Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 июня 2015,  13:37
 Вадим Кумейко 10021

Пастбище стальных гигантов

Почему стоит посетить танкодром в Прохоровке

Пастбище стальных гигантовФото Натальи Харитошкиной
  • Вадим Кумейко
  • Статья
  • История
  • Вадим Кумейко
  • Статья
  • История

В мае в Прохоровке рядом с музеем «Третье ратное поле России» открыли танкодром, который станет частью музея бронетанковой техники. На открытии присутствовали высокие гости из Москвы, в том числе вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве оборонку. Танки в действии никто так и не увидел, вместо этого гостям продемонстрировали БТР, БМП и зенитно-ракетный комплекс. Стоит ли простым смертным ехать в Прохоровку, если танки по танкодрому ещё пока не ездят? «Ехать нужно непременно!» – отвечает «ОнОнас». И вот почему.

Ехать стоит хотя бы потому, что помимо самого танкодрома в Прохоровке появилась уникальная экспозиция бронетехники под открытым небом, аналогов которой нет, пожалуй, нигде в России, кроме разве что Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. Здесь представлены не только образцы техники времён Великой Отечественной войны, хорошо знакомые всем белгородцам по экспозиции у музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление», но и относительно современные танки, которые ещё остаются на вооружении Российской армии.

На просторной площадке неподалёку от музея углом выстроились тёмно-зелёные танки, самоходки и другая бронетехника. Под синим летним небом они напоминают причудливых стальных животных, выползших на пастбище. Пока фотограф Наталья с разных ракурсов увлечённо снимает броню, я беседую с сотрудником музея Алексеем Литвяковым.

«Вот стоит основной боевой танк Т-80, – указывает он на суровую боевую машину. – А рядом с ним свободное место – возможно, когда-нибудь рядом с ним станет Т-90. Танки у нас установлены по хронологии, в порядке выпуска. Конечно, это не все танки, которые выпускались в СССР и России, многих образцов техники – тех же танков КВ – уже попросту нет…»

По словам Алексея, до недавнего времени современную бронетехнику можно было увидеть в киевском музее, но в свете последних событий для любителей танков из России доступной осталась только Кубинка. Отдельная экспозиция бронетехники есть в музее Вадима Задорожного в Москве. Конечно, при желании можно поехать и в Бовингтон (Великобритания), и в израильский Latrun Tank Museum… Но зачем, если своя уникальная коллекция теперь есть совсем рядом, в Прохоровке?

Фото Натальи Харитошкиной

Вся представленная здесь техника прошла процедуру демилитаризации: в стволах орудий просверлены отверстия, с пушек сняты замки, все приборы демонтированы, оптика либо снята, либо закрашена. Двигатели из танков вытащили, с помощью сварки застопорили все катки, а люки на башне и корпусе наглухо задраили – таковы требования закона. Но есть и плюс – по танкам не возбраняется лазить.

«Вы не представляете, что здесь творится, когда у нас проходят музейные мероприятия! – улыбается Алексей. – Из-за детворы, которая лазит по броне, самих танков не видно совсем».

На каждой машине закреплена табличка с названием, годом выпуска и краткими тактико-техническими характеристиками, так что любой гость танкодрома сможет отличить БТР-40 от танка Т-72.

После осмотра бронетехники Алексей ведёт нас на сам танкодром. Этот демонстрационный полигон занимает площадь 4 га. Кроме Прохоровки подобные открытые площадки для демонстрации технических возможностей бронетехники существуют лишь в Англии и Чехии. Сам танкодром представляет собой закольцованный маршрут длиной около километра с искусственными препятствиями для боевых машин – водного барьера глубиной почти метр, 8-метровой земляной насыпи, моста, ямы и инсталляции «Разрушенный город». Перед танкодромом оборудованы трибуны для 1 380 зрителей. Управлять движением танков по полигону можно из командного центра, который возвышается вдалеке. Он оборудован радиостанцией для прямой связи с экипажами бронемашин.

  • Танкодром в Прохоровке занимает площадь 11 гектаров, а трибуны рассчитаны на 1300 зрителей.

  • Препятствия для бронетехники на танкодроме.

«У нас в стране достаточно статичных памятников с танками, а вот места, где можно увидеть бронетехнику в действии, можно по пальцам пересчитать. А здесь она свободно преодолевает водные препятствия, люди видят мощь двигателя – танк газует, в клубах дыма забирается на эстакаду…» – вдохновенно рассказывает Литвяков.

– Не слишком ли близко установили трибуны от водной преграды? – с подозрением спрашиваю экскурсовода. – Если махина массой несколько десятков тонн на скорости бухнется в этот бетонный бассейн, зрителей окатит волной воды…

– Это не водный барьер, а выемка. Недавно дождь прошёл, вода ещё не высохла. За зрителей не беспокойтесь! – парирует Алексей.

Когда же можно будет увидеть всё это великолепие в действии? Можно ли будет прокатиться на танке? С этими вопросами мы обратились к директору Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле», члену Общественной палаты Белгородской области Наталье Овчаровой.

  • Заглянув в люк, можно рассмотреть начинку БМП..

  • Боевая машина десанта.

  • Здесь внутри БМП размещают мотострелков.

«Катать на танке зрителей мы не будем – такой практики нет ни в одном танковом музее мира, – пояснила Наталья Ивановна. – В британском Бовингтоне, например, технику демонстрируют всего раз в год. Мы разработали свой график, по которому будем демонстрировать боевую технику на ходу. Планируем, что это будет происходить ежегодно 9 мая, 12 июля и в День танкиста(второе воскресенье сентября – прим. ред.). Так, 12 июля, в день очередной годовщины Прохоровского танкового сражения, мы планируем повторить тот же сценарий, что был на открытии танкодрома 16 мая – со своей и привлечённой техникой».

Так что если ты ещё ни разу в жизни не слышал рёв танкового дизеля и не видел, что эти многотонные гиганты могут вытворять на полигоне, 12 июля обязательно приезжай в Прохоровку – танкодром ждёт именно тебя!



Т-34-85

Т-34-85.
Т-34-85.
Фото Натальи Харитошкиной

Легендарная тридцатьчетвёрка настолько крута, что состоит на вооружении некоторых стран и по сей день. В Прохоровку экспонат привезли из подмосковной Кубинки. Это модификация танка образца 1944 года, с 85-миллиметровой пушкой С-53 и увеличенным до пяти человек экипажем. Т-34-85 производили с января 1944 по 1955 год в СССР и по лицензии в Чехословакии и Польше. Всего было выпущено более 70 тыс. единиц, что делает этот танк самым массовым в мире за всю историю.


ИС-3

ИС-3.
ИС-3.
Фото Натальи Харитошкиной

Этот тяжёлый танк привезли в Белгородскую область из станицы Кущёвской Краснодарского края. Вопреки распространённому мнению, танк не успел принять участие в Великой Отечественной войне, однако успешно бил японскую армию в Манчжурии. Внешне танк легко идентифицировать по лобовой броне – так называемому щучьему носу. Летом 2014 года в ходе конфликта на востоке Украины такой же танк в селе Константиновка был снят ополченцами с постамента, отремонтирован и задействован в бою.


Т-62

Т-62.
Т-62.
Фото Натальи Харитошкиной

Пожалуй, главный советский танк времён холодной войны. Был разработан на базе Т-54 и Т-55 на нижнетагильском «Уралвагонзаводе» в рекордные сроки – всего за два года. Впервые в мире на танк установили гладкоствольное орудие внушительного калибра – 115 мм. С 1962 по 1975 год было выпущено 20 тыс. машин. Боевой дебют танка состоялся в 1969 году во время советско-китайского конфликта на острове Даманский. Т-62 – последний представитель класса средних танков в армии СССР.


Т-64А

Т-64А.
Т-64А.
Фото Натальи Харитошкиной

Этот танк долго оставался секретным, а его появление в СССР стало настоящим шоком для западных военных специалистов. На нём впервые реализовали идею автомата заряжания, что позволило сократить экипаж до трёх человек: вместо заряжающего снаряды выбирал и подавал робот. Танк был защищён комбинированной многослойной бронёй, а 125-миллиметровая пушка позволяла вести огонь не только обычными снарядами, но и управляемыми. Это был первый основной боевой танк, заменивший тяжёлые и средние танки.


Т-72 «Урал»

Т-72 «Урал».
Т-72 «Урал».
Фото Натальи Харитошкиной

По сути Т-72 – это глубокая модернизации Т-64. Сочетание простоты и невысокой цены позволило сделать этот танк массовым. В отличие от засекреченного Т-64, «семьдесят второй» демонстрировался на парадах и поставлялся в разные страны мира, где до сих пор состоит на вооружении. Танк по лицензии производили в Индии, Польше, Чехословакии, Иране, Ираке. Характерные особенности боевой машины – низкий силуэт, мощная броня, высокая подвижность – танк может развивать скорость до 60 км/ч.



Т-80

Т-80.
Т-80.
Фото Натальи Харитошкиной


Этот экспонат приехал из города Буй Костромской области. Созданный на базе Т-64, он впервые в отечественном танкостроении был оборудован многотопливным газотурбинным двигателем мощностью 1 000 л. с. А ещё Т-80 во всём мире называют летающим танком: ему принадлежит мировой рекорд по прыжкам с трамплина. В 1997 году на международной выставке вооружений в Абу-Даби он с разгона прыгнул почти на 14 м. При этом танк в прыжке может вести огонь. Чудесная машина.


СУ-100

СУ-100.
СУ-100.
Фото Натальи Харитошкиной

Когда в 1944 году на вооружении немцев появились танки с мощной бронёй, очевидной стала необходимость ответного хода со стороны советских танкостроителей. Так «ответочкой» стала самоходка СУ-100, разработанная на шасси танка Т-34. Её 100-миллиметровое орудие Д-10 с дистанции до 1,5 км прошивало броню даже «Королевских тигров». Низкий малозаметный силуэт и высокая манёвренность делали её незаменимой в бою с танками противника.


ИСУ-152

ИСУ-152.
ИСУ-152.
Фото Натальи Харитошкиной

Знаменитый «Зверобой», созданный на базе тяжёлого танка ИС-1. Так ласково самоходку называли советские танкисты за её способность легко и непринуждённо расправляться с любыми представителями немецкого «зверинца». Фашисты за эти же свойства называли её иначе: Dosenöffner – «консервный нож». Кстати, конкретно этот образец передал музею директор белгородского предприятия «Стандарт Пластик Групп», на территории которого самоходка стояла несколько лет.


БТР-40ЖД

БТР-40ЖД.
БТР-40ЖД.
Фото Натальи Харитошкиной

Ещё один экспонат из Кубинки. Опыт наступательных боёв ВОВ показал, что бронетанковые подразделения нуждаются в поддержке мотопехоты. Для этого в 1947 году на базе грузовика ГАЗ-63 началась разработка первого отечественного бронетранспортёра БТР-40. Уже в 1950-м он поступил на вооружение. Особенность конкретно этой модели в том, что благодаря специальным откидным каткам БТР может передвигаться по рельсам со скоростью до 65 км/ч.


БТР-70

БТР-70.
БТР-70.
Фото Натальи Харитошкиной

Такой БТР – просто мечта мотострелка: восьмиколёсный, плавающий, с круговым бронированием и независимой подвеской, он принимает на борт трёх членов экипажа и семерых бойцов. На дороге он развивает скорость до 80 км/ч, но и бездорожья не боится. Крупнокалиберный 14,5-миллиметровый пулемёт КПВТ и 7,62-миллиметровый пулемёт Калашникова способны создавать плотный заградительный огонь. Такие машины использовались в Афганистане и Югославии, а также в двух чеченских кампаниях.


БМП-1

БМП-1.
БМП-1.
Фото Натальи Харитошкиной

В середине 1950-х в армии поняли, что для успешных действий совместно с танковыми частями пехоте нужна бронированная боевая машина. В 1965 году впервые в мировой практике в СССР появился новый класс бронетехники – боевая машина пехоты. Бронированный корпус БМП-1 вмещал до 11 бойцов со стрелковым оружием. 73-миллиметровое орудие «Гром» и пусковая установка противотанковых управляемых реактивных снарядов «Малютка» сделали БМП-1 грозным соперником даже для танков.


БМП-2

БМП-2
БМП-2
Фото Натальи Харитошкиной

Опыт боевого применения БМП-1 в Афганистане выявил ряд недостатков. При разработке БМП-2, принятой на вооружение в 1982 году, это учли: вместо 73-миллиметрового орудия она получила скорострельную 30-миллиметровую автоматическую пушку с большим углом возвышения, появился автоматический гранатомёт АГ-17. Была усилена броня, а в базовой комплектации появился кондиционер, который позволял десанту находиться в машине при температуре до +50 градусов.

Июньский номер журнала «ОнОнас» можно бесплатно взять в местах распространения


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×