Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 сентября 2015, 18:15
 Евгений Филиппов 8057

Школа на вечные времена

Купец Дмитрий Кромский построил здание, в котором по его завещанию более ста лет учатся корочанцы

Школа на вечные времена Корочанская средняя школа имени Д. К. Кромского. Фото из архива школы
  • Евгений Филиппов
  • Статья

Корреспондент «Белгородских известий» отправился в одну из старейших школ области.

«Обратите внимание на лестницу, – посоветовала мне Лариса Создана, директор Корочанской средней школы имени Д. К. Кромского. – Несмотря на множество реконструкций, она сохранилась в первозданном виде».

Лестница как лестница, подумал я. Широкая, светлая, отделана плиткой. В общем, ничего особенного.

«Заметьте, что шаг ступенек здесь не такой, как у обычных лестниц, – будто прочла мои мысли Лариса Николаевна. – Расстояние между ступеньками подобрано так, чтобы ученицы гимназии не портили походку и не нарушали осанку».

И действительно. Я будто не шагал по ступеням, а плыл на эскалаторе. Так легко идти по старинной лестнице. Наверное, поэтому я и не заметил, как мы поднялись на третий этаж отреставрированного здания некогда женской гимназии.

Гимназия имени Дмитрия Кромского в 1913 году.
Гимназия имени Дмитрия Кромского в 1913 году.
Из архива школы

Разница – только в цвете

Выглядит третий этаж 107-летнего здания вполне современно. Широкий коридор, плазменные панели, диваны, электронные часы… Но что-то неуловимо напоминало о более чем вековой истории помещений.

«Реставраторы не только сохранили фасад здания, им удалось сохранить и окна того времени», – подсказала Лариса Николаевна.

Вот, оказывается, в чём застыла история. В этих огромных арочных проёмах, захвативших своими стёклами два школьных этажа.

«Моя прабабушка закончила эту гимназию, – говорит руководитель школьного музея Наталья Гладких. – Она знала два иностранных языка, а после выпуска преподавала в начальной школе села Поповка. Пешком туда каждый день из Корочи ходила. А зимой, чтобы дети не мёрзли, приносила с собой вязанку дров».

На стенах освещённого старинными окнами просторного школьного фойе висят фотографии здания. С одной стороны – чёрно-белая 1913 года, а напротив – уже современная, цветная. И разница между ними только в цвете.

«К сожалению, мы ещё не сформировали музейную экспозицию, – сетует Гладких. – Но можем показать уникальный экспонат нашей будущей выставки – фотоальбом вековой давности с подлинными фотографиями гимназисток и преподавателей женской гимназии Кромского».

На толстых картонных листах альбома застыла история. С пожелтевших фотокарточек на меня смотрели десятки улыбающихся гимназисток и их серьёзные преподаватели.

«Когда-то в гимназии работала учительница биологии, а после её смерти сын решил продать родительский дом, – заметила Лариса Николаевна. – Стал он разбирать в сарае вещи, нашёл этот фотоальбом и понёс его в местный краеведческий музей. На наше счастье, в тот день в музее был выходной, и молодой человек принёс эту бесценную находку нам».

  • Вид на школу со стороны стадиона.

  • Директор школы Лариса Создана: «В этом альбоме собраны фотографии  гимназисток и преподавателей женской гимназии Кромского».

  • Реставраторы сохранили арочные оконные проёмы.

Купец и меценат

Жизнь Дмитрия Константиновича Кромского была связана с двумя городами – Харьковом и Корочей, его малой родиной.

В Харькове купец первой гильдии Кромский (в некоторых современных изданиях фамилию начали ошибочно писать Кромской) владел кондитерской фабрикой, где делали пастилу, пряники, халву, варенье и шоколадные конфеты. Он, кстати, одним из первых стал выпускать желе, которое продавал в небольших жестяных коробочках ярко-бордового цвета с золотистыми буквами фамилии и вензелем владельца.

А в Короче Дмитрий Кромский числился купцом второй гильдии и был почётным гражданином города. Здесь жила его сестра.

«…Дмитрий Константинович пожертвовал городу капитал в 7 тысяч 600 рублей с тем, чтобы проценты с него ежегодно выдавались в качестве пособия пяти лицам женского пола городского сословия, преимущественно бедным и престарелым. Кроме этого, Дмитрий Кромский изъявил желание ежегодно жертвовать по такой сумме, пока общая сумма пожертвования не достигнет 50 тысяч рублей», – рассказывает курский историк В. В. Потапов в книге «Короча: события и люди».

  • Дмитрий Константинович Кромский.

  • Обёртка от шоколада, выпущенного торговым домом Кромского

Шесть условий Кромского

В 1892 году тогда ещё прогимназия арендовала за 550 рублей в год дом купца Якова Чеботарёва – отца городского головы Николая Чеботарёва. Это было неудобно, да и, по всей видимости, накладно. Поэтому городская дума приняла решение о постройке отдельного дома, но с отсрочкой до 1897 года по причине отсутствия средств. В итоге гимназию временно перевели в городской общественный дом. В 1903 году она была преобразована в полную гимназию, и квартирный вопрос стал ещё острее. Требовалось не менее 100 тысяч рублей, которых в кассе городского общественного управления не было.

Вот тут-то Дмитрий Кромский и предложил свои услуги. Под строительство здания женской гимназии в центральной нагорной части Корочи он выделил свою усадьбу с фруктовым садом площадью более 2 га и 10 тысяч рублей наличными. Но этим его вклад не ограничился.

В 1904 году на заседании городской думы Кромский заявил, что готов осуществить заветное желание корочанцев иметь в собственном здании полную восьмиклассную женскую гимназию. Однако поставил перед городскими властями ряд условий: представленный им план здания гимназии должен быть утверждён без переделок или замены на другой; под помещение для гимназии отводятся второй и третий этажи, а нижний этаж, состоящий из десяти больших комнат, предназначается для ремесленного училища (пять комнат для девочек и пять – для мальчиков).

Кроме того, меценат потребовал, чтобы усадьба и постройки на вечные времена служили учебным целям для города Корочи и ни в коем случае их назначение не изменялось; женская гимназия должна быть названа именем Кромского, а церковь при ней – в честь великомученика Димитрия Солунского.

У дверей стоял швейцар

Строили здание с 1905 по 1908 год. Все материалы, кроме местного красного жжёного кирпича, доставляли из Курска, Харькова и Смоленска. Предварительная смета строительства составила 150 тысяч рублей.

При закладке фундамента Дмитрий Кромский присутствовал лично и повелел по старому обычаю для прочности здания под каждый угол положить по 10 золотых рублей.

На строительство гимназии пригласили 50 столяров. На стройке использовали кирпичи только высшего качества, а проверяли их так: сбрасывали с 16-метровой высоты, и если он не разбивался, то его брали для кладки. Толщина стен, кстати, 93 см.

У парадных дверей гимназии стоял швейцар. В гимназии было восемь классов: семь основных, а восьмой – дополнительный, с педагогическим уклоном. Обучение было платным.

26 января 1908 года император Николай II удовлетворил ходатайство городской думы о присвоении гимназии имени почётного гражданина города, и она стала называться: «Корочанская женская имени Д. К. Кромского гимназия».

23 октября 1908 года инженер Курского губернского земства Р. И. Мюльгаупт писал в Корочанскую городскую управу:

«На основании осмотра нового здания женской гимназии в городе Короче, произведённого мною 20 октября сего года, сим удостоверяю, что здание это построено во всём согласно проекту, утверждённого губернским правлением, и в строительном отношении не угрожает опасностью для жизни учащихся».

20 ноября 1908 года городскому голове Т. И. Морозову разрешили начать занятия в новом здании. К сожалению, Дмитрий Кромский так и не увидел открытия. Он умер за полтора года до этого события.

А улица, на которую выходит фасад гимназии, называлась в то время Кромской. Имя мецената носил и колодец в его усадьбе, переданной для строительства учебного заведения.

«В конце октября был день рождения Дмитрия Константиновича Кромского. В этот день из Харькова присылали каждой гимназистке по 400 граммов конфет. У меня была стипендия Кромского, благодаря которой я смогла окончить гимназию. Кроме гимназии, на средства Дмитрия Кромского была создана и богадельня для престарелых и обездоленных людей. Всем бедным, неимущим горожанам из его денежного фонда ежемесячно выдавалось по 6 рублей каждому, а 6 рублей в то время значили немало», – вспоминала Ольга Пережогина, окончившая гимназию в 1915 году.

Реставрация старинного здания гимназии в 2014 году.
Реставрация старинного здания гимназии в 2014 году.
Фото Михаила Койнова со страницы http://mkoinov.livejournal.com/78265.html

Народной стройкой

«В 1918 году женскую и мужскую гимназии объединили в одну школу-девятилетку и присвоили ей имя Фридриха Энгельса, – рассказывает Лариса Создана. – Было в школе несколько комнат и три зала, в одном из которых в 1923 году разместился политический клуб. Здесь проводили массовые политические мероприятия, собрания и городские митинги. В 1929 году школу преобразовали в десятилетку с культурно-просветительным уклоном».

В первый год Великой Отечественной войны в здании школы расположились наш госпиталь и курсы медсестёр. А в 1942-м в школе обосновался немецкий госпиталь. В том же году школу сожгли, и от неё осталась лишь каменная коробка.

«После войны школьники учились в шести зданиях, разбросанных по всему городу, – говорит Лариса Николаевна. – Но в 1958 году здание решили восстановить, однако денег катастрофически не хватало. Тогда жители Корочи сами, методом народной стройки, восстановили сгоревшее здание. И меньше чем через год обновлённая школа приняла первых учеников».

В конце 1990-х во дворе старинного здания, которое уже не могло вместить всех учащихся, да и начало ветшать, построили новое – на 660 мест. А в 2002-м уже аварийный дом Кромского закрыли на реставрацию.

«Ремонт, на который потребовалось 122 млн рублей, начали лишь через десять лет, – рассказывает Лариса Николаевна. – Но 1 сентября нынешнего года наши ученики вошли в новое здание старинной школы. И нам есть чем гордиться. Во всех кабинетах автоматизированные рабочие места учителя, два кабинета физики и кабинет химии оснащены современным лабораторным оборудованием, есть слесарная, столярная и швейная мастерские, кабинеты информатики укомплектованы компьютерами. Кроме того, в нашей школе семь интерактивных досок и даже 3D-принтер, на котором ребята учатся моделировать».

Прозвенел звонок с урока, и школьные коридоры наполнились детскими голосами, а на удобных диванах сразу не оказалось свободных мест.

«Ребята, а какие у вас впечатления от здания?» – поинтересовался я у девушки и парня, беседовавших в сторонке от шумных одноклассников.

Яна и Олег – так представились мне ребята. Они восьмиклассники.

«У нас шикарная школа, – ответил Олег. – Интерактивные доски, проекторы, классные компьютеры и удобные парты. А ещё комфортно отдыхать на переменках между уроками. Развалишься порой на диване в коридоре – уходить не хочется».

«А мне нравятся приятный цвет коридоров и удобная мебель в классах, – добавила Яна. – В старой школе из-за стульев постоянно рвались колготки, а в новой всё нормально».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×