• 63,39 ↓
  • 68,25 ↓
  • 2,46 ↑
27 ноября 2014 г. 12:10:34

Как в Белгороде заработали платные парковки и почему они могут сделать город удобнее

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Парковочная история
Фото Вадима Заблоцкого

После нескольких переносов сроков запуска в городе наконец-то заработала система платных парковок вдоль центральных улиц. Корреспонденты «БелПрессы» выяснили, почему многие автомобилисты платят и радуются и как работают платные парковки в других российских городах.

Платят и радуются

«22 ноября в Белгороде начали работу платные парковки. Сегодня в городе их более 500. Напомним, что стоимость одного часа стоянки составляет 30 рублей. За неоплаченное парковочное место штраф составит от 1 000 до 1 500 рублей», – говорится в долгожданном сообщении, появившемся на официальном сайте мэрии 24 ноября.

Платных парковок в городе ждали. Те, кому удавалось пристроить свой автомобиль в центре, – с гневом, остальные – с надеждой: чтобы припарковаться, например, на Гражданском проспекте нужно быть почти чемпионом по жизни. И вот после объявления городскими властями о введении платы за стоянку оказалось, что в целом люди не очень-то и против. Хотя и о единогласном одобрении речь, разумеется, не идёт.

«Мы мониторим блогосферу, и я смотрю, что люди устали от обилия транспорта в центре, беспорядочно стоящего тут сутками», – сказал ещё в середине сентября первый вице-мэр Белгорода Константин Полежаев.

25 ноября, спустя несколько дней после запуска системы, мы решили на себе испытать, как функционирует «Белгородское парковочное пространство».

Поставив машину в одной из зон платной парковки на Гражданском проспекте, неподалёку от здания управления культуры, направляемся к установленному паркомату. На экране лишь восклицательный знак с подписью «ошибка». Секунд через десять к нам подходит Валентина в ярко-салатовом жилете «Белгородского парковочного пространства».

– У вас тут ошибка. Что нам делать?

– Да, мы уже сообщили в компанию. Они занимаются этим вопросом. На другой стороне дороги есть паркомат, там вы сможете оплатить стоянку.

Основной штат консультантов набрали из союза студентов. Работают они здесь не бесплатно. Главная задача – объяснять автомобилистам алгоритм работы с паркоматом. Оставаться такие гиды по парковкам в Белгороде будут до 20-х чисел декабря, пока горожане не привыкнут к нововведению. С 12:00 до 15:30 к Валентине за помощью обратились 50 человек. В среднем на каждую небольшую зону парковки в центре приходится примерно по два консультанта.

– Как люди, недовольных много?

– Да нет. На самом деле не очень. Некоторые вообще радуются.

– Да ну?

– Правда, платят деньги и радуются. Говорят, что ждали. Многие стараются просто уложиться в час, чтобы не платить. Но вообще здорово сделали, что можно и через телефон оплачивать, потому что многие без карт. Есть те, кто припарковался в спешке и не увидел, что тут платная парковка. Спрашивают потом: «А что теперь делать?» Оплачивать, что делать… – рассказывает Валентина. – На цену никто не жалуется. Все отнеслись к этому спокойно. Я думала, что будет больше негатива.

 

  • Паркомат на Гражданском проспекте.

Чуть дальше, рядом с музыкальным колледжем, встречаем ещё одного консультанта – Ирину. Она работает здесь уже второй день.

– Вы знаете, всё нормально. Вчера думала, что будет хуже, готовилась к негативу со стороны горожан, если честно. Единственное – недовольны те, кто рядом работает и оставляет машины на весь день. Во дворы ставить – так там их уже ненавидят. Вот и выходит, что поставить бесплатно негде. А платить им выходит много, говорят. В остальном же, удивительно, без жалоб. Те, кто редко паркуется, приятно удивлены тем, что тут ещё и свободные места есть», – делится впечатлениями Ирина.

В этот момент к консультанту с просьбой о помощи обращается взволнованная девушка, заметившая неработающий терминал оплаты.

– Работающий паркомат есть на другой стороне улицы. А вы сколько стоИте? – спрашивает Ирина у автоледи Элины.

– Да я буквально две минуты тут…

– Тогда уезжайте спокойно. До часа можно бесплатно.

Обрадованная девушка рассказывает, что ждала платных парковок уже очень давно.

– Я очень ждала этого, и, наконец-то, случилось… Правда, очень рада. Люди приезжают сюда с 9 часов, стоят до шести, и места нет, припарковаться было невозможно. Сегодня впервые за долгое время припарковалась без проблем. Часто бывает, что нужно зайти в банк на 5–10 минут. Я бы даже за полчаса оплатила с радостью, лишь бы было меньше машин, которые стоят здесь весь день», – говорит Элина.

Как только девушка уезжает, к Ирине подходит мужчина, долго не решавшийся подходить за консультацией: «А расскажите, что это за фигня такая?». Ирина начинает поэтапный рассказ – все консультанты прошли экспресс-обучение перед выходом на парковки.

На стоянке у детской библиотеки Лиханова дежурят студентки Даша и Марина.

– Реакция людей? Очень много вопросов, много непонятного для водителей, что к чему. Но какого-то бурного выражения негатива точно не было. Все, выяснив, что час можно стоять бесплатно, утверждают, что уложатся в этот срок, – говорит Даша.

– А вот прохожие говорят: хорошо, что меньше машин будет, потому что они тут везде понаставлены были, – добавляет Марина.

  • Девушка Элина оказалась довольна введением платных парковок.


Возвращаемся по Гражданскому проспекту назад. У офиса Сбербанка на перекрёстке с улицей Николая Чумичова стоит работающий паркомат. На экране автоматически появляется место той парковочной зоны, где он установлен. Однако можно ввести и номер другого паркомата – как раз на тот случай, если «местный» паркомат не работает. Необходимо ввести номер автомобиля, в том числе и номер региона. Оплата дебетовой картой проходит быстро. Минус в том, что проводить эту процедуру нужно, как только поставил авто, указав продолжительность стоянки. Если уехал раньше – «сдачу» никто не вернёт. А вот если оплачивать при помощи телефона, то за неиспользованное время парковки деньги можно вернуть на личный аккаунт в «Белгородском парковочном пространстве».

Подробно о всей схеме работы парковок «БелПресса» уже рассказывала – почитайте ещё раз.

 

Режим и схема работы белгородских платных парковок
Режим и схема работы белгородских платных парковок
Инфографика Любови Турбиной

 

А вот во дворах автомобилей действительно прибавилось. Например, свернуть с Гражданского проспекта и подыскать там свободное местечко не удалось. Очевидно, в ближайшее время ответной реакции стоит ждать и со стороны жителей близлежащих к платным стоянкам домов – притоку гостевых авто они явно будут не рады.

  • А вот такая картина теперь наблюдается в окрестных дворах.

  • Местным жителям перекочевавшие со стоянок автомобили едва ли понравятся.

По чужим следам

По официальной статистике, только в Белгороде (т. е. без учёта всей Белгородской агломерации) в 2013 году было зарегистрировано 139 702 транспортных средства, из которых 117 279 – легковые. В городе к началу 2014 года было 638 парковочных карманов на 12 571 автомобиль. На 1 000 белгородцев приходится примерно 370 автомобилей. Это тот уровень автомобилизации города, когда создание платных парковок (хоть и меры далеко не самой популярной) является самым простым решением по разгрузке центральных участков города.

Белгород уже давно по уровню автомобилизации вошёл в стадию, когда общественные пространства для автомобилей должны стать платными. Процесс этот докатился до России по традиции спустя несколько десятилетий после того, как он начался в Европе и США. Первый паркомат в мире появился на самой оживлённой улице американского города Оклахома в июле 1935 года, о чём сохранились и видеосвидетельства.

Первый паркомат в мире

 

Американцы были наиболее прогрессивными и в отношении санкций для неплательщиков за парковочные места. В 1955 году по идее скрипача Франка Мэрага в Денвере начали применять блокираторы для колёс. «Денверский башмак» только за месяц работы принёс порядка 18 тыс. долларов в казну, что для той поры было внушительной суммой. Снять блокиратор можно было только после оплаты штрафа в полиции.

Начиная с 1960-х годов платные парковки начали активно появляться в европейских городах. В Россию и на постсоветское пространство тенденция распространилась уже после развала СССР. Однако платными парковками в 1990-е годы часто занимались сомнительные коммерческие структуры, а деньги собирали люди «спортивного телосложения». С приходом нулевых такие парковки постепенно исчезали.

К идее вернулись уже с началом второго десятилетия XXI века. Страдающая от колоссального комплекса транспортных проблем российская столица стала первопроходцем в создании новой системы платных парковок.

В Москве сначала их ввели на Петровке и Каретном ряду, а с июня 2013 года – в пределах Бульварного кольца, и с тех пор зона платных парковок в столице постепенно разрастается. На данный момент парковка внутри Бульварного кольца стоит 80 рублей в час, в пределах Садового кольца – 60 рублей, от Садового кольца до Третьего транспортного кольца (парковки начнут быть платными с декабря) – 40 рублей.

Опыт Москвы интересен и важен тем, что в Белгороде практически полностью копируют созданную в мегаполисе систему. Притом что Белгород по своим размерам никак с Москвой не сопоставишь, центральная его часть по трафику столицу вполне напоминает в связи с особенностями самого города. О них много раз говорили и чиновники-архитекторы – транспортные потоки стремятся в центральную часть города, которая сосредоточена на маленьком пятачке – 1 на 2 км, что составляет 0,13 % от всей площади Белгорода.

По данным «Московского парковочного пространства», внедрение платных парковок привело к увеличению скорости движения в зоне парковок на 12 %, на 64 % сократились нарушения правил парковки, на 25 % – число машин, въезжающих в пределы Садового кольца. Оборачиваемость машино-мест увеличилась в 4 раза (стояли в среднем по 6–8 часов, теперь – по 1,5 часа).

Позитивные отклики о проекте со стороны самих организаторов и московских властей объяснимы, но реализация проекта получила позитивные отклики и со стороны независимых экспертов.

«В целом, мне кажется, проект идёт очень хорошо. Центр города заметно разгрузился, – написал после трёх месяцев работы платных парковок в Москве блогер и урбанист Илья Варламов. – Да, парковка стала платной, но теперь можно нормально припарковаться, заплатив деньги. Это удобно».

Введение платных парковок не самая популярная мера, однако она, по мнению того же Варламова, самый эффективный способ разгрузить город:

«Сейчас в пост набежит куча троллей и начнёт возмущаться, с чего это город берёт деньги за парковку? Очень просто. Город берёт деньги за парковку не для того, чтобы обобрать автовладельцев, а для регулирования спроса, который превышает предложение. Парковочных мест в центре города на всех не хватает, брать плату за парковку – вполне разумное решение. Сейчас ситуация кажется вполне сбалансированной. В зонах платной парковки всегда можно найти место, мне это нравится. Если места закончатся, надо будет поднимать цену».

Профессор и проректор Высшей школы экономики Константин Сонин в своей колонке в «Ведомостях» от 24 ноября называет введение платных парковок «одной из самых продуктивных мер московского правительства последних лет».

«Почему от введения платы за парковку стало больше свободных мест? Потому что для части тех, кто парковался в центре до введения платы, цена этой парковки оказалась ниже введённой платы. Теперь они перестали ездить в центр или стали ездить меньше, освобождая дороги и парковочные места для тех, кто ценит их – в смысле готовности платить – выше. (Те, кто приезжает в центр и паркуется с нарушением – например, заклеивая номера, – тоже платят новую цену: если кто-то 20 раз нарушил правила, экономя каждый раз по  100 рублей, а один раз его оштрафовали на 2 000 рублей, то он ничего от своих нарушений не выиграл.) Однако даже и те, кто стал ездить гораздо реже, кое-что выиграли: в тот момент, когда им действительно будет нужно поехать в центр, это будет быстрее и проще», – пишет Константин Сонин.

Оплата парковки через паркомат.
Оплата парковки через паркомат.
Фото Вадима Заблоцкого

Быть как все

Опыт платных парковок постепенно внедряют крупные российские города. С сентября аналогичная система заработала в тестовом режиме в Калуге. Бесплатно стоять там можно 15 минут, час стоянки стоит 35 рублей, а штраф за неоплату – 500 рублей. В Екатеринбурге пилотный проект на двух улицах запустили 26 мая. Там час пользования машино-местом также стоит 30 рублей, а штрафы составляют 1–3 тыс. В Краснодаре цена часа также 30 рублей, а бесплатно даётся постоять лишь 15 минут. В Санкт-Петербурге запустили платные парковки без взимания платы в демонстрационном режиме (полноценные запустят в 2015 году). В Саратове готовятся к их запуску также в наступающем году. Белгородская история не уникальна, а вот оставленный целый час на бесплатную стоянку – приятная особенность.

В Европе распространённой практикой является не только создание платных парковок в загруженных транспортом районах, но и ограничение на стоянку даже при условии её оплаты. Например, в болгарской Софии есть две зоны парковки, где можно стоять до 2 и до 4 часов в рабочее время. Оплата за час при этом составляет 2 или 1 лева (один лев – около 29 рублей). В Праге постоять час стоит около 2 долларов, в Хельсинки – от 1 до 4 евро за час, причём в самом центре нельзя оставлять автомобиль более чем на час. Почти во всём Париже уличные парковки платные, стоимость часа – от 1 до 3 евро в зависимости от района.

Общий опыт мировых мегаполисов говорит о росте цен на платные парковки пропорционально росту автомобилизации. Например, в самом известном районе Нью-Йорка – на Манхэттене стоимость парковки за час достигает 30 долларов, в целом по городу много парковок за доллар в час, но они ограничены по времени стоянки. Альтернатива – платные паркинги, где ценник может составлять несколько десятков долларов за один-два часа стоянки.

Пусть Белгород и совершенно некорректно сравнивать с крупнейшими городами мира, но общее для всех то, что ездить на автомобилях по центральным частям городов становится дорогим удовольствием и даже представители обеспеченного класса часто отказываются от поездок на личном авто. Однако этот тренд (вполне позитивный для развития городских пространств) сопровождается другим фактором – прекрасно выстроенной системой общественного транспорта. А вот о нём в Белгороде, несмотря на проводимые преобразования, отзывы пока совсем не такие положительные, как о платных парковках. Мягко говоря.


для комментариев используется HyperComments