Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 ноября 2014, 16:51
 Ольга Муштаева 1603

Я – джентльмен

Как сербская спортивная игра принесла белгородской учительнице физкультуры престижную награду

Я – джентльмен Наталья Поклад. Фото Вадима Заблоцкого
  • Ольга Муштаева

С завершившегося в Болгарии ІХ Европейского конгресса FIEP, в котором приняла участие и делегация из России, Наталья Поклад, учитель физической культуры 43-й школы Белгорода вернулась не только с дипломами об участии и методическими пособиями, но и с «Наградой Тулина».

Эту международную награду в номинации «Молодой исследователь» она получала за внедрение сербской спортивной игры яджент, которая только начинает набирать обороты в нашем регионе.

Белгородцам на конгрессе не было равных. Почётной награды удостоили и заслуженного тренера России, декана факультета физической культуры Белгородского госуниверситета Игоря Никулина. Его, воспитавшего немало чемпионов России и мира, отметили в номинации «Награда за выдающиеся заслуги в подготовке спортсменов высшего уровня». Впервые россияне получили подобные награды, причём сразу в обеих из существующих номинаций.

Но об Игоре Никулине мы расскажем позже, а пока вернёмся к нашей героине.

Я бы в тренеры пошла...

Окончив школу, Наташа решила попробовать себя в спорте. Вот только не совсем типичном для девушек. Манил её футбол, потому, невзирая на причитания «не женское это дело», пришла в женский футбольный клуб «Виктория», что в Белгороде.

«Футбол мне всегда казался необычной, интересной игрой. Несмотря на кажущуюся простоту, в нём больше, чем в любом другом виде спорта, нужно думать. Нельзя бездумно отдавать передачу, пас, от них может зависеть исход игры. Плюс это командная игра, а это – особый дух, единство, дружба...» – говорит Наталья.

Прозанимавшись полгода, поняла: спортивная стезя ей подойдёт. Спустя годы говорит: «Не прогадала!». 19 лет учительству уже посвятила и ещё не меньше планирует. Желание стать тренером, желательно – по футболу, привело её в педагогический колледж, а после – прямиком в 41-ю школу. Так сказать, в родные стены: ведь именно на базе этой школы и базировался женский футбольный клуб. Говорит, так и «понеслась» её работа на учительском поприще: тренировки, подготовки к соревнованиям... И вот 2010 год – переход в 43-ю школу и знакомство с яджентом, внедрение и практическое применение которого принесло ей международное признание на конгрессе. Представленный постер о сербской игре не оставил никого равнодушным.

Три джокера и королева

Игру яджент изобрёл профессор технической школы сербского города Темерин Янко Павлис ещё в 1986 году. Он долго размышлял: «Какую бы игру придумать, чтобы мальчики и девочки могли играть в неё вместе?». Не один год вынашивая идею игры, всё же придумал: на обычной волейбольной площадке будут играть команды в составе 12-14 человек (три джокера, королева и игровые пары – мальчик-девочка, защищающие друг друга от бросков игроков). Условия просты: волейбольным мячом игроки будут выбивать своих соперников. При этом юноши стремятся попасть в юношей, а девушки – в девушек. Выиграет та команда, которая выбьет большее количество игроков.

Своё творение, чем-то напоминающее русского выбивного, назвал яджентом – производное от словосочетания «я джентльмен». Немудрено: ведь игра требует от её участников благородного, тактичного отношения друг к другу.

Об этой игре узнали в России, и вслед за первопроходцами – Нижним Новгородом и Зеленоградом – она пришла в Белгород. Было это в 2009 году. А спустя год сербский профессор приехал с визитом в Белгород и провёл тренинг в 43-й школе. В том же году воодушевлённая увиденным Наталья Поклад решила: «Будет наша школа играть в яджент!».

Фото Вадима Заблоцкого

Играют все

Игра покорила детей сразу своей подвижностью, а педагог отметила ещё эмоциональную и физическую составляющие. Игра включает фактически все основные естественные движения человека – ходьбу, бег, прыжки, метание предметов. Пользы от неё не перечесть: улучшается работа мышц, головного мозга, ведь нужно быстро думать и принимать решения, развивается быстрота реакции, ловкость, скоростно-силовые качества, выносливость, внимание... А главное – не только развивает физически, но и сближает детей.

«Класс становится дружнее, отношения между девчонками и мальчишками улучшаются: они учатся оберегать друг друга», – отмечает Наталья Поклад.

Теперь на уроке физической культуры, когда предлагают поиграть в яджент, сидящих на скамейке не увидишь. Даже самые скептически относящиеся к играм и освобождённые от занятий подходят и просят поиграть.

«Все дети совершенно разные. Одни любят играть, другие – нет. Но так получается, что на яджент выходят все. Игра эмоциональная, поэтому увлекает школьников», – говорит Наталья Ивановна.

Сейчас в их школе в основном в яджент играет седьмой класс: в нём примерно одинаковое количество девчонок и мальчишек, потому команды сформировать проще. Но со временем планируют задействовать и другие классы: если тем более что возраст игроков не ограничен. По словам Натальи Поклад, игра всем возрастам покорна: если позволяет здоровье, и до 70 лет играть можно. Ведь в ней – движение, оно же – жизнь.

Все – в Белгород!

Четвёртый год педагог познаёт тонкости яджента. Советует начинать применять элементы игры с первого класса. Получится всеми любимая игра снайпер. А вот класса с третьего можно предлагать игру уже в традиционном виде, когда дети смогут понять её нюансы. Но так как в ядженте их немало, то Наталья Поклад разработала программу, которая поможет педагогам области включить игру в вариативную часть уроков физической культуры или использовать на факультативных занятиях. Этот вопрос весьма актуален, ведь в 2015 году в Белгороде впервые планируется провести международный турнир по ядженту.

Пригласят на него всех участников международной яджент-ассоциации: Сербию, Венгрию, Словакию, Румынию. Кто представит Белгородчину, станет известно позже. Главное, есть из кого выбрать. На сегодняшний день в яджент помимо 43-й школы постоянно играют ещё в пяти школах, четыре из них – средняя школа № 3 Строителя, Гостищевская, Томаровская и Алексеевская школы Яковлевского района – участвуют в педагогическом эксперименте «Теоретико-методическое обоснование применения спортивной игры яджент в общеобразовательных учреждениях в условиях Белгородской области» (2012-2016 гг.), и ещё один активист – Дубовская средняя школа Белгородского района с углублённым изучением отдельных предметов.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×