• 63,39 ↓
  • 68,25 ↓
  • 2,46 ↑
26 июля 2016 г. 18:01:59

Экспонирующаяся в «Родине» юная белгородская художница – о живописи, микробиологии, советских фильмах и завтрашнем дне

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Славяна Кощавка: Чтобы экспериментировать, надо быть творческим человеком
17-летняя художница Славяна Кощавка. Фото Владимира Юрченко

До конца месяца в выставочном зале Белгорода работает персональная выставка живописи Славяны Кощавки. В свои 17 лет она выставляется в «Родине» в третий раз. Дебютную персональную выставку Славяна открывала десятилетней. Четыре года спустя, в 2013-м, состоялась её вторая экспозиция. Этим летом три десятка картин Славяны, написанных почти за четыре последних года, – вновь в «Родине».

На неформальном открытии мы – первые немногочисленные посетители выставки, сотрудники выставочного зала, сама Славяна и её родители – смотрим «Исходную точку», спецпроект телерадиокомпании «Мир Белогорья». Весной Славяна стала его первой героиней. Теперь она хмурится, трёт лоб и прикрывает лицо рукой, глядя на себя на экране.

Потом мы сменяем друг друга у картин, чтобы нащупать её, ту самую точку Славяны. Она – в одновременном увлечении живописью и биологией и в желании рисовать. И об этом мы говорим с юной художницей.

«Написать картину = сделать вывод»

— Твои персональные выставки в «Родине» проходят с интервалом раз в четыре года. Как понимаешь, что пришло время выставляться?

— Мама подталкивает, предлагает Наталья Михайловна (директор выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко – прим. авт.). Подготовка выставки – процесс интересный, но я его как‑то обхожу. Мне больше нравится рисовать.

— Сегодня мы видим твои картины, написанные с 2013-го по 2016-й. Кто и как формировал экспозицию?

— Мама и косвенно я. Здесь последние и самые значимые за эти годы работы.

— Ты рисуешь под фильмы. Какие выбираешь для этого кинокартины?

— По настроению. И по сюжету, исходя из того, что мне сейчас хочется посмотреть: комедию, документальный фильм или что‑то иное. Я рисую, и какое‑то общее впечатление от картины формируется. Оно и отражает общее состояние.

— А какие фильмы смотришь чаще?

— И ужасы, и комедии, и научно-фантастические – определённых предпочтений нет. Я в принципе всё смотрю, поэтому и работы разные.

— Как ты приходишь к идеям своих картин? В какой момент они появляются?

— Всегда после чего‑то важного, что со мной случилось. Для меня важное – это и книгу прочесть. Прочла книгу, потом хожу неделю и думаю о прочитанном. А в какой‑то момент хочется передать созревшую мысль, сделать какие‑то окончательные выводы.

— Получается, ты художник-эмоция?

— Да. Я не могу так, как те, кто рисует каждый день. У меня это не график, а скорее кривая по настроению.

Картина «Урбанизация».
Картина «Урбанизация».
Фото Владимира Юрченко

«Эксперименты проводят творческие люди»

— Ты окончила школу с золотой медалью (Славяна – выпускница белгородской гимназии № 12 им. Ф. С. Хихлушки – прим. авт.). Творческие личности не всегда организованные. Времени на уроки хватало?

— Скажу так: можно знать только основу и иметь общее представление о предметах, чтобы соответствовать отличнику.

— Что в твоей системе координат уровень отличника?

— Для меня это значит иметь представление о теме, свободно говорить о ней и знать даже чуть больше всего, что с этой темой связано. Вот только с математикой не так.

— Одноклассники знали, что ты художник, о твоих персональных выставках?

— Я не акцентировала внимание: вот, я рисую и умею рисовать. Я не одна была такая талантливая в классе: другие ребята писали стихи, играли на гитаре, пели. Друзья приходили на мои выставки, но друзья – это другое.

— Твоё увлечение, которое вот-вот перерастёт в будущую профессию, – микробиология ( Славяна подала документы на поступление в вузы этого профиля – прим. авт.). Как пришла к такому контрасту?

— Что есть микробиология на обывательском уровне, мы можем только представлять. А живопись помогает мне относительно понять, что и как устроено на этом уровне, и передать в картинах моё представление об этом. Так что на самом деле всё взаимосвязано. Чтобы проводить эксперименты, надо тоже быть творческим человеком.

Фото Владимира Юрченко

«Мне интересны терзания»

— С картин второй выставки на посетителей смотрели сплошь знаменитости. А сейчас они уступили место людям обыкновенным…

— Я была младше, и меня в то время как раз интересовали люди известные: их опыт, совершённые ими ошибки. А сейчас я переключилась на обычных людей, у которых, оказывается, такая же насыщенная, не менее интересная жизнь.

— То есть идёшь по улице, видишь человека – и он на картине?

— Вполне может. Или персонажи книг или фильмов, например, – второстепенные, главные – они же тоже могут быть самыми обычными людьми. А вообще я в принципе человек пессимистичного склада и считаю, что у человека радости мало случается в жизни. Если говорить о радости, то она никому не интересна. Всех интересует отрицательная сторона.

— Почему?

— Мне кажется, что человек больше зацикливается на своих проблемах, чем на тех вещах, что заставляют его быть счастливым. И мне лично душевное состояние человека, его терзания интересны.

— Среди работ есть картина «Война». Чем она навеяна?

— Был у меня период, когда я смотрела старые советские фильмы. И вот посмотрела «В бой идут одни старики». У меня он представлен с моей точки зрения, конечно… Но здесь понятно одно: война не выход, война – это плохо.

— Твоя «Урбанизация», то ли диптих, то ли картина-книга, – одна из последних работ. Это то, что близко тебе сейчас?

— Да, я опять заинтересовалась своим давним кумиром Энди Уорхолом. Пошла эта волна, и я пока что в ней.

— Не боишься, что студенческая жизнь захлёстнёт и на первых порах живопись отойдёт на второй план?

— А что делать?..

 

 

Фото Владимира Юрченко

О молодых художниках: взгляд со стороны

На открытии экспозиции мнениями о творчестве Славяны Кощавки поделились знакомые с ней эксперты.

Станислав Дымов, председатель белгородского отделения Союза художников:

«Почему я считаю, что Славяна – состоявшийся художник? В каждой её работе есть первое – свобода выражения, второе – цвет. Как она чувствует цвет – это фантастика, возьмём любую картину. Я восхищаюсь её творчеством. Не скажу, что всё меня устраивает: я человек взрослый по сравнению с юным художником, какие‑то вещи для меня немножко непонятны. А что касаемо чисто творческого – линия, рисунок, живопись – я в восторге».

Наталья Гончаренко, директор выставочного зала «Родина»:

«Славяна стала более чётко отображать рождающиеся замыслы. Сейчас она стремится к тому, чтобы адекватно воплощать их, и это видно. Несмотря на то что здесь совершенно не реалистические вещи, они убедительны в художественном смысле.

Я рада, что у нас июль выдался импрессионистическим, ярким. Анжелику Астахову, Владимира Канищева и Славяну мы специально собрали вместе – они хорошо соседствуют друг с другом».

С Натальей Гончаренко говорим о роли «Родины» в знакомстве белгородцев с молодыми художниками: за последний год в выставочном зале организовывали персональные выставки Марии Работновой, Славяны Кощавки, совместные выставки Маргариты Скорбач и Виктории Скляровой, Оксаны Миро и Натальи Степановой-Третьяковой и других.

«Наша задача как выставочного зала – мы же показываем текущий художественный процесс – знакомить с новыми именами. Здесь нейтральная выставочная атмосфера. Она позволяет человеку, который приходит на выставку, посмотреть без антуража, что из себя представляет художник», – рассказывает Наталья Михайловна.

— Кого из молодых художников вы бы хотели видеть в «Родине» ещё?

— Ребят, прославившихся в области стрит-арта в Белгороде – сестёр Лисич и братьев Зеленских. У нас был разговор, но пока ребята заняты, у них много работы. Как только они дозреют, мы предоставим им пространство.

 

Персональную выставку Славяны Кощавки завершат 31 июля.

  • Оксана Анатольевна, мама Славяны.


для комментариев используется HyperComments