаренко, Альберту Ничипоруку, Сергею Дубровину и Виктору Рыбьякову.

Семья Колегаевых, 1937 год.
Семья Колегаевых, 1937 год.
Фото из личного архива Даниила Колегаева

Два «Киттихаука»

«В небо навечно ушедшие» – так называлась статья, опубликованная в газете «Западная Лица» 9 октября 2009 года. Её автор – руководитель поисковой группы «Икар», полковник юстиции в запасе Валерий Чернышов. Недалеко от Заозёрска Мурманской области поисковики нашли место падения самолётов Героя Советского Союза гвардии капитана Алексея Хлобыстова и его ведомого гвардии младшего лейтенанта Александра Колегаева. Они не вернулись с боевого задания 13 декабря 1943 года.

Обломки самолёта, упавшего на склон покрытой мхом сопки, показал один из местных жителей. Фрагменты стоек шасси, бронеспинка и другие характерные детали не оставляли сомнений в том, что перед ними был истребитель Р-40 «Киттихаук», поставлявшийся в СССР в годы Великой Отечественной войны по ленд-лизу из США.

По данным журнала учёта потерь материальной части 20-го гвардейского истребительного авиаполка, заводской номер 1167 на найденных деталях принадлежал «Киттихауку» Колегаева. Невдалеке были обломки с номером 1134 – гвардии капитана Хлобыстова.

Сегодня на месте гибели советских лётчиков установлены памятные знаки. А в истории белгородской семьи Колегаевых заполнена ещё одна белая страница.

  • Памятный знак, установленный на месте гибели лётчиков.

  • Памятный знак, установленный на месте гибели лётчиков.

Наблюдали падение самолёта

Судя по выписке из журнала боевых действий 20-го гвардейского истребительного авиаполка, 13 декабря 1943 года «Киттихауки» Хлобыстова и Колегаева вылетели на свободную охоту. Донесение об этом гласит:

«В 11:13 гвардии капитан Хлобыстов в паре с гвардии младшим лейтенантом Колегаевым вылетели с аэродрома Мурмаши. Над аэродромом была установлена радиосвязь с КП полка, после чего два Р-40 легли на курс в западном направлении. Больше данных о действиях самолётов по радио не получали.

По докладу командования наземных войск после пролёта наших самолётов на территории противника в районе высоты 105,3 был слышен большой силы взрыв, после наблюдали падение горящего самолёта. Предположительно ведущий гвардии капитан Хлобыстов пулемётным огнём взорвал склад боеприпасов и сам подорвался на взрывной волне или, будучи подбит и сам ранен, направил свой самолёт на склад и взорвал его, а сам погиб, ведомый гв. младший лейтенант Колегаев был сбит зенитным огнём».

С детства

«Исследованием своей родословной я занимаюсь с детства, но достиг не так много, как хотелось бы, – рассказывает Даниил Колегаев. – Этому нужно уделять много времени: работа в архивах с документами, обработка и анализ информации. Много непонятных, сомнительных моментов. Например, в метрической книге храма, который находился там, где сейчас стоят высотки на углу ул. Вокзальной и Белгородского проспекта, мой прадед Вениамин, 1909 г. р., и ещё двое его братьев записаны как Кулегаевы, через «у», хотя его отец ранее записан через «о». Это повод копнуть в отношении Ивана Кулегаева, преподавателя Учительского института, автора известного «Путеводителя по Белгороду» 1911 года выпуска. И таких примеров масса».



Справка. Кёртисс P-40 (Curtiss P-40) – американский истребитель времён Второй мировой войны, разработанный корпорацией «Кёртисс-Райт». В СССР, куда по ленд-лизу были переданы 2 243 самолёта, известен под названием «Киттихаук». В Красной армии «Киттихаук» считался средней машиной: лучше, чем И-15, И-16 и «Харрикейн», однако хуже, чем Р-39, «Лавочкины» или «Яки». Пилоты называли «Киттихаук» чудом безмоторной авиации – двигатель самолёта не был рассчитан на суровые климатические условия (на севере было дислоцировано большинство Р-40) и часто давал сбои.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×