— Куб не земли, а чернозёма, – поправляет Бузиашвили. – История вопроса такова. В конце XIX века на Всемирную выставку в Париж привезли куб чернозёма как эталон плодородной земли. На туристическом форуме, который проходил в Воронеже в начале 2016 года, участники подняли эту тему и обсуждали, что можно было бы сделать эту плодородную почву сувениром. Но за прошедший год никто из регионов идею так и не реализовал. Белгородская область решила взять бразды правления в свои руки, и к декабрю мы выпустили пробную партию сувениров, всего около 30 штук, чтобы подарить нашим гостям из других городов и презентовать сам куб.
— Гостям понравился сувенир?
— Да, отзывы положительные. Геннадий Шаталов(глава наблюдательного совета Национальной ассоциации специалистов событийного туризма (НАСТ), председатель правления воронежского PR-агентства ФРОС Region PR, которое проводит национальную премию в области событийного туризма Russian Event Awards – прим. ред.) заметил, что в Воронеже такую идею обсуждают с 1990-х годов, а мы сделали. В принципе, эту идею мог взять и Курск, и Липецк, и Тамбов, но если мы лидеры по сельскому хозяйству в стране, то почему бы нам не сделать чернозём нашим брендом?
— Кто придумал идею с чернозёмом?
— Услышал её я, а внешний вид разрабатывали с местными мастерами-умельцами. Мы коллективно решили преподнести её как белгородский сувенир. Из Израиля привозят святую землю, святую воду – надеемся, что со временем чернозём станет брендом области. Пусть будет брендом и мел, можно и руду сделать, ведь в области богатейшие месторождения. Париж ассоциируется с Эйфелевой башней, Лондон – с Тауэрским мостом, Нью-Йорк – со статуей Свободы. Мы такими архитектурными символами не обладаем, но у нас есть земля, на которой мы всё выращиваем, строим, которая нас кормит.
— Известна ли стоимость сувенира и когда он поступит в продажу?
— Сейчас департамент экономического развития прорабатывает, где куб можно будет продавать и по какой цене. Сроки пока не называются. Предстоит большая работа по его продвижению. Не исключаю, что сувенир будет видоизменяться: для почётных гостей сделаем посолиднее, может быть большего размера, в подарочной коробке, и подумаем, как обыграть его для обычного туриста. Бренд из ничего не получается, нужно вкладывать много сил, времени, средств, раскручивать его посредством событийных мероприятий. Поэтому приглашаем всех бизнесменов к сотрудничеству в продвижении.
Справка. Куб чернозёма на Всемирную выставку в Париже в 1889 году привезли из местности, которая сейчас находится на территории Воронежской области. Каждая грань этого земляного монолита была в сажень (чуть больше 2 м).
Чернозём был в числе прочих почв, коллекцию которых прислал Василий Докучаев – геолог и почвовед, основоположник школы почвоведения и географии почв. Сам учёный так описывал чернозём:
«О слоях земли нет цифр, какими можно было бы оценить силу и мощь нашего русского чернозёма. Он был, есть и будет кормильцем России… Он для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд; в нём – вековечное, неистощимое русское богатство!»
После окончания выставки куб земли перевезли в парижский университет – Сорбонну. Во время студенческих беспорядков в 1968 году объект разломали. Небольшой кусочек того природного, не тронутого плугом чернозёма есть сейчас в Национальном агрономическом институте Франции.