• 64,15 ↑
  • 68,47 ↑
  • 2,48 ↓
5 февраля 2015 г. 16:08:49

Нарушениями при оформлении ОСАГО заинтересовалась Общественная палата Белгородской области

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Страхование без довеска
Фото Наталии Козловой

Общественная палата подвела итоги работы горячей линии, по которой белгородцы могли пожаловаться на компании, страхующие автогражданскую ответственность владельцев транспортных средств (ОСАГО). Как выяснилось, банальное мероприятие для многих водителей превращается в многоходовый квест.

Сеть поломалась, полиса не будет

О том, что ОСАГО – штука нужная, не спорит никто. Оно гарантирует, что после ДТП пострадавшему возместят вред, причинённый жизни, здоровью либо имуществу. Водители не имеют права использовать свои авто без заключения договора ОСАГО – и они не против. Но вот страховщики их энтузиазм не разделяют. Основная претензия к компаниям в том, что они бессовестно навязывают дополнительные услуги и не применяют снижающих коэффициентов, пользуясь ситуацией: ведь без полиса за руль не сядешь, а коли так, водители никуда не денутся и оплатят всё.

При этом страховщики свято уверены, что в других компаниях будет то же самое. Это пусть и косвенно, но указывает на своего рода картельный сговор. Как и то, что в разных организациях действуют будто под копирку: если водитель отказывается от допуслуг, бланки ОСАГО «теряются» или в офисе «случается» компьютерный сбой, препятствующий оформлению полиса. Массовый характер подобные нарушения приняли именно в прошлом году.

Суд да дело

В 2013 году белгородские антимонопольщики получили всего девять жалоб на страховые компании, а в 2014-м – уже 168, из которых подавляющее большинство (116) – на Росгосстрах. Однако были заявления и на «АльфаСтрахование», ВСК, «ВТБ Страхование», «РЕСО-Гарантию», МАКС... Из 25 компаний, представленных на территории Белгородской области, автовладельцы жаловались на 13 самых крупных.

Правда, меры антимонопольного реагирования УФАС вправе применить лишь к субъекту, занимающему доминирующее положение. Потому в прошлом году белгородская служба выдала предписание Росгосстраху о прекращении нарушений. А после проверки, которую в компании провела совместная комиссия УФАС и Центробанка, против страховщиков возбудили дело по ст. 14.31 КоАП «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке». В итоге юридическое лицо оштрафовали на 737,5 тыс. рублей, а должностное лицо – на 15 тыс. рублей.

Юристы Росгосстраха попытались обжаловать штрафы в ФАС России, но решение осталось в силе. Тогда страховщики обратились в арбитражный суд столицы. При этом они не исполнили предписание, за что на них был наложен ещё один штраф – полмиллиона рублей. Однако и его будут обжаловать в арбитраже. А пока идут эти разбирательства, УФАС не имеет права применять новые санкции к нарушителям.

Прибыль есть!

Страховщики сетуют, что ОСАГО для них является невыгодным. Мол, многие пытаются их обмануть и выплаты чуть ли не превышают сборы по ОСАГО. Однако официальная статистика опровергает эти утверждения: только за девять месяцев прошлого года в Белгородской области страховщики собрали по ОСАГО 927,8 млн рублей, а выплаты при этом составили 510,5 млн рублей, что составляет чуть более 50 %. Получается, что страховщики не в накладе. Однако они деятельно продолжают навязывать дополнительные услуги.

Народ в ответ жалуется в госорганы. Помимо ФАС в прошлом году 212 человек пожаловались на страховщиков в белгородский Роспотребнадзор, более полусотни граждан – в департамент экономического развития региона, 50 водителей – в Центробанк. Не меньше обратились с жалобами в прокуратуру. Компетентные органы выносят предписания и накладывают штрафы. Но за последний год ситуация на страховом рынке существенно не изменилась.

Что показал мониторинг

Ситуацией на рынке обязательного страхования заинтересовалась и Общественная палата Белгородской области.

«Я столкнулся с проблемой сам, когда пошёл получать полис ОСАГО в страховую компанию, – рассказывает секретарь палаты Андрей Никитский. – Два дня не мог получить полис по разным причинам, и всё это время в офисе были несколько десятков человек, которые возмущались происходящим. Государство обязало страховать ответственность, и мы, водители, это добросовестно делаем. А нам начинают ставить препоны. Поскольку ситуация касается всех автомобилистов региона, я обратился к председателю Общественной палаты Александру Ахтырскому с инициативой обсудить эту проблему и найти пути её решения. В ноябре 2014 года мы организовали горячую линию, чтобы провести мониторинг ситуации».

По наблюдениям, ситуация на рынке автострахования сложилась не лучшая. Не только физические лица, но даже индивидуальные предприниматели, занимающиеся пассажирскими перевозками, зачастую не могут застраховать свои транспортные средства.

Спросите у Центробанка

Сегодня ни у одного из регуляторов рынка страхования в регионе нет достаточных полномочий для немедленной реакции на нарушения. Страховщиков изредка штрафуют, но они продолжают гнуть свою линию.

В ближайшее время Общественная палата Белгородской области проведёт по этому поводу заседание. Её представители уже вычленили две самые серьёзные проблемы. Во-первых, у потребителей нет алгоритма действий при заключении договора ОСАГО. Во-вторых, по Федеральному закону № 40 основным регулятором страховых компаний выступает Центробанк, у белгородского отделения которого нет полномочий, чтобы привлечь к административной ответственности недобросовестных страховщиков. Поэтому палата собирается разъяснить населению, как заключить договор ОСАГО, а также обратиться в Центробанк с предложением расширить полномочия его регионального представительства и отзывать лицензии у недобросовестных страховщиков.


для комментариев используется HyperComments