• 63,92 ↓
  • 67,77 ↓
  • 2,44 ↓
9 декабря 2014 г. 9:46:43

В белгородском ДОСААФ начали готовить глухих водителей

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Водить в тишине
Фото Наталии Козловой

Нарушение слуха и даже полная глухота – это не причина отказываться от управления транспортным средством. Так решили сразу семь молодых белгородцев и записались на курсы по вождению. В истории белгородского ДОСААФ это самая большая группа курсантов с нарушениями функций слуха и речи.

Пришли сами

По закону гражданам с нарушениями слуха можно водить легковые автомобили, грузовые машины, разрешённая максимальная масса которых не более 3,5 т, и микроавтобусы, имеющие не более восьми пассажирских мест. То есть глухой водитель может получить обычные права категории В. Единственное ограничение – глухой человек не может устроиться на работу профессиональным водителем и должен закрепить на заднем стекле автомобиля знак «Глухой водитель» (жёлтый круг с тремя равноудалёнными чёрными точками).

В белгородском ДОСААФ в течение последних 20 лет не было студентов с нарушением слуха. Поэтому учиться обучать глухих и слабослышащих курсантов мастерам пришлось самостоятельно и очень быстро.

«Молодые люди, шесть девушек и один юноша, сами к нам пришли и сказали, что хотят заниматься. Они обыкновенные ребята и абсолютно ничем не отличаются ни в лучшую, ни в худшую сторону от слышащих курсантов. Единственная сложность – требуется индивидуальный подход к каждому», – говорит начальник Белгородской автомобильной школы ДОСААФ России Александр Аполевский.

Елена Кайдалова – одна из курсантов. Девушка не слышит, но читает по губам и может поддержать беседу.

«Мы с друзьями, они тоже не слышат, решили вместе пойти на курсы по вождению. Я живу далеко от работы, каждый день сложно добираться из дома на работу и обратно, тем более зимой. Поэтому я поняла, что нужно покупать машину, – рассказывает Елена. – Мне нравится учиться, у нас хорошие мастера. Конечно, ещё страшно выезжать в город: кругом столько машин, но ничего, я думаю, что все в начале волновались!»

Елена Кайдалова.
Елена Кайдалова.
Фото Наталии Козловой

Ничем не уступают

Курсантов с нарушением слуха и глухотой сознательно решили ничем не выделять во время обучения. Они занимаются в общей группе со слышащими людьми. Сказанное преподавателем им транслирует сурдопереводчик, которого курсанты попросили ходить на занятия вместе с собой.

Чтобы приступить к учёбе, никаких дополнительных документов от кандидатов в водители не потребовалось.

«Если человек годен по показаниям как водитель, то мы его будем учить. Курсанты принесли стандартные медицинские справки, обучаться они будут ровно столько же, сколько и слышащие, по такой же программе, – говорит Александр Аполевский. – Глухие водители на дороге ничем не уступают слышащим. Конечно, они не услышат звукового сигнала, но если моргнуть фарами, то, естественно, это увидят. Самое главное для всех водителей – соблюдать правила дорожного движения».

Кстати, стоит напомнить, что правила дорожного движения разрешают водителям сигналить в городской черте только в экстренном случае, чтобы предотвратить ДТП, остальные же сигналы подавать нужно фарами и аварийной сигнализацией.

Учиться учить

«Человек, который слышит и разговаривает, может спросить, переспросить, глухому это сделать сложнее. Бывают такие ситуации, что сложно что-то объяснить и сурдопереводчик не может помочь, потому что ученик просто не знает значение слов, – рассказывает преподаватель, мастер производственного обучения вождению Роман Сизоненко. – Например, у нас были проблемы со словами «заблаговременно» и «притормаживай». Курсант знает слово «стоп» и понимает его буквально, а понять, как притормозить, уже сложнее. Мы быстро разобрались с этими словами. В остальном глухие ученики ничем не отличаются от слышащих».

Мастера белгородской школы вождения ДОСААФ России говорят, что обучать курсантов с нарушениями слуха и речи – дело для них новое. Если с теоретическими занятиями с помощью сурдопереводчика быстро разобрались, то на отработку практики вождения потребовалось больше времени.

«Подход ко всем ученикам у меня один, и к глухим, и к слышащим. Они ничем не отличаются друг от друга. То, что тяжело объяснить жестами глухому, мы пишем. Они также приходят к нам с записками, – рассказывает мастер производственного обучения Евгений Недригайлов, он обучает вождению четверых глухих курсантов. – Например, мы выехали в город: ученик делает какие-то ошибки – мы останавливаемся, рисуем схему, показываем, разбираем ошибку. После этого курсанты понимают, в чём была ошибка, и уже стараются не повторять её. Для нас обучение глухих, немых людей – это новый опыт».

Пока что в школе два мастера занимаются подготовкой глухих водителей. Оба они работают без сурдопереводчиков.

«Каждый из мастеров разработал свой подход к обучению: Евгений Недригайлов изготовил таблички, которые показывает ученикам, Роман Сизоненко жестикулирует, – говорит Александр Аполевский. – Мы посмотрим на внутреннем экзамене и экзамене в Госавтоинспекции, чей подход более продуктивный. В последующем, когда будут приходить новые курсанты с нарушениями слуха, мы будем применять именно его».


для комментариев используется HyperComments