Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 июля 2014, 14:33
 Екатерина Шаронова, Вадим Заблоцкий, Валерий Михайлов (музыка) 3507

Екатерина Туркина в проекте «СТИХиЯ»

Екатерина Туркина в проекте «СТИХиЯ»
  • Екатерина Шаронова, Вадим Заблоцкий, Валерий Михайлов (музыка)
  • Видео
  • СТИХиЯ

Белгородская поэтесса Екатерина Туркина читает стихотворение собственного сочинения «Птица Гамаюн».

Екатерина Туркина в проекте «СТИХиЯ»2014-07-11T14:33:48+04:00True

 

Впервые в «СТИХиИ» мы представляем не только чтеца, но и автора. И впервые в рамках проекта соприкасаемся с тонкостями авторского чтения.

– Многим авторское чтение кажется монотонным. В то время как актёрское считают более ярким и образным. Екатерина, Ваше мнение?

– Манера чтения профессиональных артистов, безусловно, отличается от авторской. Актриса театра и кино Алла Демидова как-то рассуждала по этому поводу… Актёрский стиль разнообразнее благодаря интонационному мастерству и тембральной игре. Совершенно согласна. Однако авторское исполнение ни с чем нельзя сравнить: меня завораживает надрыв Ники Турбиной, очаровывает полётность голоса Беллы Ахмадулиной. Актёр в любом случае отстранён – и даже в совершенстве владея системой Станиславского, он всё равно не войдёт в шкуру поэта или прозаика. С другой стороны, без разнообразия артистических прочтений невозможно существование произведения, которое действительно ценно и стоит того, чтобы его читали, слушали, несли сквозь время.

Поэты говорят, первая строчка – от Бога. Вторая рождается из неё, каждая последующая – из предыдущей, они объединены общей музыкой. Для гармонии стиха, чтобы из отдельных строк возникло целое, поэт внутренне проговаривает их, настраиваясь на особую музыкальную волну, единый ритм. Понимание этого творческого механизма пришло после знакомства с записками о природе поэзии Марины Цветаевой. Автор помнит то настроение, то переживание, тот нерв, которые наполняли его во время написания стихотворения. То неуловимое – первозданное ощущение.

– Получается, что автор во время чтения своих стихов не может абстрагироваться от этого опыта?

– Может, но в редких случаях. Но тогда это становится игрой – искусством сродни искусственности, поскольку и музыка, и настроение стиха будут иными – ситуационными, а не аутентичными.

– Интересно, что первый Ваш поэтический цикл назван «СТИХиЯ». Почему выбрано именно такое название?

– Для меня стало открытием, что в слове «стихия» на уровне словесной игры живут СТИХИ и возможность Я слиться со стихией поэтического мира. Стихия – божественное вдохновение. И если входишь в неё, начинаешь чувственно и умозрительно понимать, какие слова и в какие строки могут объединиться, чтобы отразить твоё состояние и восприятие мира. По сути, поэт создаёт свою стихию, пытаясь ею управлять. Только стихия неуправляема, скорее, наоборот. И в этом противоречии – борьбе и единстве – рождается творчество.

В проекте «СТИХиЯ» звучит стихотворение Екатерины «Птица Гамаюн» (2013). Образ вещей птицы в женском облике пришёл к нам из славянской мифологии. Посланница бога Велеса, его глашатай, Гамаюн распевает божественные гимны, предвещая будущее. О небесном и земном, о богах и героях, о людях и зверях, других живых существах – птица сосредотачивает в себе все знания мира, о которых гамаюнит, которыми баюкает.

Этот образ породил множество культурных интерпретаций. Екатерину же вдохновила картина «Гамаюн, птица вещая» (1895) Виктора Васнецова, прославленного русского мастера исторической и фольклорной живописи:

«Когда-то образ Гамаюн вызвал во мне ассоциации с чем-то абсолютно неосязаемым, мистическим, какой-то невесомой сказкой. Из этих предощущений сложилась атмосфера будущего стихотворения. В нём – мои субъективное восприятие картины Васнецова и попытка осмысления вечного образа».

Екатерина Туркина рассказала обозревателю «Белгородских известий» о творчестве, признании, конкурсах и читателях. 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×