Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 декабря 2014, 12:29
 Ирина Дудка 1855

Сага об ОСАГО

Как заставить страховщиков оформить полис без дополнительных услуг

Сага об ОСАГО
  • Ирина Дудка

Не получается у автомобилистов оформить ОСАГО и при этом остаться без «подарка» в виде страхования жизни, здоровья или прохождения техосмотра. Очень уж любят страховые компании вдогонку к ОСАГО стрясти ещё тысячу-другую рублей за дополнительные услуги.

Попытка как пытка

Своё негодование народ обрушивает на антимонопольную службу, упрекая её в бездействии. Но и там не сидят без дела: декабрь 2013-го – Нижегородское УФАС оштрафовало «Росгосстрах» на 737,5 тыс. рублей за навязывание допуслуг; май 2014-го – Ростовское УФАС за то же оштрафовало монополиста на 1,5 млн рублей; октябрь 2014-го – снова Ростовское – ещё на 11 млн рублей за навязывание техосмотра; декабрь 2014-го – УФАС Чувашии оштрафовало «Росгосстрах» на 29,81 млн рублей. В Белгородской области за истекший год «Росгосстрах» оштрафован на общую сумму 1,5 млн рублей…

В августе 2014 года в закон об ОСАГО внесли существенные изменения. Страховщиков обязали продавать полисы ОСАГО в каждом подразделении (филиале) и «напугали» дополнительными штрафами в 50 тыс. рублей для должностных лиц страховой компании за навязывание допуслуг. А воз и ныне там.

«В управление Роспотребнадзора за этот год поступило 500 обращений граждан, что в 2,5 раза больше, чем в 2013 году, основной прирост связан с ситуацией на страховом рынке ОСАГО», – констатирует заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Белгородской области Ольга Алексеева.

«Сегодня пытался продлить страховку. Потребовали где-то в интернете найти какое-то заявление об отказе в навязываемой услуге (дополнительное страхование жизни), самому его распечатать, заполнить и т. д. Звоню в центральный офис Москвы – там говорят, что этого у них не предусмотрено. Написал жалобу на сайт. А что толку? Всё равно полис не продлевают. И это Белгород, а что творится в районах», – негодует Виталий после визита в «Росгосстрах».

«Я пыталась оформить полис ОСАГО в офисе компании по адресу г. Белгород, ул. Щорса, 57. Я предоставила все запрашиваемые документы. Стали оформлять. Но как только я отказалась оформить страхование жизни, то сотрудник сказала мне, что по статье 40 федерального закона я должна предоставить в центральный офис компании какое-то заявление, образца у неё нет, нужно ехать на другой конец города, к секретарю, и там его сдать. В этом офисе нет ни жалобной книги, нет телефонов контролирующих организаций, просто выталкивают из офиса и всё. Я буду обращаться в прокуратуру, в Роспотребнадзор и в Комитет по защите прав потребителей!!!» – пишет Наталья.

«Хотел оформить ОСАГО на Щорса, 57. Проблемы те же – навязывают страхование жизни. Никто ни за что не отвечает: заявление – бланков нет, на три месяца оформлять отказываются и т. д. Буду подавать жалобу в прокуратуру. Предлагаю объединиться в войне против беспредела», – предлагает Владимир.

«Ни одна страховая компания в Белгороде не делает ОСАГО на автобусы: то нет полисов, то нет программы расчёта на автобусы, то в городе только МАКС этим занимается, навязывая все виды страхования, – пишет пользователь Elena в «чёрном списке». – Придя в МАКС, просидев в очереди два часа, нам отказали, явно надо было застраховать пассажиров, но как я застрахую пассажиров, если наша компания перевозчиков страхует их только в «Альфа-Страховании», и полис, действующий до весны 2015 года, за мои деньги, разумеется, в МАКСе стоить мне будет ОСАГО порядка 24000 рублей с пассажирами. И всё замкнутый круг: нет страховки, нет работы».

Итак, после четырёх месяцев с момента нововведений очевидно, что мера оказалась столь же бездейственной, как и многомиллионные штрафы. Пока страховщикам выгоднее нарушать законы, потребители будут портить себе нервы.

Жизнь или кошелёк

Сами страховщики видят корень зла в низких коэффициентах, которые влияют на стоимость полисов ОСАГО. В ноябре Российский союз автостраховщиков направил в Центробанк своё видение методики расчёта полисов. Они предлагают изменить территориальные коэффициенты, изменить коэффициенты в зависимости от мощности двигателя и возраста машины. Как подсчитали в «Коммерсанте», если предложения учтут, то, к примеру, 50-летний москвич с опытом вождения 15 лет, владелец Ford Focus 2.0 (163 л. с.), вместо нынешних 7-8 тысяч за ОСАГО будет платить 3,7 тыс. руб. А водитель Lada Priora (98 л.с.) из Мурманска с опытом вождения меньше года вместо нынешних 9-10 тыс. руб. за страховку будет вынужден раскошелиться на 18 тыс. руб.

Пока предложения только обсуждаются, и автовладельцы должны сами пробивать себе «дорогу» на дорогу.

«В случае, когда потребителю навязывают дополнительные услуги, они могут обращаться с жалобой в Центральный банк России, – рассказала ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Белгородской области Светлана Уральская. – Если же им не предоставили необходимую и достоверную информацию о страховых продуктах, потребители могут обращаться в управление Роспотребнадзора по Белгородской области».

Она пояснила, что свою правоту нужно подкреплять доказательствами: свидетельскими показаниями о том, что вам не предоставили необходимую информацию, либо аудио/видео записью разговора с сотрудником.

«Самими правилами страхования не предусмотрен срок заключения договора с момента обращения в страховую компанию, нам видится возможным установить такой срок в течение 30 дней по гражданскому законодательству, – говорит Светлана Уральская. – Срок начинает идти с того момента, когда гражданин вручает заявление о получении полиса ОСАГО в страховую компанию. Если за это время страховая компания так и не заключила договор, то человек может обратиться в суд с иском о понуждении к заключению публичного договора ОСАГО».

В суд обращаться, конечно, можно, но слушания могут длиться не один месяц, и без страховки автолюбитель будет вынужден на это время превратиться в пешехода. Такая перспектива подойдёт только тем, кто располагает достаточным терпением и свободным временем. Те, кто спешит поскорее покончить с ежегодным страховым мытарством и при этом не расстаться с лишними деньгами за дополнительное страхование, могут попробовать ускоренный метод принуждения. Как уверяет председатель совета Всероссийской лиги защитников потребителей Николай Бойко, он не менее эффективен:

«Можно написать заявление на имя руководителя подразделения и страховой организации, копии направьте в Роспотребнадзор и прокуратуру, о том, что вам предлагают сделку на таких условиях, – рассказал он. – Есть опыт, что при обращении мгновенно находилось всё».

Минутное дело с ОСАГО может затянуться не на одну неделю, поэтому эксперты советуют не откладывать оформление полиса на последний день, а заняться им хотя бы на месяц раньше.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×