Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 апреля 2014, 17:49
 Ольга Муштаева 3923

Белгородцы осваивают авторскую игру сербского профессора

Янко Павлис назвал своё творение яджентом – от словосочетания «я джентльмен»

Белгородцы осваивают авторскую игру сербского профессора Фото Михаила Малыхина
  • Ольга Муштаева
  • Статья

Авторская игра яджент профессора технической школы сербского города Темерин Янко Павлиса предназначена для уроков физкультуры. Юноши и девушки играют в неё одновременно.

История создания

Игра яджент уже применяется в образовательных учреждениях Сербии, Словакии, Венгрии, Румынии. Янко Павлис придумал её в 1986 году, когда работал учителем физкультуры и задумался над игрой, в которую мальчики и девочки смогут играть вместе.

«Это не просто вызывает интерес у обеих сторон, но и дисциплинирует игроков, помогает наладить отношения, учит с уважением относиться друг к другу», – пояснил профессор Янко Павлис.

Не один год он вынашивал идею игры. Придумал: на обычной волейбольной площадке будут играть команды в составе 12–14 человек (три джокера, королева и игровые пары – мальчик-девочка). Волейбольным мячом игроки будут выбивать своих соперников. При этом юноши стремятся попасть в юношей, а девушки – в девушек. Выиграет та команда, которая «запятнает» мячом большее количество игроков соперника.

Назвал игру, по некоторым элементам напоминающую русского выбивного, яджентом – производное от словосочетания «я джентльмен».

«Такое название выбрано неслучайно. Игра требует от её участников благородного, тактичного поведения по отношению друг к другу, то есть джентльменского. На одной площадке играют и девочки, и мальчики, они перемещаются парами, попеременно защищая друг друга от бросков соперников. Кроме того, игра учит их бережно относиться ко всем игрокам. Каждый бросок мяча должен быть обдуманным, чтобы не нанести сильного удара своему сопернику», – пояснил Янко Павлис.

 

Янко Павлис.
Янко Павлис.
Фото Михаила Малыхина

Яджент в Белгороде

Уникальная в своём роде игра, в которой одна команда играет сразу на двух половинах площадки, в Белгородской области стала известна недавно. Вслед за Нижним Новгородом и Зеленоградом её привезли в Белгород в 2009 году. Тогда делегация факультета физической культуры Белгородского госуниверситета отправилась в сербский город Ниш на научный конгресс Международной федерации физкультурного образования. Там презентующий свою игру Янко Павлис познакомился с заведующим кафедрой теории и методики физической культуры Белгородского госуниверситета Фёдором Собяниным. Спустя годы оба признаются: знакомство оказалось более чем удачным. Янко в то время искал приверженцев своей игры, которая, по его словам, только начинала делать свои первые шаги. Потому, наверное, сразу  отметил инициативного Фёдора Ивановича.

«Он в числе первых снял пиджак и вышел учиться играть в яджент. Ведь со слов мало что поймёшь. Надо попробовать самому поиграть. Увидев такой интерес с его стороны, я согласился приехать в Белгород и провести мастер-класс», – поделился воспоминаниями Янко Павлис.

Фёдор Собянин такую заинтересованность тоже проявил неслучайно. Так получилось, что он стал курировать региональный педагогический эксперимент «Содержание и организация занятий физической культурой в школе на основе народных, подвижных и спортивных игр», стартовавший в области годом ранее знакомства с яджентом. Для эксперимента нужна была новизна – яджент отлично подошёл.

Так основатель яджента Янко Павлис впервые посетил Россию. В течение двух дней в Белгороде он встречался с учителями, учил их правилам своей игры. На следующий, 2010-й год приехал уже со своей командой. Тренинги провёл сразу в нескольких школах города.

К международным высотам

По словам Янко Павлиса, это посещение Белгородской области, продлившееся с 8 по 11 апреля (кстати, уже шестое по счёту), особенное. В Белгороде впервые прошли соревнования среди старшеклассников по ядженту. Первое место заняли ученики средней школы № 3 Строителя. В шаге от золота остановились леди и джентльмены из 43-й школы Белгорода, на третьем месте – хозяева турнира, ученики из Дубовской средней школы с углублённым изучением отдельных предметов.

По словам сербского гостя, уровень белгородских команд растёт, поэтому Янко посоветовал школьникам сформировать команду и начинать участвовать в международных соревнованиях. К слову, собрать команду есть из кого. На сегодняшний день в яджент постоянно играют в шести школах, четыре из них (средняя школа № 3 Строителя, Гостищевская, Томаровская и Алексеевская школа Яковлевского района) участвуют в педагогическом эксперименте «Теоретико-методическое обоснование применения спортивной игры яджент в общеобразовательных учреждениях в условиях Белгородской области» (2012–2016 гг.). Углублённый эксперимент поможет изучить аспекты игры – технику, тактику, воздействие на организм. Тем более что систематические исследования игры пока что не проводились ни в зарубежных странах, ни у нас. Поэтому для педагогов, которые займутся исследованием, откроются широкие перспективы для изучения теории и методики новой игры.

 

Покорила детей

Дубовская школа и белгородская № 43 в перечень школ-экспериментаторов не вошли, но это ничуть не мешает им применять игру на уроках физкультуры. Поначалу, как зачастую бывает с нововведениями, к игре отнеслись скептически. Но пара занятий – и все сомнения ушли. Игра понравилась детям.

«Новая игра сразу покорила школьников. Она подвижная, в ней применяются элементы разных игр – волейбола, баскетбола, гандбола... Кроме того, школьникам нравится играть вместе: парами мальчик-девочка», – отметила учитель физкультуры Дубовской средней школы с углублённым изучением отдельных предметов Елена Ивакина.

В Дубовской школе в яджент постоянно начали играть два года назад. Для эксперимента взяли старшеклассников и второклассников. Правда, начальные классы играют по упрощённым правилам. Берут лишь некоторые элементы яджента. Игра становится похожей на перестрелку и выбивного. Хоть возрастных ограничений в игре нет, основатель яджента рекомендует начинать играть в неё лет с 10, когда дети начинают осознавать, что они должны защищать друг друга.

По словам Елены Николаевны, игра уникальна и тем, что она не требует хорошей подготовки: в неё могут играть даже дети, освобождённые от занятий физической культурой, поскольку сильных физических нагрузок она не несёт.

Для здоровья

Наталья Поклад учителем физической культуры в средней школе № 43 Белгорода работает четыре года. Ровно столько же и развивает игру в школе. Говорит, ценность яджента для неё сразу стала очевидной: игра включает фактически все основные естественные движения человека – ходьбу, бег, прыжки, метание предметов. Улучшается работа мышц, головного мозга, ведь нужно быстро думать и принимать решения. У школьников развивается быстрота реакции, ловкость, скоростно-силовые качества, выносливость, внимание, а также сдержанность и естественная потребность защищать партнёра, оберегать его, не обижая при этом соперника.

«Яджент – эмоциональная игра. Этим всё сказано. Дети не любят ни в чём монотонности, поэтому такие игры мотивируют заниматься их физической культурой», – уверена Наталья Ивановна.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×