Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 февраля 2016, 10:45
 Сергей Шевченко 3056

Подсели на колёса

«ОнОнас» о том, как радиоуправляемые модели побеждают в войне машин

Подсели на колёса Участникам хватает адреналина. Фото Вадима Заблоцкого
  • Сергей Шевченко
  • Статья

За бортом минус 17. Морозное воскресное утро, которое большинство из нас предпочло бы провести в тепле за чашкой кофе. На окраине села Весёлая Лопань припарковано более десятка авто. На площадке рядом виднеется компания из 20–25 мужчин. Будешь проезжать мимо, постараешься не задерживаться: мало ли?.. Ну что могут несколько десятков мужиков делать в крепкий мороз на окраине села? Бандиты, не иначе.

Истину выдаёт мечта. В буквальном смысле. За спинами этих людей – самая большая мечта любого мальчишки, начиная лет с пяти уж точно: узнаваемые по «морде» брутальные красавцы Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser и другие внедорожники-бестселлеры.

Рядом – самая настоящая трасса для трофи-триала с огромными валунами, мостами, брёвнами, по которым только настоящая машина для мужика может проехать. Та самая детская мечта, которая с пяти лет, – уж давайте будем честными! – так никуда и не делась. Она просто уменьшилась в десять раз по сравнению с настоящими внедорожниками. Игрушки? Ни в коем случае! Между игрушками и моделями ставить знак равенства запрещено – могут побить вполне реально, без скидок на масштабы. Это всё равно что моряку сказать, что он плавает, а не ходит по морю.

Эта компания уехала за пару десятков километров от Белгорода, чтобы провести второй этап по трофи-триалу среди радиоуправляемых моделей автомобилей. Так они выбираются за город каждые две недели, причём целыми семьями, по принципу «что мне снег, что мне зной» – заезды состоятся при любой погоде. Участвуют и дети, и очень даже взрослые мужики за 30 и даже за 50. Эдакое барбекю выходного дня с соревновательной программой.

В Весёлой Лопани построили семь спецучастков – шесть на улице и ещё один – в огромном крытом гараже, где обустроено и место для чаепития. Здесь отогреваются замёрзшие участники и модели авто, заезжающие сюда оттаять после морозных покатушек.

  • Модели внедорожников перед началом соревнований.

  • На фото и видео с таких гонок немногие могут отличить модели от настоящих машин.

Проходить спецучастки надо по правилам обычного трофи-триала. Помогать своим экипажам можно только уменьшенными до масштаба авто лебёдками, лопатками, сэнд-траками и т. д. Никаких вмешательств в ручном режиме. Это даже не футбол, и руки Бога в этих соревнованиях быть не может.

Например, чтобы вылезти из ямы, приходится проявлять ровно те же навыки, что и при аналогичной ситуации за рулём реального внедорожника. Случаи бывают по-настоящему эпичные – о том, что это просто модели, забываешь секунд через десять после старта.

Дополнительные баллы в трофи-триале присуждаются за копийность – миниатюрный автомобиль должен быть максимально приближен к оригиналу. На видео с таких гонок многие не могут отличить модели от полноразмерных настоящих машин. К слову, те модели, что подороже, имеют лицензированный кузов.

Это значит, что производитель настоящего большого авто дал своё добро на создание полной копии автомобиля и выпуск модели под официальной маркой. В таких машинах дотошно воспроизводят мельчайшие детали. Даже топорики и вёдра к кузову подцеплены.

 

  • В машинах дотошно воспроизводят мельчайшие детали: даже топорики и вёдра к кузову подцеплены.

  • Здесь всё устроено как на настоящих авто: подвеска, мосты, колёса.

Некоторые умельцы предпочитают сами создавать копии моделей, создавая кузов из ПВХ. Для этого они достают чертежи кузова настоящего авто, масштабируют его (например, 1:10), распечатывают на бумаге, а затем переводят на пластик. В склейке кузова самый трудоёмкий процесс – доводка всех форм кузова, так как необходимо соблюсти все пропорции.

В белгородском сообществе автомоделистов уже троим удалось воссоздать модели кузова с нуля. По большому счёту можно создать уменьшенную копию любого авто. Рукотворные экземпляры при должном подходе просто потрясают воображение зрителей и даже вызывают стойкое желание тут же их приобрести. Однако хозяева, как правило, своё чадо продавать отказываются.

Организатор соревнований Сергей Тимакин говорит, что по прошествии четырёх этапов проводят награждение. Победителям в качестве призов достаются запчасти, колёса, а иногда и новый автомобиль.

На этапы приезжают и гонщики из соседних областей – для них окунуться в подобную атмосферу как в отпуск съездить. Для фанатов автомодельного спорта такие соревнования превратились в полноценный семейный отдых, поскольку всё это совмещается с выездами в лес, в полевые условия. Помимо турниров по трофи-триалу, в Белгороде проводят соревнования по дрифту, кольцевым гонкам и в других классах моделей.

 

  • Когда на фоне миниатюрного внедорожника появляется человек, всё становится на свои места.

  • Юный пилот со своим внедорожником в масштабе 1:10.

Профессионально занимаясь радиоуправляемыми моделями, Сергей Тимакин открыл в Белгороде магазин «RC-актив», где продаёт модели, а также проводит мастер-классы и пробные заезды для детей. Здесь есть не только миниатюрные автомобили, но и модели парусных яхт, скоростных катеров, боевых кораблей, самолётов, вертолётов и военной техники.

Цены на модели авто начинаются от нескольких тысяч рублей, однако качественная спортивная модель в масштабе 1:10 или более крупные экземпляры обойдутся в несколько десятков тысяч. Их производят в Китае, Японии и США. Почти все модели могут быть как с электродвигателем, так и с двигателем внутреннего сгорания, который заправляют либо нитрометаном, либо обычным автомобильным бензином.

«Здесь всё как в настоящем автомобиле, – поясняет Сергей Тимакин. – С определёнными промежутками проводится техническое обслуживание. У моделей всё считается в баках. Через 20–30 баков смотрим сцепление, затем чистим карбюратор, обслуживаем подшипники. В каждой модели есть лист ТО, в котором фиксируется, через сколько баков и что конкретно нужно делать. Там и замена воздушных и масляных фильтров – словом, всё, к чему привыкли обычные автомобилисты».

Существуют автомобили как для хобби, так и для спортивных соревнований. В каждом масштабе есть свои подклассы: монстры и траки, шорт-корсы, модели для дрифта, кольцевых гонок, багги и ралли, краулеры и трофи.

В спортивных классах основными материалами для моделей являются карбон и алюминий, способные выдержать совсем недетские нагрузки. Например, модель для шоссейных гонок способна разогнаться до 200 км/ч и выше. Большинство же моделей, в том числе в классе «трофи», разгоняются до 70–100 км/ч.

 

  • Помогать своим экипажам можно только уменьшенными до масштаба авто лебёдками и лопатками.

  • В гонках участвуют и дети, и очень даже взрослые мужики за 30.

Сергей Тимакин говорит, что если для взрослого человека гонки являются отдушиной (а занимаются этим люди и достаточно почтенного возраста), то дети после таких турниров начинают интересоваться техникой, записываются в кружки, продолжают заниматься автомодельным спортом и даже выходят на уровень чемпионата России.

В кружки берут детей от девяти лет, которые уже могут осознанно работать с техникой. Как правило, ребёнку покупают кит-набор, из которого собирается основа автомобиля. Отдельно покупают электронику. А затем наступает этап покраски кузова, который подчёркивает индивидуальность каждого авто.

«Мы отвлекаем детей от компьютеров, и у нас это получается. Они с ранних лет приучаются к моделированию и уже не только могут гвоздь забить, но и знают устройство автомобиля, потому что в моделях всё то же самое, только в уменьшенном виде. Кружки есть разные. Дети занимаются в Центре детского технического творчества. Я знаю ситуацию, стараюсь поддерживать техникой, ведь у них там с финансированием очень тяжело. У нас любят говорить, что вокруг одни менеджеры и на заводах некому работать. А ведь технические специалисты рождаются именно здесь. Это и хобби, и развлечение, и полезное занятие. Своих денег оно точно стоит», – заключает Тимакин.

 

Внедорожник с самодельным кузовом преодолевает снежный тоннель.
Внедорожник с самодельным кузовом преодолевает снежный тоннель.
Фото Вадима Заблоцкого

Сколько бы ни стоила модель, это всегда покупка счастья. Есть такие секреты, о которых все знают, но молчат. Один из них заключён в том, что все, кто покупает модели автомобилей, самолётов и кораблей детям, на самом деле покупают их для себя. Потому что детские мечты не умирают.


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×