Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 января 2015, 11:10
 Тамара Акиньшина 3740

Упор на безопасность

«Белгородские известия» продолжают разбираться в ситуации с пассажирскими перевозками

Упор на безопасность
  • Тамара Акиньшина
  • Статья

Тебе шашечки или ехать?

Именно этим вызывающим девизом до недавнего времени руководствовались некоторые из водителей маршруток, курсирующих по Белгороду. «Ехать! Ехать!!!» – отзывались особо спешащие горожане. И глотали, не разжёвывая, рваную езду на раздолбанных пазиках и «Газелях», громкий шансон по радио, грязные полы и окна, пыльные шторы в автобусе. Летом – невыносимую духоту, зимой – холод из-за неработающих печек. Даже откровенное хамство водителям прощалось. Главное – добраться до места назначения вовремя.

Но существует и другая категория пассажиров: им тоже нужно доехать, но и «шашечки» – качество услуг, предоставляемых перевозчиками, – небезразличны. В соцсетях кипят страсти. Люди жалуются, негодуют.

«В чёрный список маршрутное такси р 821 уо, маршрут 120. 7 января, время – около 12 дня, мороз на улице – 20 градусов. В автобусе радиаторы отопления ледяные, водитель всю дорогу разговаривает по телефону, и так холодно в салоне, ещё и двери забывает закрыть. Зачем нам такой сервис?» – написала недавно одна из недовольных пассажирок.

Спустя неделю под записью появился ответ перевозчика предприятия «Белкомтранс» – о том, что автобус снят с маршрута из-за неоднократных нарушений его водителем трудовой дисциплины. В компании нам подтвердили: с недобросовестными водителями не церемонятся, после нескольких жалоб расторгают трудовой договор. Исходя из этого, можно сделать вывод, что перевозчик репутацией своей дорожит.

Да и нельзя сейчас по-другому: предприятие летом прошлого года вместе с ещё двумя компаниями – «Городской пассажирский транспорт» и «Автомиг» – выиграло конкурс на пассажирские перевозки в Белгороде и теперь просто обязано и обновить автопарк, и повысить качество обслуживания пассажиров.

Процесс пошёл

«Вы уже наверняка заметили появление на улицах города новых автобусов. Частными перевозчиками в настоящее время произведена замена 107 автобусов ПАЗ на новые – МАЗ, ЛиАЗ, «Марко Поло», «Форд», – говорит первый заместитель главы администрации Белгорода Константин Полежаев.

Пример частным перевозчикам подал город: в 2013 году в муниципальную собственность были приобретены 105 новых современных и вместительных автобусов и 20 троллейбусов. Но на этом дело не закончится. В 2015 году замена подвижного состава будет продолжаться. Директор ООО «Белкомтранс» Павел Орлов подтвердил: до конца года у них запланирована покупка ещё 290 новых автобусов. А общее количество заменённых единиц техники предприятия будет равняться 410.

«Новое – значит лучшее?» – задались мы вопросом и пошли пытать водителей. Особенно нас интересовали те, кто раньше ездил на старых автобусах и троллейбусах.

Анатолий Шубный водит троллейбусы более 30 лет. Он пришёл в городское троллейбусное управление после армии. Водил старые ЗиУ-9, «гармошку» (ЗиУ-10), потом Тролза, и вот уже второй год как пересел на новенький Витовт – троллейбус белорусского производства, один из тех 20, купленных городом.

«Для пассажиров этот троллейбус гораздо удобнее. Особенно для людей преклонного возраста. Он низкопольный, в нём нет ступенек на входе. Кроме того, тут предусмотрено место для инвалидного кресла и детской коляски, есть откидной пандус для их заезда в транспорт, – подтвердил Анатолий Иванович. – Да вот, сами посмотрите, как это выглядит».

С этими словами водитель откинул пандус – действительно, очень удобно. Коляску – хоть инвалидную, хоть детскую – будет легко закатить в троллейбус, ничего не надо поднимать и на руках затаскивать. По вместимости «Витовт» – почти как три ПАЗа: 29 сидячих мест, 75 стоячих, отдельное место для инвалидной коляски. Да и ездит новый троллейбус гораздо ровнее старых, нет резких рывков от подачи электричества – умная электронная начинка троллейбуса их сглаживает

Водитель Виктор Шумов в пассажирских перевозках тоже далеко не новичок. Общий водительский стаж – 25 лет, из них 15 ездил по маршруту № 5. Несколько лет водил ПАЗ по найму, потом купил собственный. А восемь месяцев назад сменил его на новый «Марко Поло» и ездит на нём по маршруту №12. Автобусом в целом доволен.

«Сцепление здесь мягче, тормоза дисковые – они лучше, система ABS обеспечивает дополнительную безопасность пассажиров при экстренном торможении. Дорогу «Марко Поло» держит хорошо, несмотря на то что уже и выше ПАЗа, практически не замечает небольшие препятствия на дороге вроде «лежачих полицейских». А на ПАЗе тормоза барабанные, они хуже дисковых».

К словам водителя можно добавить, что внутри «Марко Поло» отделан композитным материалом, который при аварии не ломается на острые детали. Это тоже идёт в плюс к безопасности. У автобуса имеется система нейтрализации отработанных газов – это к вопросу об экологичности транспорта. Ну и современный дизайн радует глаз. Не говоря уже о том, что и вместимость у «Марко Поло» побольше чем у того же ПАЗа.

Круговое движение: жалоба – проверка – представление

А как в Белгороде обстоят дела с аварийностью на пассажирском транспорте? Этот вопрос мы адресовали заместителю начальника УГИБДД УМВД России по Белгородской области Олегу Толстому.

Он озвучил статистику: в прошлом, 2014 году в нашей области произошло 56 ДТП с участием автобусов. Почти пятая часть из них – 11 – пришлась на долю Белгорода. Вроде бы не такая большая цифра, пока Олег Владимирович не уточнил, что в данном случае речь идёт только о тех происшествиях, в которых виновны водители автобусов. Имели место и столкновения, и наезды на пешеходов, и падения пассажиров. В итоге один человек погиб и ещё 11 – были ранены. Погибшая – пожилая женщина. 20 февраля 2014 года рано утром на пешеходном переходе в районе перекрёстка Садовая-Мичурина её сбил автобус ПАЗ. И хотя поворачивал он на разрешающий сигнал светофора, преимущество водитель должен был предоставить переходящему дорогу пешеходу. Но не предоставил.

Конечно, происшествия с транспортом, перевозящим пассажиров, часто оказываются на слуху, имеют общественный резонанс. Поэтому, по словам Олега Толстого, здесь контроль за соблюдением правил дорожного движения особенно строг.

Всего к административной ответственности в Белгороде в прошлом году привлекли более трёх тысяч водителей (в общем по области – 5 142). В почти четырёх десятках случаев автобусами управляли нетрезвые водители, в том числе и в областном центре. Счёт случаев управления автобусами с техническими неисправностями, в том числе серьёзными – рулевого управления и тормозной системы, – идёт на десятки.

«Мы получаем жалобы и заявления от граждан по поводу возможной технической неисправности транспорта, на котором они ехали. На конечной остановке маршрута такие автобусы проверяются инспектором технического надзора. Если при проверке выявляются неисправности рулевого управления, тормозов, автобус задерживается и на маршрут не выходит – до устранения причин. Ещё могут быть не в порядке водительские документы, подделывают путевой лист или отметку о медосвидетельствовании. Конечно, если поступает сигнал о том, что некий водитель автобуса предположительно пьян или проехал на красный свет светофора – инспекторы остановят и проверят его по возможности раньше, не дожидаясь приезда на конечную».

В прошлом году областная ГИБДД направила несколько представлений руководителям предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, по фактам нарушения правил дорожного движения их водителями. Естественно, когда речь шла уже не о единичных случаях этих самых нарушений. Оттуда ответили, что представления рассмотрены, водители-нарушители наказаны. Однако ситуация по-прежнему далека от идеала. Статистика статистикой, но многие горожане ездят на тех же маршрутках и сами могут сделать выводы.

Рабочая группа – на выезд!

С середины прошлого года, однако, ситуация стала налаживаться. Большую роль в этом сыграла специально созданная администрацией города рабочая группа по осуществлению контроля за работой пассажирского транспорта. Мобильные группы в составе сотрудников Госавтоинспекции, Госавтонадзора и транспортного отдела городской администрации выявляли и снимали с маршрутов автобусы с серьёзными техническими неисправностями. Зачастую это оказывались транспортные средства так называемых «серых» перевозчиков, которые не участвовали в конкурсе на право перевозки пассажиров, проведённом администрацией города в июле. Проверки показали серьёзные результаты: из 455 осмотренных автобусов 170 не соответствовали требованиям конкурса, а значит, могли представлять угрозу для безопасности пассажиров.

По самому больному

В последнее время, впрочем, характер жалоб на городских перевозчиков и водителей в местных соцсетях изменился. Теперь в основном жалуются уже на то, что автобусы ходят редко и нерегулярно.

«Белгородские известия» дважды за последнее время поднимали тему о проблемах с пассажирскими перевозками в областном центре. На этот раз за разъяснениями мы обратились к первому заместителю главы администрации Белгорода Константину Полежаеву.

В первую очередь поинтересовались, планируется ли 100-процентное обновление автопарка автобусов.

«Предприятия, с которыми по итогам конкурса на право осуществления пассажирских перевозок заключены договоры, предоставили графики замены транспортных средств на новые, оснащённые двигателями класса Евро-4 или работающие на газомоторном топливе. В соответствии с ними замена подвижного состава будет проведена до конца 1-го квартала 2015 года», – отметил Константин Алексеевич.

Ещё одна городская проблема – движение автобусов по расписанию. Но и она, по словам Константина Полежаева, будет со временем решена. Первым шагом стала как раз деятельность рабочей группы, которая отслеживала лишний, незаконный транспорт, ездивший по придуманным самостоятельно маршрутам и создававший хаос в движении и расписании общественного транспорта.

«По итогам исследования и рекомендаций научно-исследовательского института Бел-НИИПградостроительства уже оптимизирована маршрутная сеть: изменились начальные пункты отправления дачных маршрутов, исключили движение автобусов по троллейбусным маршрутам № 1, 4, 5, 7 и 8. Таким образом, сейчас общая маршрутная сеть Белгорода с пригородами состоит из 98 автобусных, в числе которых 12 сезонных, и 11 троллейбусных маршрутов», – подчеркнул Константин Алексеевич.

Оптимизация маршрутной сети – это, увы, не панацея. Соблюдению графика движения автобусов в большей степени мешают пробки, особенно в часы пик. Водитель троллейбуса Анатолий Шубный, с которым мы беседовали, упомянул, что хорошо бы в городе выделить для общественного транспорта свою полосу, но тут же обречённо махнул рукой: обязательно найдутся лихачи на авто, которые очень спешат и будут выезжать на неё.

Конечно, когда будет более-менее налажен график движения автобусов, на остановках появятся стационарные информационные табло с расписанием. По словам вице-мэра, они будут установлены к середине 2015 года.

И самый, пожалуй, больной вопрос сейчас связан с интервалами движения автобусов одного маршрута.

«Специалисты департамента городского хозяйства обрабатывают все сообщения с жалобами на большие интервалы движения. Но тут тоже нужно разбираться в каждом конкретном случае. Если люди привыкли, что раньше они не стояли на остановках и каждые 2–3 минуты, ещё и обгоняя друг друга, приезжали маршрутки, то смириться с тем, что интервал составляет 7–10 минут, может, и нелегко. Но порядок должен быть порядком. Мы будем добиваться того, чтобы если заявлен интервал в 10 минут, то он по факту и составлял бы 10 минут», – прокомментировал Константин Алексеевич.

Что в итоге

По городу с пригородом сегодня ездит около 650 единиц транспорта ежедневно. Это 147 автобусов большой вместимости, 398 – средней и 17 – малой, а также 81 троллейбус.

Два крупнейших белгородских перевозчика – ООО «Белкомтранс» и МУП «Городской пассажирский транспорт» – каждый день выпускают на линию первый около 350 единиц подвижного состава, второй – около 115 автобусов и 50 троллейбусов.

Три года назад, до начала работы по оптимизации маршрутной сети, пассажирского транспорта на улицах города было больше. Но его качество в большинстве своём оставляло желать лучшего. Постепенно город полностью отказался от маловместительных и неудобных «Газелей», вместо 133 ПАЗов со сроком эксплуатации больше 10 лет были куплены новые, гораздо более удобные, современные и экологичные автобусы. Количеством пришлось пожертвовать в угоду качеству. Сейчас горожанам надо просто набраться терпения. Власти обещают, что переходный период в создании цивилизованной системы пассажирских перевозок скоро закончится. И тогда пассажиры смогут в полной мере оценить удобство нововведений в сфере маршрутных перевозок.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×