Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22 июня 2015, 14:03
 Ольга Алфёрова 2706

Русский, сдавайся!

Корреспондент «ОнОнаса» понаблюдал, как сдают ЕГЭ белгородские выпускники

Русский, сдавайся! Фото Ольги Алфёровой
  • Ольга Алфёрова
  • Статья

В редакцию пришло письмо от выпускника, написавшего о своих переживаниях по поводу ЕГЭ. «В течение учебного года я испытываю очень большое напряжение и давление. Хотя я учусь на 4 и 5, люблю читать, успешно участвую в олимпиадах и конкурсах – я боюсь ЕГЭ. Мне сложно сосредоточиться и успокоиться в незнакомой обстановке. Преподавателям запрещено подходить к нам во время экзамена, за это им грозит штраф или увольнение. Пью валерьянку, пачками ем успокоительные. Но всё равно страшно. Зачем всё это?»

Мы пообщались с ребятами накануне выпускных экзаменов, посетили ЕГЭ по русскому языку и своими глазами увидели, как проходит этот напряжённейший в жизни школьников период и удаётся ли им справиться со стрессом.

Советы бывалых

Я в одном из лицеев Белгорода. Гуляю по коридорам, подслушиваю чужие разговоры. Школьники как школьники: болтают о том, где сделать причёску покрасивше и когда лучше танцевать вальс – в начале или в конце праздника? Оно и понятно: через три дня последний звонок, и все разговоры только об этом. В актовом зале школы собираются одиннадцатиклассники послушать своего однокашника, выпускника прошлого года. Костя-Константин-Костян – так представляется юноша – рассказывает о том, как он сдавал ЕГЭ и каково сейчас учиться в вузе. Учителя не нарадуются: всего за год парень сильно преобразился, стал уверенным в себе, неплохим оратором. Костя не советует списывать прямо на экзамене – лучше выйти для этого в туалет.

В зале смех, шуточки. Ребята интересуются: а правда ли то, что в университете можно учиться, не давая взяток? «Можно! – утверждает Костя. – Даже если преподаватель «настойчив». Главное – стоять на своём, а если один раз заплатишь, то никогда уже не сможешь сдать по-другому».

«Ребята волнуются, конечно, волнуются сильно, – рассказывает один из организаторов ЕГЭ (учитель, присутствующий на экзамене и контролирующий процесс). – Но дикой паники нет. По крайней мере, в нашей школе. Мы стараемся объяснить, что экзамен – это очень важно, но не стоит относиться к нему как к фатальному событию в своей жизни, поскольку всегда можно что-то исправить. Мальчики, конечно, из-за армии ещё переживают – у них риск чуть больше».

Фото Ольги Алфёровой


– Как настроение, не боиссся? – атакую парня возле школы.

– В смысле – боюсь? Чего?

– Не сдашь, например? – выпучиваю глаза.

– Ну как не сдам? Вообще, что ли, ничего не напишу? Я вроде не дурак, соображаю что-то. В самом плохом случае всегда можно пересдать, поступить через год. Я понимаю, в жизни всё может быть, но паниковать, что ли, по каждому поводу? Так вообще ничего не получится.

Дзен моей мечты, есть чему поучиться.

Сторублёвка на счастье

Наступает день первого ЕГЭ. Ощущаю дрожащее напряжение, разлитое в воздухе: в эту самую минуту десятки тысяч выпускников по всей стране готовятся ставить в бланках крестики, которые определят их судьбу на ближайшие годы. Я отправляюсь в одно из учебных заведений города, где сдают экзамен по русскому языку выпускники пяти школ.

Ребята скомканы большой толпой в холле и тонкой струйкой просачиваются через «блокпост» из двух составленных парт. Между ними стоит страж, школьники поднимают руки – я чист! – позволяя проверить себя металлоискателем и, при необходимости, ощупать карманы.

Фото Ольги Алфёровой

Вдруг образуется какая-то возня: у одного мальчика нашли «контрабандный» телефон во внутреннем кармане идеально отутюженного пиджака. Парень досадливо улыбается, телефон временно забирает один из учителей, и проверка возобновляется.

До экзамена ещё 30 минут, в воздухе гудят разговоры о планах на лето, переписке в в «ВКонтакте», забавных случаях. Обычные переменочные разговоры, там и сям раздаются взрывы хохота, валерьянкой не пахнет.

Девочка в кружевном белом фартуке шепчет что-то одними губами, сидя в стороне на лавочке. Молитву? Правила орфографии? Слова назойливой песни в голове?

– Какие приметы у вас есть для удачной сдачи экзамена? – спрашиваю у группки ребят.

– У меня сто рублей под пяткой, – хохочем всей толпой.

– Приметы? – усмехается один парень. – На сто баллов сдать экзамен, говорят, хорошая примета…

Фото Ольги Алфёровой

За минуты до старта

Рассаживаемся в классе. У каждого на столе паспорт, несколько чёрных ручек, вода и шоколадные аккумуляторы быстрых углеводов и серотонина. Кто-то с досадой цокает языком: досталась первая парта. Ребята не знакомы между собой, в классе повисает напряжённая тишина. Некоторые выглядят очень сонно: зевают, заваливаются всем телом на парты, трут глаза, большинство же рассеянно смотрит в шторы, занавесившие окна. Всё оцепенело на бесконечные 20 минут – экзамен начинается ровно в 10:00, единственное движение в классе – нервно (или нетерпеливо?) подёргивающаяся нога в туфельке и унылые звуки зевков, гуляющие от стены к стене.

В классе все полки пусты, шкафы опечатаны. Под потолком висит камера видеонаблюдения. Если учитель, двигаясь по классу, хоть на миг перекроет линию обзора камеры – экзамен будет остановлен до выяснения обстоятельств специальным сотрудником из службы наблюдения за процессом ЕГЭ. Походы в туалет  – только с сопровождающим. Если коридор по пути заворачивает, за углом происходит «смена караула».

Наконец, начинается инструктаж и заполнение бланков. Учитель раздаёт индивидуальные конверты с волнующей надписью «Выбор будущего», но к ним никто не притрагивается. Очевидно, процедура известна назубок – конверты вскрываются по отмашке, вопросов никто не задаёт. Впрочем, это и неудивительно: ребята не только интенсивно готовились к экзамену в школе последние годы, но и уже проходили пробное тестирование в аналогичных условиях.

Фото Ольги Алфёровой

«Я пропустил букву, можно исправить?» – смущённо улыбается рослый юноша в кадетской форме. Похоже, что неприятность в самом начале испытания его не слишком огорчает.

Один стул аудитории сиротливо пустует: кто-то не пришёл. Если причина уважительная, можно будет сдать экзамен в дополнительный срок, если же человек, например, проспал или застрял в пробке – то только на следующий год.

Подготовительная работа закончена, на доске пишется время начала экзамена, а я вынуждена покинуть аудиторию и отправиться в тихие коридоры, где организаторы ходят на цыпочках, говорят полушёпотом.

Через несколько часов еду в маршрутке, впереди сидят две девушки, сворачивающие в разговоре труднообъяснимую логическую конструкцию.

– Мне такой текст в части С попался – пипец! Я ващще не поняла, про чё там, и такого понаписала!

– Ха-ха, тебе, как всегда, везёт!

– А то!

Фото Ольги Алфёровой

Психоз нечаянно нагрянет

Юлия Дедова, врач-психиатр, заведующая отделением № 5 Белгородской областной психоневрологической больницы, считает, что уровень тревожности у школьников на почве ЕГЭ гораздо выше, чем несколько лет назад, когда были традиционные экзамены:

«Предэкзаменационный стресс – это нормально, но не в таких размерах. Обстановка вокруг ЕГЭ очень сильно нагнетается в школе, в СМИ и даже дома. Это по времени совпадает с окончанием подросткового возраста, когда ребёнку очень важно доказать своему окружению, что он способен на многое, его, возможно, недооценивали или, наоборот, не зря возлагали на него надежды. И именно в это время особенно важно его поддержать, а не усугубить и без того напряжённое состояние.

Однако замечу, что, если состояние школьника плохое – он не спит ночами, не ест, крайне напряжён, обостряются заболевания или возникают крайне негативные мысли, – это не результат ЕГЭ. Экзамен работает как увеличительное стекло, раскрывая уже имеющиеся внутренние проблемы. Это маячок: если ребёнку во время экзаменов очень тяжело, вероятно, есть какая-то запущенная проблема. В таких случая нужно анализировать ваши семейные взаимоотношения, скорректировать поведение, но понятно, что это дело не нескольких дней. Не бойтесь обратиться к специалисту, вместо того чтобы экспериментировать с советами и рекомендациями от знакомых».


Каким должен быть человек, чтобы успешно сдать экзамен, на что делать упор при психологической подготовке?

Марина Чибисова, кандидат психологических наук и практикующий психолог, в своих исследованиях сравнивает психологические показатели школьников, сдавших ЕГЭ на высокие и низкие баллы. Среди успешно сдавших экзамен самыми высокими были показатели осведомлённости о процедуре и интроверсии (в данном случае – способности сосредоточенно и самостоятельно работать с материалом, не надеясь на помощь других людей или вспомогательных средств).

Далее шли психологическая готовность, логика, организованность. Наименьшие показатели у внимания, памяти, эмоциональной стабильности. Таким образом, оказывается важнее не абсолютное знание предмета, а умение организовать свою работу и абстрагироваться от окружающей среды.

Это материал из июньского номера молодёжного журнала «ОнОнас», который можно бесплатно взять в местах распространения


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×