Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 января 2015, 15:50
 Владимир Абросимов 3743

Пассажирский передел

В сегодняшнем номере «Белгородских известий» статья о том, как в Белгороде бывшие серые перевозчики пытаются развязать информационную войну

Пассажирский передел Фото Вадима Заблоцкого
  • Владимир Абросимов
  • Статья

Примерно так можно оценить действия некоторых компаний, до недавнего времени работавших в сфере городского общественного транспорта. С лета прошлого областной центр просто лихорадит от громких высказываний, митингов и пресс-конференций, организуемых компанией «Таксопарк». Именно она является инициатором широкой информационной кампании по «отстаиванию интересов бизнеса».

О первопричинах конфликта мы уже рассказывали в материале «О маршрутах и маршрутчиках», вышедшем на сайте «БелПресса» 25 декабря прошлого года. Однако события, произошедшие в канун Нового года, опять заставляют возвращаться к этой теме. Этими событиями стали рабочее совещание в мэрии и пресс-конференция бывших перевозчиков.

Информационная война

Конфликт бывшие перевозчики пытаются преподнести как противостояние предпринимателей и чиновников, в очередной раз пытающихся закошмарить здоровую деловую инициативу. Однако на самом деле всё намного проще: компания «Таксопарк» не хочет работать по новым условиям, предложенным мэрией.

Летом прошлого года в Белгороде администрация провела новый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок. Но, к огромному удивлению всех, «Таксопарк» и его дочерние предприятия в конкурсе участия не приняли. Потому и маршрутов никаких не получили. Из коммерческих перевозчиков в конкурсе участвовали две компании: «Белкомтранс» и «Автомиг». Они и получили 76 и 9 маршрутов соответственно. Ещё 26 маршрутов осталось за муниципальным унитарным предприятием «Городской пассажирский транспорт».

Тем не менее владельцы автобусов, не принявших участие в конкурсе, самовольно стали выезжать на маршруты и забирать хлеб у законопослушных предпринимателей. В итоге, чтобы не допустить конфронтации, в Белгороде создали специальную рабочую группу, куда вошли представители администрации и правоохранительных структур. Группа ежедневно контролирует деятельность перевозчиков и выявила 170 (!) автобусов, не соответствующих требованиям конкурса на право осуществления пассажирских перевозок, но находящихся на линиях.

Тянуть дальше некуда

Реформа в транспортной сфере назревала давно. Мэр Белгорода Сергей Боженов объяснил главную причину:

«На протяжении многих лет в городе сложилась ситуация, при которой пассажирские перевозки просто не устраивали население города. И вы прекрасно помните, что у нас транспортных средств было больше, чем нужно. Приезжали четыре-пять автобусов и стояли в ожидании пассажиров. Выстраивались пробки. Начинались гонки. Плюс был целый ряд вопросов, связанных с обслуживанием пассажиров и состоянием технических парков».

Потому ещё в 2011 году в Белгороде был разработан и поэтапно реализуется проект по модернизации пассажирских перевозок. Сюда входит постепенная замена старых автобусов на комфортабельные новые. И обязательно приличный вид водителя. И оптимизация маршрутов, чтобы исключить гонки и пробки на остановках. Многое уже сделали: разработаны условия для коммерческих перевозчиков. Обновили парк муниципальных автобусов и троллейбусов. Пригласили специалистов, которые рассчитали оптимальное количество маршрутов и автобусов для нашего города. Провели конкурс среди перевозчиков. Следующим шагом должен был стать комплекс мер по приведению в порядок расписания движения пассажирского транспорта. Однако нелегальные перевозчики, не принявшие участие в конкурсе, но выехавшие на маршруты, поставили под угрозу планомерную работу по модернизации системы пассажирских перевозок.

Не совсем рабочее совещание

30 декабря мэр Белгорода провёл заседание рабочей группы по вопросу пассажирских перевозок. На заседание мэрия пригласила не только недовольных и теперь уже бывших перевозчиков, но и журналистов, подчёркивая, что властям скрывать нечего. При этом присутствие перевозчиков объяснил лично мэр, заверив, что власти хотят наладить диалог с недовольными предпринимателями и готовы к нему. А также готовы идти навстречу всем не попавшим на новые маршруты и работать с каждым по трудоустройству.

Но в итоге заседание чуть не сорвали. Представители «Таксопарка» стали задавать провокационные вопросы, заявлять о том, что конкурс незаконен, и спорить о юридических тонкостях. На заявление представителя прокуратуры о том, что прокуратура Белгорода проверила условия конкурса и никаких нарушений законодательства не выявила, бывшие перевозчики не отреагировали. Как не реагировали и на слова юристов, пытаясь доказать свою позицию. Прения прекратил Сергей Боженов, заявив, что администрация действовала чётко в рамках закона и если бывших перевозчиков не убеждает в этом прокуратура и суд, который компания «Таксопарк» проиграла, то они могут жаловаться в вышестоящие инстанции.

Почти балаган

В таком же русле прошла и пресс-конференция «Таксопарка», состоявшаяся в тот же день. Всем представителям СМИ бывшие перевозчики объявили, что пригласили на мероприятие представителей администрации, однако, как оказалось, никто из мэрии приглашён не был. Тем не менее мэр сам практически напросился на мероприятие и заявил, что готов ответить на любые, даже самые острые вопросы. Сергей Боженов действительно приехал, и, по-моему, только его приезд и не дал пресс-конференции превратиться в балаган.

Во-первых, в зал набилось очень много непонятного народа, который выкрикивал с места, недовольно гудел и спокойно перемещался по залу. Во-вторых, вместо режима «вопрос-ответ», что и подразумевает пресс-конференция, организаторы вдруг вывели человека преклонных лет, который с надрывом 20 минут рассказывал о том, что у его сына незаконно забрали автобус. На просьбы журналистов всё-таки начать пресс-конференцию и ответить на вопросы, которых накопилось немало, либо не обращали внимания, либо говорили: чуть позже! В итоге оказалось, что сын пожилого белгородца занимался перевозками незаконно, так как его компания участия в конкурсе не принимала и права на маршрутные перевозки в Белгороде не имела. А что касается вопросов изъятия автобусов – тут дедушке посоветовали обращаться в правоохранительные органы и суд, ибо только они могут решить, насколько законно либо незаконно действовали представители администрации.

В рамках закона

Через 20 минут мы всё- таки сумели задать первый вопрос: «Почему представители «Таксопарка» не участвовали в конкурсе?»

Бывшие перевозчики ответили, что считают конкурс, объявленный мэрией, незаконным, а его условия кабальными. Тем не менее ещё два года назад они заявились на такой же конкурс, выиграли его и всё считали законным. При этом мэр Белгорода чётко объяснил позицию администрации:

«Конкурс разработан и проведён в рамках действующего законодательства. В Федеральном законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прописано, что организация транспортного обслуживания населения возложена на органы местной власти. Также вышел Закон Белгородской области № 80 «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области», который расставил всё по местам. Наши юристы действовали в рамках этих законодательных актов».

Получается, что если и можно предъявлять какие-то претензии городским властям, то уж никак не в излишней жёсткости. Наоборот – возможно, стоило изначально обратить большее внимание на автобусы на газонах, гонки маршруток на белгородских улицах и далёкую от идеала культуру ряда водителей.

Фальсификации?

Если убрать эмоции, то в сухом остатке следующее. «Таксопарк» и его дочерние компании не посчитали нужным участвовать в конкурсе. При этом бывшие маршрутчики, возглавляемые «Таксопарком», незаконно выехали на маршруты. Провоцировали конфликты. На диалог не шли и заявляли о том, что будут ездить, где хотят. Когда городские власти стали жёстко реагировать, пытаясь пресечь беззаконие, перевозчики стали обращаться во все инстанции. Дошли до Москвы. Устраивали митинги и пресс-конференции и всеми способами пытались привлечь к себе внимание.

Но в этой ситуации меня больше всего интересуют два вопроса, которые я так и не успел задать представителям «Таксопарка». Один из них мы уже озвучивали в прошлой статье: каким образом организатором митинга была заявлена женщина, которая к митингу никакого отношения не имеет? И вопрос второй, не менее интересный. Как оказалось, ООО «Таксопарк» зарегистрировано в посёлке Разумное, и именно там должны были проходить предрейсовые и послерейсовые технические осмотры транспортных средств и медицинское освидетельствование водителей. Однако по адресу, указанному в регистрации, находится частный дом, и потому выполнять всё это физически не представляется возможным.

Мало того! Хозяин дома никакого отношения к «Таксопарку» не имеет и о компании такой услышал только от контролирующих органов, нагрянувших вдруг к нему с проверкой. Два факта, очень похожих на фальсификацию, – уже явно не совпадение или ошибка. Мы надеемся, что правоохранительные органы найдут объяснение столь невероятным событиям…

Приоритет – безопасность

Развёрнутая бывшими перевозчиками информационная война всколыхнула всю область. Тем не менее заместитель руководителя администрации губернатора области – секретарь Совета безопасности области Сергей Литвинов твёрдо уверен, что администрация Белгорода сделала то, что и должна была сделать.

«Особо подчеркну: это не конфликт власти и бизнеса, – отметил Сергей Александрович. – Администрация города выполняет свою работу по обеспечению главного приоритета  – безопасности белгородцев, действовать здесь нужно чётко и безотлагательно. И бизнес в этой сфере должен строиться на основе законности и безопасности, а не на принципах «урвать и ухватить».

Печальнее всего, по мнению секретаря регионального Совбеза, что в заложниках оказались простые водители, которые поверили недобросовестным работодателям. Сегодня они жалуются на власть, но со временем осознают, кто оказался истинным виновником сложившейся ситуации. Что же касается дальнейшей перспективы, то попавшие в паутину серых перевозок водители получат возможность трудоустройства.

«Надеюсь, что 2015 год станет в нашей области годом безопасности на транспорте, – сказал Сергей Литвинов. – Началось последовательное обновление автобусного парка. Приходят новые перевозчики, которые хотят и умеют работать честно. Мы живём в одном из лучших регионов России, и сфера общественного транспорта у нас тоже должна быть соответствующей. Главное – к решению этой задачи мы приступили».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×